5.5. Производные ценные бумаги (деривативы).
Производные ценные бумаги удостоверяют право или обязанность инвестора купить или продать определенное количество базисного актива (валюты, облигаций, акций, золота и т.п.) в определенное время или в течение определенного времени по определенной цене. Производные ценные бумаги позволяют участнику рынка реализовать две возможности: получить спекулятивную прибыль в короткие сроки при небольших инвестициях. Это достигается путем принятия инвестором-спекулянтом дополнительного риска, либо путем осуществления арбитражных сделок; устранить или уменьшить риск изменения валютных курсов, процентных ставок, курсовой стоимости активов при реализации или покупке товаров. Процесс управления риском при помощи производных финансовых инструментов называется хеджирование.
К производным ценным бумагам относятся варранты, опционы, форварды, фьючерсы, права.
Варрант - это сертификат, удостоверяющий право держателя сертификата (дает только право, но не обязывает) на покупку акций компании по фиксированной (подписной) цене в течение достаточно длительного срока (от года до нескольких лет). Варранты не обязательно дают право на покупку акций, могут быть выпущены варранты на покупку долговых инструментов или товаров (например золота). Обычно выпускают варранты вместе с облигациями. Целью выпуска облигаций с варрантами состоит в том, чтобы снизить стоимость привлекаемого капитала при размещении облигационного займа, предполагая, что инвестор снизит свои требования к доходности облигаций в обмен на будущую возможность купить по фиксированной цене акции того же эмитента. Цель компании - выпуском варрантов подсластить условия выпуска облигаций, чтобы они были более привлекательными.
Депозитарные расписки - это сертификаты, выписанные банком и удостоверяющие наличие у него на депозите акций. Депозитарные расписки позволяют инвесторам инвестировать в акции иностранных компаний, продавать и покупать их и получать дивиденды в национальной валюте. Для компаний депозитарные расписки существенно упрощают выход на международный рынок, так как процедура получения листинга для иностранных компаний всегда очень сложна.
Форвард - внебиржевой контракт (сделка осуществляется через внебиржевых посредников, которые аккумулируют информацию от клиентов по котировкам и условиями контрактов) о будущей поставке базисного актива по фиксированной цене. Форвард - твердая сделка, налагающая обязательства на покупателя и продавца: продавец контракта обязуется поставить базисный актив в определенный момент времени, покупатель обязан купить базисный актив по установленной цене. Если цена базисного актива упадет в цене, продавец оказывается в выигрыше, и, наоборот, если цена поднимется - покупатель окажется в выигрыше. Сторона, заключившая контракт, позиция которого оказывается убыточной на момент исполнения, перечисляет сумму проигрыша выигравшему контрагенту.
Опцион - это контракт, предоставляющий покупателю право купить (опцион «кол») или продать (опцион «пул») определенное количество базисного актива по фиксированной в момент его заключения цене -исполнительной цене или цене «страйк». Покупатель опциона (только он как покупатель) имеет право реализовать опцион либо на определенную дату (европейский опцион) либо в течение определенного срока (американский опцион). Продавец (надписатель или райтер) обязан поставить базисный актив в установленные сроки по исполнительной цене Владелец опциона, не воспользовавшийся им в течение срока исполнения, теряет это право и премию райтеру, уплаченную ему при подписании контракта.
- Московский государственный университет тонких химических технологий им. М.В.Ломоносова
- Заколодина т.В., Мандыч и.А., Назарова и.А., Цой а.В. Пособие для подготовки к государственному экзамену по специальности
- 1. Основы менеджмента
- Понятия «управление» и «менеджмент». Сущность менеджмента.
- 1.2 Основные и специфические функции менеджмента. Принципы менеджмента и методы осуществления управленческой деятельности.
- Принципы менеджмента
- Методы осуществления управленческой деятельности
- 1.3 Определение менеджера, его качества. Категории управленческого мастерства. Иерархия менеджеров.
- 1.4 Понятие целей. Связи между целями. Разновидности и постановка целей. «Дерево целей».
- 1.5 Основные подходы к организации в менеджменте.
- 1.6 Внешняя и внутренняя среда организации.
- 1.7 Типы организаций по взаимодействию с человеком и с внешней средой.
- 1.8 Типы организаций по взаимодействию подразделений.
- 1.9. Новое в типах организации: эдхократическая, многомерная организации, партисипативная, предпринимательская организации и организация, ориентированная на рынок.
- 1.10 Школы менеджмента.
- 2 Организационное поведение
- 2.1 Факторы формирования личности человека.
- 2.2 Темперамент и характер. Типы темперамента и типы акцентуированных личностей.
- 2.3 Группы и их значимость. Классификация групп.
- 2.4 Целевые и поддерживающие роли в группе. Классификация деловых ролей по м.Белбину.
- 2.5 Руководство, лидерство и власть в организации. Типы руководителей, лидеров и власти в организации.
- 2.6 Понятие общения и его разновидности. Вербальные и невербальные средства общения.
- 2.7 Перцептивная сторона общения. Дистанция в общении.
- 2.8 Коммуникативная сторона общения. Основные коммуникационные барьеры в общении.
- 2.9 Конфликт и его структурные компоненты. Типология конфликтов и конфликтных личностей.
- 2.10 Интерактивная сторона общения. Основные стратегии поведения.
- 3. Маркетинг
- 3. Маркетинг
- 3.1. Определение, основные понятия и функции маркетинга.
- 3.2. Принципы и концепции маркетинга.
- 3.3. Комплекс маркетинга.
- 3.4. Управление маркетингом
- 3.5. Покупательское поведение.
- 3.6. Факторы, влияющие на процесс принятия решения о покупке.
- 3.7. Восприятие в процессе покупательского поведения.
- 3.8. Типы потребителей.
- 3.9. Маркетинговые исследования.
- 3.10. Сравнение методов маркетингового опроса.
- 3.11. Искажение информации в различных методах опроса.
- 3.12. Шкалирование в маркетинговых исследованиях.
- 3.13. Меречндайзинг.
- 3.14. Товар, его характеристики. Классификация товаров.
- Разделяют три понятия товара:
- 3.15. Марочная политика.
- 3.16. Бренд и законы бренда.
- 3.17. Сегментация рынка. Признаки, критерии и эффективность сегментации.
- 3.18. Позиционирование товара.
- 3.19. Стимулирование сбыта.
- 3.20. Реклама. Рекламные цели.
- 3.21. Методы определения цен.
- 3.22. Внешняя и внутренняя среда маркетинга. Макро и непосредственное окружение.
- 3.23. Модель «пяти сил» Портера.
- 3.24. Портфельные методы анализа. Матрицы Бостон-Консалтинг групп и McKensey.
- 3.25. Матрица swoт и ее задачи.
- 3.26. Характеристика охвата рынка.
- 3.27. Факторы, учитывающие при определении цен на товары.
- 3.28. Метод воспринимаемой ценности при определении цен.
- 3.29. Стратегии конкуренции. Факторы конкуренции.
- 3.30. Определение цены на основе спроса
- 4. Экономическая теория
- 4.1. Предмет и метод экономической теории
- 4.2. Становление и развитие экономической науки
- 4.3. Особенности современной экономической теории
- 4.4. Модели экономических систем
- 4.5. Факторы производства
- 4.6. Экономический рост. Экономические циклы. Длинные волны н.Д. Кондратьева
- 4.7. Налоги, их сущность и виды
- 4.8. Инструменты государственного регулирования денежно-кредитных отношений
- 4.9. Баланс народного хозяйства. Сущность генетического и технологического методов планирования народного хозяйства.
- 4.10. Сущность и функция кредита. Банковская система Российской Федерации, функции центрального банка
- 4.11. Государственный бюджет как основа финансовой системы государства. Бюджетный дефицит.
- 4.12. Этапы развития мировой валютной системы
- 3.13. Закон спроса. Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса.
- 4.14. Эластичность спроса: экономический смысл и гражданская интерпретация
- 4.15. Закон предположения и неценовые факторы, влияния на предположения.
- 4.16. Сущность и структура издержек
- 4.17. Теория цены и экономическая природа прибыли в условиях современной конкуренции.
- 4.18. Условие равновесия фирмы в краткосрочном периоде на полипольном рынке
- 3.19. Теория цены в условиях несовершенной конкуренции
- 4.20. Деньги, их экономический смысл и функции.
- 4.21. Денежная система. Характеристика денежных агрегатов.
- 4.22. Сущность и функции финансов.
- 4.23. Финансовая система и ее структура
- 4.24. Государственный долг и его макроэкономические последствия
- 4.25. Инфляция и формы ее проявления
- 4.26. Безработица
- 4.27. Индекс стоимости жизни и его значение.
- 4.28. Система национальных счетов. Определение ввп и внп
- 4.29. Общее экономическое равновесие (модель ad-as)
- 4.30. Модель мультипликатора.
- 5. Финансовый менеджмент
- 5.1. Учет фактора времени в финансовых расчетах.
- 5.2. Ценные бумаги. Акции.
- Доходность акций
- 5.3. Облигации. Виды и характеристики облигаций.
- Краткосрочные бескупонные облигаций
- 5.4. Вексель. Анализ операций с векселями. Учет векселей.
- 5.5. Производные ценные бумаги (деривативы).
- 5.6. Производные ценные бумаги (деривативы).
- 5.7. Концепция чистой текущей стоимости. Методика расчета и сферы применения.
- 5.8. Операционный рычаг (левередж).
- 5.9. Финансовый рычаг (левередж).
- 117571, Москва, пр. Вернадского, 86.