logo search
Posobie_po_gosekzamenu

3.19. Теория цены в условиях несовершенной конкуренции

Рассмотрим ценообразование в случае чистой монополии и олигополии. Чистая монополия (греч. Monos – один, polai – продавать) предполагает, что на рынке есть только один продавец, от которого зависят объем производства и цена: чем выше цена, тем меньше реализуемый объем производства и наоборот. Но от монополиста не зависят сложившийся на данный момент на рынке спрос и цены на факторы производства и энергоносители.

Правило максимума цены монополиста (“потолок” цены) можно вывести, если знать предельный доход MR. Предельный доход – это доход, получаемый от последней продажи при данном объеме производства единицы продукции R, которая находится по формуле R=Q•P. Предельный доход n-ой единицы товара рассчитывается, как MRn=Rn – Rn-1.

Линия предельного дохода на графике всегда прямая, вершина которой выходит из точки запретительной цены (“потолка” цены) и упирается в точку В/2 – половину запретительной цены, т.е. делит площадь, образованную линией спроса пополам:

До тех пор, пока линия MR будет проходить выше линии МС, каждая единица продукции будет приносить дополнительную прибыль. Монопольная цена Р1 всегда выше средней рыночной цены А/2, поэтому монополист всегда ориентируется на людей с высокими доходами, а не на средний класс. Максимум прибыли монополист получает при МС=MR: на графике мы видим, что П1 > А/2 и что объем производства монополистаQ1 всегда меньше производственного оптимума Q2.

Олигополия (греч. Oligos – немного) предполагает, что на рынке много покупателей и не много продавцов, а это означает, что среди них есть ценовой лидер – тот, кто устанавливает свою цену, а другие фирмы вынуждены ее принимать. Механизм формирования цены рассмотрим на частном примере дуополии.

Допустим, что на рынке два предпринимателя и они делят этот рынок пополам.

Уровень издержек у них разный и у 1-ого предпринимателя они выше, чем у 2-ого.

Каждый из них на своей половине рынка ведет себя как монополист, то есть стремится к максимизации прибыли (MC=MR). Тогда первый предприниматель максимум прибыли получит при цене Р1, а второй при цене Р2.

Поскольку так как оба продают одинаковою продукцию, то покупатели будут покупать у второго предпринимателя, которому он продет дешевле (Р21). Что остается делать первому предпринимателю? Он вынужден будет продавать по цене Р2, лишаясь части монопольной прибыли, иначе он потеряет своих покупателей.

При олигополии ценовым лидером становится тот предприниматель, у которого уровень издержек ниже. Олигополиями в современном мире являются ТНК (транснациональные корпорации); в настоящее время насчитывается около 60 тыс. материнских (головных) компаний и более 500 тыс. филиалов. Под контролем ТНК находится 50% мирового промышленного производства, 60% внешнеторговых оборотов (в том числе 90%мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака)