72. Регулирование деятельности естественных монополий.
Е.м. – предприятие/орг-ция, производящая продукцию, удовлетворение спроса на которую эффективно при отсутствии конкуренции. К е.м. относятся прежде всего предприятия транспорта и связи.
Естественные монополии- это отрасли общественного пользования, к которым относятся электроэнергетика, газовое хозяйство, водоснабжение, воздушный, железнодорожный и муниципальный транспорт, связь, радиовещание и телевещание.
Проблема рег-я деят-ти естественных монополий (е.м.) существует в тех случаях, когда одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счет масштаба производства. Это характерно для предприятий общественного пользования, где для достижения низкой цены необходима крупномасштабная деят-ть.
Для е.м. обычно устанавливается «справедливый» доход, когда цена их продукции равна средним издержкам. Но такая ситуация влечет за собой потерю предприятием-монополистом стимула к снижению издержек.
Цель гос.рег-я е.м. двояка: она состоит, с одной стороны, в том, чтобы защитить общество от всевластия монополистов на рынках путем рег-я цен и регламентации качества обслуживания, а с другой – обеспечить условия их эф-ного развития.
При рег-и е.м. применяется комбинация следующих мер: установление предельных цен на продукцию монополий; установление фиксированной цена на продукцию; установление предельного коэф-та изменения цен; установление режима свободных цен.
Основные методы регулирования: ценовое регулирование, определение потребителей для обязательного обслуживания и установление минимального уровня их обеспечения в соответствии с российским законодательством, реструктуризация отраслей.
При отсутствии регулирования естественные монополии могут сокращать объемы производства, устанавливать монопольные цены, что вызывает рост цен в смежных отраслях. Естественные монополии обязаны обслуживать клиентов без дискриминации представлять в органы исполнительной власти сведения, которые для других предприятий являются коммерческой тайной. Предприятия естественных монополий не могут ликвидироваться без разрешения государственных органов. Наиболее радикальной формой регулирования естественных монополий является передача предприятий в государственную собственность, создание для управления естественными монополиями специальных государственных органов осуществляющих прямой контроль для обеспечение баланса производителей и потребителей. Основным объектом регулирования являются цены и тарифы на их продукцию. Эффективное регулирование естественных монополий достигается при обеспечении максимальной независимости контрольно-регулирующих органов, отсутствии лоббирования интересов монополистов в органах власти. В России регулирование естественных монополий осуществляют: Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам. Другим направлением госрегулирования естественных монополий является проведение их структурной перестройки. Она предусматривает в частности разделение регулируемых и нерегулируемых видов деятельности. В каждой монополии имеются соответствующие производства, которые по существу монополиями не являются, Например, транспортировка газа является монопольным видом деятельности, а его добычу можно организовать на конкурентных началах. В настоящее время проводится реструктуризация крупнейших естественных монополий России: РАО «ЕЭС России», «Газпрома», МПС.
73. Роль организационной культуры в развитии персонала.
Под организационной культурой предприятия нужно понимать совокупность ценностей и норм организационного поведения, принятых на данном предприятии.
Организационная культура ориентирована на внутреннюю среду и проявляется, прежде всего, и главным образом в организационном поведении сотрудников. Сюда следует отнести устойчивость, эффективность и надежность внутрисистемных организационных связей; дисциплину и культуру их исполнения; динамизм и адаптивность к нововведениям в организации; общепринятый (на всех уровнях) стиль управления, основанный на сотрудничестве; активные процессы позитивной самоорганизации и многое другое, что проявляется в организационном поведении работников в соответствии с принятыми нормами и признанными ценностями, объединяющими интересы отдельных людей, групп и организации в целом.
Влияние организационной культуры на организационное поведение
Основные показатели Основное направление влияния организационной
организационного поведения культуры
Поведение индивида в организации Правила, формы общения (формального и
неформального), приоритетность личных или
общих интересов, отношение работника к фирме,
коллективизм или индивидуализм и др.
Мотивация Преобладание внешней или внутренней
мотивации, способы мотивации, поощрения,
вознаграждения, повышения по службе и др.
Социально-психологический климат Психологические условия труда, символы и
значимость статуса, наличие и частота
конфликтов и др.
Групповое поведение Отношение к власти, особенности лидерства,
принятые роли в коллективе и отношение к ним,
сотрудничество между членами группы, ее
иерархия, возможность группового принятия
решения и др.
- 1. Анализ внутренних закономерностей и внешних факторов, определяющих развитие мо.
- 2. Аттестация персонала: цель, орг-мя проведения, методы оценки, рез-т
- 8. Внутренняя и внешняя среда организации
- 3. Бюджет государства, его роль и функции. Доходы и расходы бюджета. Бюджетный дефицит.
- 10.Группы и групповая динамика в управлении
- 5. В.П.:сод-ние, цель, сп-бы проведения и формы рег-ния вал. Отн..
- 6. Власть и влияние руководителя в процессе управления.
- 11. Дкп гос-ва: понятие, цель, инст-ты.
- 9. Высвобождение (увольнение) персонала: понятие и виды.
- 12. Значение и содержание региональной политики.
- 13. Значение и состав сферы благоустройства мо.
- 14. Инвестиции как важнейший фактор стабилизации и развития экономики. Виды инвестиций и источники их финансирования.
- 15. Инструменты и механизмы государственного регулирования экономики, их классификация.
- 16. Инфляция: социально-экономическое содержание, причины, пути преодоления.
- 17. Источники и потребители информации в муниципальном управлении.
- 18.Кадровая политика в организации, ее место и роль в управлении
- 20.Коммуникации в системе управления: понятие, виды и модели
- 19. Классификация, базовые принципы и этапы разработки целевых программ
- 21. Комплексная система управления тбо мо
- 22. Конституционно-правовая база и нормативные основы местного самоуправления.
- 23. Конфликты в организации (виды, причины и последствия).
- 24. Концепции управления персоналом за рубежом.
- 25. Концепция сэр мо: сущность, основные этапы формирования концепции.
- 26. Концепция комплексного сэр мо: сущность, цели и задачи. Структура концепции.
- 27.Концепция управления персоналом (методология, система, технология управления персоналом)
- 28. Лидерство и руководство в системе управления
- 29. Методология и основные методы науки управления.
- 30. Механизм выявления и предупреждения монополистических действий хозяйствующих субъектов.
- 31.Мотивация персонала.
- 32.Муниципальная система здравоохранения. Основные направления развития системы здравоохранения.
- 33. Муниципальные образования- понятия, типы, особенности.
- 34. Налоговая политика: содержание и методы реализации. Классификация видов налогов.
- 36. Общегосударственное планирование: понятие, виды, методы.
- 35.Направления региональной политики в регионах разного типа.
- 37.Организационная структура службы управления персоналом.
- 38.Организационные структуры управления объектами, их виды и классификация.
- 39. Организация и планирование работы местной администрации
- 40.Организация контроля в муниципальном образовании
- 41. Организация работы с обращениями граждан
- 42. Организация труда муниципальных служащих
- 43.Организация управления и финансирования культуры муниципального образования
- 44. Органы местного самоуправления- понятия, классификация, компетенции.
- 45. Основные направления совершенствования управления жилищным фондом.
- 46. Основные направления совершенствования управления жкх
- 47. Основные функции управления объектом
- 48. Основы создания и функционирования тсж
- 49. Особенности муниципального управления в сельской местности
- 50. Оценка персонала: методы, организация, результат
- 51.Персонал орг-ии: понятие, классификация, количественная и качественная характеристика.
- 52. Подбор и расстановка персонала в организации.
- 53.Подходы в управлении (системный, процессный, ситуационный).
- 54. Политика занятости, ее социальная ориентация и основные задачи. Государственная система занятости.
- 55.Понятие и задачи мун. Сэ мониторинга. Основные этапы мониторинга.
- 56.Понятие и принципы обоснования выбора мо.
- 57. Понятие и содержание программы ксэр мо.
- 58. Понятие и состав потребительского рынка. Задачи механизмы муниципального регулирования потребительского рынка.
- 59. Понятие и состав транспортного комплекса муниципального образования, основные направления его развития.
- 60. Понятие организации как явления и как процесса.
- 61. Понятие, цели, инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности
- 62. Понятие, этапы и виды карьеры.
- 63. Понятия, критерии и показатели эффективности муниципального управления.
- 64. Предметы ведения и полномочия муниципальных образований различных типов
- 65.Принципы и методы управления персоналом
- 66. Принципы построения и методы проектирования организационной структуры органов муниципального управления.
- 67. Принципы, этапы, методы прогнозирования
- 68. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики: понятие, виды прогнозов.
- 69. Программно-целевой метод планирования как основа целевых комплексных программ. Федеральные и региональные программы
- 70. Развитие местного самоуправления в России и за рубежом.
- 71. Развитие форм собственности и самоуправления в жилищной сфере.
- 72. Регулирование деятельности естественных монополий.
- 74. Рынок труда, его особенности, направления и методы регулирования.
- 75.Система образования на муниципальном уровне. Основные направления развития образования.
- 76.Система управления персоналом: понятие, характеристика функциональных подсистем.
- 77. Содержание и виды антимонопольной политики государства.
- 80. Социально-психологические аспекты управления.
- 78. Состав, периоды и этапы разработки и принятия программы комплексного сэр мо
- 79. Социальная политика: сущность, основные направления и особенности реализации.
- 81.Сравнительный анализ основных положений теорий о роли государства в экономике.
- 82. Стиль руководства: понятие, типология, роль в эффективном управлении персоналом
- 83.Стратегические цели и приоритеты социально-экономического развития мо.
- 84. Стратегия и тактика управления.
- 85. Стратегия и экономическая политика государства
- 86. Структурная политика государства: цели, задачи, методы реализации.
- 89. Сущность монополизации экономики и цели антимонопольного регулирования
- 90. Сущность, цели, задачи и факторы государственной научно-технической политики.
- 91. Теории мотивации в менеджменте (первоначальные, содержательные, процессуальные).
- 92. Трудовая адаптация персонала
- 93. Управленческие решения: понятие, виды, этапы разработки
- 94. Уровень и качество жизни населения: понятие, государственное регулирование
- 95. Финансово-экономические основы местного самоуправления.
- 96.Формы и системы оплаты труда персонала
- 97. Формы участия граждан в местном самоуправлении, их классификация, характеристика
- 98. Характеристика муниципального образования как объекта управления сэр
- 99. Цели и задачи государственной промышленной политики
- 100. Цели и задачи региональной экономической политики.
- 101. Цели, задачи и инструменты государственного регулирования природопользования.
- 102. Цели, задачи и принципы государственного регулирования экономики.
- 103. Школы менеджмента и их вклад в науку управления
- 104. Экономическая система как объект государственного регулирования экономики. Основные модели экономических систем.
- 105. Эффективность управленческого труда: понятие, оценка.