logo search
шпоргалки

72. Регулирование деятельности естественных монополий.

Е.м. – предприятие/орг-ция, производящая продукцию, удовлетворение спроса на которую эффективно при отсутствии конкуренции. К е.м. относятся прежде всего предприятия транспорта и связи.

Естественные монополии- это отрасли общественного пользования, к которым относятся электроэнергетика, газовое хозяйство, водоснабжение, воздушный, железнодорожный и муниципальный транспорт, связь, радиовещание и телевещание.

Проблема рег-я деят-ти естественных монополий (е.м.) существует в тех случаях, когда одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счет масштаба производства. Это характерно для предприятий общественного пользования, где для достижения низкой цены необходима крупномасштабная деят-ть.

Для е.м. обычно устанавливается «справедливый» доход, когда цена их продукции равна средним издержкам. Но такая ситуация влечет за собой потерю предприятием-монополистом стимула к снижению издержек.

Цель гос.рег-я е.м. двояка: она состоит, с одной стороны, в том, чтобы защитить общество от всевластия монополистов на рынках путем рег-я цен и регламентации качества обслуживания, а с другой – обеспечить условия их эф-ного развития.

При рег-и е.м. применяется комбинация следующих мер: установление предельных цен на продукцию монополий; установление фиксированной цена на продукцию; установление предельного коэф-та изменения цен; установление режима свободных цен.

Основные методы регулирования: ценовое регулирование, определение потребителей для обязательного обслуживания и установление минимального уровня их обеспечения в соответствии с российским законодательством, реструктуризация отраслей.

При отсутствии регулирования естественные монополии могут сокращать объемы производства, устанавливать монопольные цены, что вызывает рост цен в смежных отраслях. Естественные монополии обязаны обслуживать клиентов без дискриминации представлять в органы исполнительной власти сведения, которые для других предприятий являются коммерческой тайной. Предприятия естественных монополий не могут ликвидироваться без разрешения государственных органов. Наиболее радикальной формой регулирования естественных монополий является передача предприятий в государственную собственность, создание для управления естественными монополиями специальных государственных органов осуществляющих прямой контроль для обеспечение баланса производителей и потребителей. Основным объектом регулирования являются цены и тарифы на их продукцию. Эффективное регулирование естественных монополий достигается при обеспечении максимальной независимости контрольно-регулирующих органов, отсутствии лоббирования интересов монополистов в органах власти. В России регулирование естественных монополий осуществляют: Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам. Другим направлением госрегулирования естественных монополий является проведение их структурной перестройки. Она предусматривает в частности разделение регулируемых и нерегулируемых видов деятельности. В каждой монополии имеются соответствующие производства, которые по существу монополиями не являются, Например, транспортировка газа является монопольным видом деятельности, а его добычу можно организовать на конкурентных началах. В настоящее время проводится реструктуризация крупнейших естественных монополий России: РАО «ЕЭС России», «Газпрома», МПС.

73. Роль организационной культуры в развитии персонала.

Под организационной культурой предприятия нужно понимать совокупность ценностей и норм организацион­ного поведения, принятых на данном предприятии.

Организационная культура ориентирована на внутреннюю среду и проявляется, прежде всего, и главным образом в организационном поведении сотрудников. Сюда следует отнести устойчивость, эф­фективность и надежность внутрисистемных организационных свя­зей; дисциплину и культуру их исполнения; динамизм и адаптив­ность к нововведениям в организации; общепринятый (на всех уровнях) стиль управления, основанный на сотрудничестве; активные процессы позитивной самоорганизации и многое другое, что проявляется в организационном поведении работников в соответ­ствии с принятыми нормами и признанными ценностями, объе­диняющими интересы отдельных людей, групп и организации в целом.

Влияние организационной культуры на организационное поведение

Основные показатели Основное направление влияния организационной

организационного поведения культуры

Поведение индивида в организации Правила, формы общения (формального и

неформального), приоритетность личных или

общих интересов, отношение работника к фирме,

коллективизм или индивидуализм и др.

Мотивация Преобладание внешней или внутренней

мотивации, способы мотивации, поощрения,

вознаграждения, повышения по службе и др.

Социально-психологический климат Психологические условия труда, символы и

значимость статуса, наличие и частота

конфликтов и др.

Групповое поведение Отношение к власти, особенности лидерства,

принятые роли в коллективе и отношение к ним,

сотрудничество между членами группы, ее

иерархия, возможность группового принятия

решения и др.