logo search
шпоргалки

52. Подбор и расстановка персонала в организации.

Подбор и расстановка кадров - одна из важнейших функций управленческого цикла, выполняемых руководящим составом организации. Подбором кадров занимаются все руководители. Подбор кадров сопровождается их расстановкой в соответствии с деловыми качествами. От качества подбора и расстановки кадров во многом зависит эффективность работы организации.

Очень часто подбор кадров отождествляется с процессом отбора кадров, что является неправильным, т.к. отбор – выделение к.-л. из общего числа, а при подборе – сравниваются деловые и другие качества работника с требованиями рабочего места.

Под подбором и расстановкой персонала понимается рациональное распределение работников организации по структурным подразделениям, участкам, рабочим местам в соответствии с принятой в организации системой разделения и кооперации труда, с одной стороны, и способностями, психофизиологическими и деловыми качествами работников, отвечающими требованиям содержания выполняемой работы, - с другой.

Подбор и расстановка кадров преследует две цели: 1.мирование активно действующих трудовых коллективов в рамках структурных подразделений; 2. создание условий для профессионального роста каждого сотрудника.

Основная задача подбора и расстановки персонала заключается в решении проблемы оптимального размещения персонала в зависимости от выполняемой работы, при этом следует учитывать пригодность работника к выполнению определенных видов работ и личные качества работника. При распределении работников по рабочим местам несоответствие между личностными качествами человека и предъявляемыми требованиями к выполняемой им работе является минимальным без чрезмерной или недостаточной загруженности. Подбор и расстановка персонала основывается на принципах:1.соответствия – соответствие нравственных и деловых качеств претендентов требованиям замещаемой должности;2.перспективности-основывается на учете возрастного ценза для различных категорий должностей, продолжительности периода работы в одной должности и на одном участке, изменения профессии или специальности, состояния здоровья;3.сменяемости–лучшее использование персонала можно достичь, если перемещать персонал с одной должности на другую, с одного участка работ – на другой, препятствуя застою кадров.Подбор и расстановка персонала обеспечивают эффективное замещение рабочих мест, исходя из результатов комплексной оценки, плановой служебной карьеры, условий и оплаты труда персонала. Подбор и расстановка кадров предусматривает планирование служебной карьеры, обеспечение достойных условий и оплаты труда.

Исходными данными для подбора и расстановки персонала являются: модели служебной карьеры, философия и кадровая политика организации, Кодекс законов о труде, материла аттестационной комиссии, штатное расписание и должностные инструкции.

Подбор и расстановка персонала должна обеспечивать слаженную деятельность коллектива с учетом объема, характера и сложности выполняемых работ, при этом должны соблюдаться следующие условия:равномерная и полная загрузка работников всех служб и подразделений;использование персонала в соответствии с его профессией и квалификацией;обеспечение взаимозаменяемости на основе овладения смежными профессиями;обеспечение полной ответственности за выполнение своей работы.

Для решения проблемы подбора и расстановки работников в организации могут быть использованы следующие методы: прогностические – определение должностной пригодности претендента, построенных на основе гипотезы о его будущей деятельности; практические – отдельные поручения, временное замещение должности, стажировка;профильный – определение с помощью каталога характеристик, предъявляемых в зависимости от выполняемой работы.