3.11. Искажение информации в различных методах опроса.
Искажение, погрешность отсутствия ответа возникает в результате существования каких-либо различий между согласившимися и отказавшимися участвовать в опросе.
Почтовые опросы имеют невысокий процент откликов - на просьбу заполнить анкету откликаются респонденты, заинтересованные в опросе. Процент отклика в почтовой панели колеблется от 70 до 80%, благодаря гарантированному содействию со стороны респондентов.
Internet-опросы характеризуются самыми низкими процентами откликов, даже более низкими, чем в опросах по электронной почте. Причиной этого может быть то, что некоторые респонденты имеют доступ только к электронной почте, но не к Internet, а также то, что работа в Internet требует больших усилий и навыков. Кроме того, в отличие от опросов по электронной почте респонденты должны работать в онлайновом режиме весь период времени, необходимый для заполнения анкеты. Если респондентов отобрали предварительно, то для доступа к анкете они должны ввести пароль. В результате анализа установлено, что процент откликов возрастает в таких случаях:
когда выплачено предварительное или обещано денежное вознаграждение;
увеличена суммы денежного вознаграждения;
розданы неденежные поощрения и подарки (ручки, карандаши, книги)
отправлено предварительное уведомление об опросе;
задействован способ "начиная с малого". Этот поэтапный способ заключается в том, что первоначально респондентов просят ответить на очень немногочисленные и простые вопросы, на что почти все соглашаются. Вслед за этой просьбой посетитель переходит к просьбе заполнить большую по объему основную анкету, приступая, таким образом, к критической просьбе, что и было целью визита;
разосланы письма, адресованные конкретным людям (персонализации);
отправка последующих писем.
Осознаваемая анонимность предполагает понимание респондентами того, что интервьюер или исследователь не сможет установить их личность. Осознание респондентами анонимности высоко в почтовых опросах, почтовых панелях и Internet-опросах, поскольку там отсутствует контакт респондента с интервьюером. В то же время при личных опросах (на дому, в торговом центре или с помощью компьютера) осознание анонимности низкое
благодаря непосредственному общению интервьюера и респондента.
Социальная приемлемость — это склонность респондентов давать приемлемые с точки зрения общества ответы, независимо от того, правдивы они или нет. Поскольку почтовые опросы, почтовые панели, Internet-опросы не предполагают непосредственного контакта между интервьюером и респондентом, они в наименьшей степени подвержены влиянию этого фактора. Очевидно, именно поэтому эти методы больше всего подходят для получения чувствительной информации, как, например, информации о финансовом положении либо поведении человека. При электронных опросах проблему социальной приемлемости и возможности получения чувствительной информации можно решить не в полной мере, поскольку респонденты отдают себе отчет в том, что их имена можно установить по обратным адресам электронных сообщений. Личные опросы, как на дому, так и в торговых центрах и с помощью компьютера, представляют наименьшие возможности в этом отношении, хотя в некоторой степени проблему можно смягчить при опросах с помощью компьютера.
Возможные искажения информации интервьюером
Интервьюер может повлиять на результаты опроса способом отбора респондентов, соблюдением процедуры опроса, способом записи ответов. При личных опросах на дому и в торговом центре возможность искажения очень высока. Интонацией и тоном голоса интервьюер может выразить собственное отношение к предмету опроса и тем самым повлиять на ответ респондента. Интервью с помощью компьютера имеют низкую степень чувствительности к этому фактору. Почтовые опросы, опросы по электронной почте, Internet-опросы нечувствительны к нему совсем.
- Московский государственный университет тонких химических технологий им. М.В.Ломоносова
- Заколодина т.В., Мандыч и.А., Назарова и.А., Цой а.В. Пособие для подготовки к государственному экзамену по специальности
- 1. Основы менеджмента
- Понятия «управление» и «менеджмент». Сущность менеджмента.
- 1.2 Основные и специфические функции менеджмента. Принципы менеджмента и методы осуществления управленческой деятельности.
- Принципы менеджмента
- Методы осуществления управленческой деятельности
- 1.3 Определение менеджера, его качества. Категории управленческого мастерства. Иерархия менеджеров.
- 1.4 Понятие целей. Связи между целями. Разновидности и постановка целей. «Дерево целей».
- 1.5 Основные подходы к организации в менеджменте.
- 1.6 Внешняя и внутренняя среда организации.
- 1.7 Типы организаций по взаимодействию с человеком и с внешней средой.
- 1.8 Типы организаций по взаимодействию подразделений.
- 1.9. Новое в типах организации: эдхократическая, многомерная организации, партисипативная, предпринимательская организации и организация, ориентированная на рынок.
- 1.10 Школы менеджмента.
- 2 Организационное поведение
- 2.1 Факторы формирования личности человека.
- 2.2 Темперамент и характер. Типы темперамента и типы акцентуированных личностей.
- 2.3 Группы и их значимость. Классификация групп.
- 2.4 Целевые и поддерживающие роли в группе. Классификация деловых ролей по м.Белбину.
- 2.5 Руководство, лидерство и власть в организации. Типы руководителей, лидеров и власти в организации.
- 2.6 Понятие общения и его разновидности. Вербальные и невербальные средства общения.
- 2.7 Перцептивная сторона общения. Дистанция в общении.
- 2.8 Коммуникативная сторона общения. Основные коммуникационные барьеры в общении.
- 2.9 Конфликт и его структурные компоненты. Типология конфликтов и конфликтных личностей.
- 2.10 Интерактивная сторона общения. Основные стратегии поведения.
- 3. Маркетинг
- 3. Маркетинг
- 3.1. Определение, основные понятия и функции маркетинга.
- 3.2. Принципы и концепции маркетинга.
- 3.3. Комплекс маркетинга.
- 3.4. Управление маркетингом
- 3.5. Покупательское поведение.
- 3.6. Факторы, влияющие на процесс принятия решения о покупке.
- 3.7. Восприятие в процессе покупательского поведения.
- 3.8. Типы потребителей.
- 3.9. Маркетинговые исследования.
- 3.10. Сравнение методов маркетингового опроса.
- 3.11. Искажение информации в различных методах опроса.
- 3.12. Шкалирование в маркетинговых исследованиях.
- 3.13. Меречндайзинг.
- 3.14. Товар, его характеристики. Классификация товаров.
- Разделяют три понятия товара:
- 3.15. Марочная политика.
- 3.16. Бренд и законы бренда.
- 3.17. Сегментация рынка. Признаки, критерии и эффективность сегментации.
- 3.18. Позиционирование товара.
- 3.19. Стимулирование сбыта.
- 3.20. Реклама. Рекламные цели.
- 3.21. Методы определения цен.
- 3.22. Внешняя и внутренняя среда маркетинга. Макро и непосредственное окружение.
- 3.23. Модель «пяти сил» Портера.
- 3.24. Портфельные методы анализа. Матрицы Бостон-Консалтинг групп и McKensey.
- 3.25. Матрица swoт и ее задачи.
- 3.26. Характеристика охвата рынка.
- 3.27. Факторы, учитывающие при определении цен на товары.
- 3.28. Метод воспринимаемой ценности при определении цен.
- 3.29. Стратегии конкуренции. Факторы конкуренции.
- 3.30. Определение цены на основе спроса
- 4. Экономическая теория
- 4.1. Предмет и метод экономической теории
- 4.2. Становление и развитие экономической науки
- 4.3. Особенности современной экономической теории
- 4.4. Модели экономических систем
- 4.5. Факторы производства
- 4.6. Экономический рост. Экономические циклы. Длинные волны н.Д. Кондратьева
- 4.7. Налоги, их сущность и виды
- 4.8. Инструменты государственного регулирования денежно-кредитных отношений
- 4.9. Баланс народного хозяйства. Сущность генетического и технологического методов планирования народного хозяйства.
- 4.10. Сущность и функция кредита. Банковская система Российской Федерации, функции центрального банка
- 4.11. Государственный бюджет как основа финансовой системы государства. Бюджетный дефицит.
- 4.12. Этапы развития мировой валютной системы
- 3.13. Закон спроса. Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса.
- 4.14. Эластичность спроса: экономический смысл и гражданская интерпретация
- 4.15. Закон предположения и неценовые факторы, влияния на предположения.
- 4.16. Сущность и структура издержек
- 4.17. Теория цены и экономическая природа прибыли в условиях современной конкуренции.
- 4.18. Условие равновесия фирмы в краткосрочном периоде на полипольном рынке
- 3.19. Теория цены в условиях несовершенной конкуренции
- 4.20. Деньги, их экономический смысл и функции.
- 4.21. Денежная система. Характеристика денежных агрегатов.
- 4.22. Сущность и функции финансов.
- 4.23. Финансовая система и ее структура
- 4.24. Государственный долг и его макроэкономические последствия
- 4.25. Инфляция и формы ее проявления
- 4.26. Безработица
- 4.27. Индекс стоимости жизни и его значение.
- 4.28. Система национальных счетов. Определение ввп и внп
- 4.29. Общее экономическое равновесие (модель ad-as)
- 4.30. Модель мультипликатора.
- 5. Финансовый менеджмент
- 5.1. Учет фактора времени в финансовых расчетах.
- 5.2. Ценные бумаги. Акции.
- Доходность акций
- 5.3. Облигации. Виды и характеристики облигаций.
- Краткосрочные бескупонные облигаций
- 5.4. Вексель. Анализ операций с векселями. Учет векселей.
- 5.5. Производные ценные бумаги (деривативы).
- 5.6. Производные ценные бумаги (деривативы).
- 5.7. Концепция чистой текущей стоимости. Методика расчета и сферы применения.
- 5.8. Операционный рычаг (левередж).
- 5.9. Финансовый рычаг (левередж).
- 117571, Москва, пр. Вернадского, 86.