5.4. Вексель. Анализ операций с векселями. Учет векселей.
Под векселем понимается ценная бумага, составленная по установленной законом форме и содержащая безусловное обязательство уплатить указанную в нем сумму в оговоренные сроки. Эмитент векселя называется векселедателем, а юридическое или физическое лицо, в пользу которого выпущен вексель - векселедержателем.
Вексели различаются по эмитентам (государственные или казначейские векселя и векселя юридических, или даже частных лиц), обслуживаемым сделкам (финансовые, либо коммерческие (товарные)), плательщику (простые, если по векселю платит векселедатель или переводные, если плательщиком является третье лицо) и т.д.
Право на получение средств по векселю может быть передано другому лицу с помощью индоссамента (передаточной надписи). Таким образом, вексель может многократно передаваться из рук в руки с помощью индоссамента, при этом ответственность по нему для всех участников является солидарной.
Вексель, плательщиком по которому является сам векселедатель, называется простым.
Переводной вексель или тратта является приказом векселедателя третьему лицу (плательщику) уплатить оговоренную сумму векселедержателю. Как правило, плательщиком в этих случаях выступает банк. При этом векселедатель называется трассантом, а плательщик - трассатом.
В целях повышения надежности простого или переводного векселя в качестве гаранта (поручителя) его погашения может выступать третье лицо (как правило — банк). Подобное поручительство называется авалем. При этом если векселедатель не может погасить выданное обязательство, оплату производит поручитель (авалист).
Обычно векселя выпускаются с дисконтом, а погашаются по номиналу. Вместе с тем, вексель может быть выпущен и как ценная бумага с выплатой дохода в виде процента к номиналу в момент погашения. С точки зрения количественного анализа, в первом случае вексель представляет собой дисконтную бумагу, доход по которой составляет разница между ценой покупки и номиналом. Поэтому доходность такого векселя определяется аналогично доходности любого обязательства, реализуемого с дисконтом и погашаемого по номиналу (например, бескупонной облигации):
d=(FV-PV)/PV * Tгода/T=(N-P)/P * Тгода/Т=(100-К)/К * Тгода/Т, где
Т - число дней до погашения; Р - цена покупки; N - номинал; К -курсовая стоимость; Тгода — используемая временная база (обычно используются обыкновенные проценты (360/360)).
Абсолютный доход по дисконтному векселю S равен: S=FV-PV=N-Р=100-К
В случае если вексель продается (покупается) до срока погашения, доход будет поделен между продавцом и покупателем, исходя из величины рыночной ставки процентов и числа дней, оставшихся до погашения: Sпок =r*T/Tгода, где r - рыночная ставка (норма доходности покупателя); Т - число дней от момента сделки до срока погашения. Соответственно доход продавца будет равен: Sпрод = S - Sпок
Оценка стоимости векселя, выпущенного с дисконтом, заключается в определении современной величины элементарного потока платежей по формуле простых процентов, исходя из требуемой нормы доходности r. Формула текущей стоимости подобного обязательства будет иметь следующий вид: P=N/(l+r*T/ Тгода)
В основе коммерческого векселя лежит торговая операция, связанная с поставкой товаров с отсрочкой платежа. Поставка осуществляется в счет векселя, выписанного на сумму стоимости товаров плюс проценты за отсрочку платежа.
На практике поставщик, получив вексель, старается как можно быстрее превратить его в деньги путем реализации третьему лицу - банку, финансовой или факторинговой компании. При этом вексель индоссируется в пользу нового покупателя и последний становится векселедержателем. Подобная операция называется учетом векселя, или банковским учетом. В результате ее проведения поставщик продукции получает денежные средства раньше срока погашения, хотя и не в полном объеме (за вычетом суммы дисконта в пользу банка).
В свою очередь банк при наступлении срока погашения предъявляет вексель к оплате и, получив деньги в полном объеме, реализует свой дисконт. Таким образом вексель выполняет в данной операции две функции -коммерческого кредита и средства платежа.
Абсолютная величина дисконта определяется как разность между номиналом векселя и его современной стоимостью на момент проведения операции. При этом дисконтирование осуществляется по учетной ставке у, устанавливаемой банком:
Disc=FV-PV=N-P=N*y* Т/ Тгода ,где
Т - число дней до погашения; у -учетная ставка банка; Р - сумма, уплаченная владельцу при учете векселя; N – номинал (обычно при учете векселей применяются обыкновенные проценты (360 / 360)). Современная стоимость PV (цена обязательства Р) при учете векселя определяется с учетом дисконта в пользу банка.
- Московский государственный университет тонких химических технологий им. М.В.Ломоносова
- Заколодина т.В., Мандыч и.А., Назарова и.А., Цой а.В. Пособие для подготовки к государственному экзамену по специальности
- 1. Основы менеджмента
- Понятия «управление» и «менеджмент». Сущность менеджмента.
- 1.2 Основные и специфические функции менеджмента. Принципы менеджмента и методы осуществления управленческой деятельности.
- Принципы менеджмента
- Методы осуществления управленческой деятельности
- 1.3 Определение менеджера, его качества. Категории управленческого мастерства. Иерархия менеджеров.
- 1.4 Понятие целей. Связи между целями. Разновидности и постановка целей. «Дерево целей».
- 1.5 Основные подходы к организации в менеджменте.
- 1.6 Внешняя и внутренняя среда организации.
- 1.7 Типы организаций по взаимодействию с человеком и с внешней средой.
- 1.8 Типы организаций по взаимодействию подразделений.
- 1.9. Новое в типах организации: эдхократическая, многомерная организации, партисипативная, предпринимательская организации и организация, ориентированная на рынок.
- 1.10 Школы менеджмента.
- 2 Организационное поведение
- 2.1 Факторы формирования личности человека.
- 2.2 Темперамент и характер. Типы темперамента и типы акцентуированных личностей.
- 2.3 Группы и их значимость. Классификация групп.
- 2.4 Целевые и поддерживающие роли в группе. Классификация деловых ролей по м.Белбину.
- 2.5 Руководство, лидерство и власть в организации. Типы руководителей, лидеров и власти в организации.
- 2.6 Понятие общения и его разновидности. Вербальные и невербальные средства общения.
- 2.7 Перцептивная сторона общения. Дистанция в общении.
- 2.8 Коммуникативная сторона общения. Основные коммуникационные барьеры в общении.
- 2.9 Конфликт и его структурные компоненты. Типология конфликтов и конфликтных личностей.
- 2.10 Интерактивная сторона общения. Основные стратегии поведения.
- 3. Маркетинг
- 3. Маркетинг
- 3.1. Определение, основные понятия и функции маркетинга.
- 3.2. Принципы и концепции маркетинга.
- 3.3. Комплекс маркетинга.
- 3.4. Управление маркетингом
- 3.5. Покупательское поведение.
- 3.6. Факторы, влияющие на процесс принятия решения о покупке.
- 3.7. Восприятие в процессе покупательского поведения.
- 3.8. Типы потребителей.
- 3.9. Маркетинговые исследования.
- 3.10. Сравнение методов маркетингового опроса.
- 3.11. Искажение информации в различных методах опроса.
- 3.12. Шкалирование в маркетинговых исследованиях.
- 3.13. Меречндайзинг.
- 3.14. Товар, его характеристики. Классификация товаров.
- Разделяют три понятия товара:
- 3.15. Марочная политика.
- 3.16. Бренд и законы бренда.
- 3.17. Сегментация рынка. Признаки, критерии и эффективность сегментации.
- 3.18. Позиционирование товара.
- 3.19. Стимулирование сбыта.
- 3.20. Реклама. Рекламные цели.
- 3.21. Методы определения цен.
- 3.22. Внешняя и внутренняя среда маркетинга. Макро и непосредственное окружение.
- 3.23. Модель «пяти сил» Портера.
- 3.24. Портфельные методы анализа. Матрицы Бостон-Консалтинг групп и McKensey.
- 3.25. Матрица swoт и ее задачи.
- 3.26. Характеристика охвата рынка.
- 3.27. Факторы, учитывающие при определении цен на товары.
- 3.28. Метод воспринимаемой ценности при определении цен.
- 3.29. Стратегии конкуренции. Факторы конкуренции.
- 3.30. Определение цены на основе спроса
- 4. Экономическая теория
- 4.1. Предмет и метод экономической теории
- 4.2. Становление и развитие экономической науки
- 4.3. Особенности современной экономической теории
- 4.4. Модели экономических систем
- 4.5. Факторы производства
- 4.6. Экономический рост. Экономические циклы. Длинные волны н.Д. Кондратьева
- 4.7. Налоги, их сущность и виды
- 4.8. Инструменты государственного регулирования денежно-кредитных отношений
- 4.9. Баланс народного хозяйства. Сущность генетического и технологического методов планирования народного хозяйства.
- 4.10. Сущность и функция кредита. Банковская система Российской Федерации, функции центрального банка
- 4.11. Государственный бюджет как основа финансовой системы государства. Бюджетный дефицит.
- 4.12. Этапы развития мировой валютной системы
- 3.13. Закон спроса. Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса.
- 4.14. Эластичность спроса: экономический смысл и гражданская интерпретация
- 4.15. Закон предположения и неценовые факторы, влияния на предположения.
- 4.16. Сущность и структура издержек
- 4.17. Теория цены и экономическая природа прибыли в условиях современной конкуренции.
- 4.18. Условие равновесия фирмы в краткосрочном периоде на полипольном рынке
- 3.19. Теория цены в условиях несовершенной конкуренции
- 4.20. Деньги, их экономический смысл и функции.
- 4.21. Денежная система. Характеристика денежных агрегатов.
- 4.22. Сущность и функции финансов.
- 4.23. Финансовая система и ее структура
- 4.24. Государственный долг и его макроэкономические последствия
- 4.25. Инфляция и формы ее проявления
- 4.26. Безработица
- 4.27. Индекс стоимости жизни и его значение.
- 4.28. Система национальных счетов. Определение ввп и внп
- 4.29. Общее экономическое равновесие (модель ad-as)
- 4.30. Модель мультипликатора.
- 5. Финансовый менеджмент
- 5.1. Учет фактора времени в финансовых расчетах.
- 5.2. Ценные бумаги. Акции.
- Доходность акций
- 5.3. Облигации. Виды и характеристики облигаций.
- Краткосрочные бескупонные облигаций
- 5.4. Вексель. Анализ операций с векселями. Учет векселей.
- 5.5. Производные ценные бумаги (деривативы).
- 5.6. Производные ценные бумаги (деривативы).
- 5.7. Концепция чистой текущей стоимости. Методика расчета и сферы применения.
- 5.8. Операционный рычаг (левередж).
- 5.9. Финансовый рычаг (левередж).
- 117571, Москва, пр. Вернадского, 86.