3. Бюджет государства, его роль и функции. Доходы и расходы бюджета. Бюджетный дефицит.
Гос.бюджет - это форма образования и расходования фонда ден. средств, предназначенных для финан. обеспечения задачи и ф-ций гос-ва и МСУ. Гос. бюджет явл. осн. фин. планом гос-ва и дает органам власти реальную эк. Возм-ть осущ-ния властных полномочий. Б-т гос-ва – это консолидированный б-т России, федеральный б-т + б-ты 83субъектов Федерации.
Роль бюджета: явл. важным звеном финан. сис-мы страны. Отражая содержание процессов произв-ва и распределения общ. продукта и нац.дохода (исчисленная в ден. выражении стоимость вновь созданного в течение года совокупного продукта – сов-ть материальных благ (средств производства и предметов потребления), созданных во всех отраслях материального производства в течение определённого периода (обычно за год)., представляющая доход, приносимый всеми факторами производства (землей, трудом, капиталом, предпринимательством), бюджет представляет собой эк. форму образования и использования основного централизованного фонда ден. средств гос-ва.
Задачи:- перераспределение ВВП (рын. стоимость всех конечных товаров и услуг (т.е. предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на терр-ии гос-ва для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от нац. принадлежности использованных факторов производства);
- гос. рег-ние и стимулирование экономики;- финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление соц. политики государства;- контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Функции бюджета: 1)Накопительная (фискальная) функция означает аккумуляцию (накопление) налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты трех уровней (доходы бюджетов); 2) Распределительная функция проявляется через планирование и осуществление расходов бюджетов; 3)Регулирующая функция - это организация межбюджетных отношений; 4) Контрольная функция - проверка исполнения бюджетов всех уровней и соблюдение правовых норм межбюджетных отношений.
Структурно любой бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.Доход. и расходн. части бюджета содержат указания на источники поступления, направление и расходование средств.
Доходы – поступления в государственную казну, ден. средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов гос.власти соответствующего уровня. Осн. источниками доходной части федерального бюджета являются различные виды налогов - подоходный налог с граждан, налог на прибыль организаций, акцизный налог и т.д. Они бывают налоговыми – обязательные безвозмездные и безвозвратные платежи в пользу бюджета; неналоговыми – использование, продажа имущества, находящегося в гос. и мун.собственности; от оплаты услуг, оказанных гос.и мун.органами власти и учреждениями; штрафы, конфискации, возмещение ущерба; финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней.
Расходы – финн. ресурсы, направляемые на нужды развития экономики и соц. сферы, на оборону, на погашение государственного долга и пр., ден. средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций гос-ва и МСУ. Капитальные расходы – для обеспечения инновационной и инвестиционной деят-ти. Текущие расходы – для обеспечения текущего функционирования органов гос.власти, органов МСУ и бюджетных учреждений, а также оказания гос.поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий, субвенций. Федеральные бюджетные расходы подразделяются на расходы по гос. управлению, военные расходы, расходы на социально-экономические цели (выплата социальных пособий, здравоохранение, просвещение, наука), расходы на хозяйственную деятельность государства и расходы на осуществление внешнеэкономической деятельности (выплаты по государственному долгу и его обслуживание). Если расходы превышают доходы, то существует бюджетный дефицит, или отрицательное сальдо бюджета. И наоборот, если доходы превышают расходы, то существует бюджетный профицит, или положительное сальдо бюджета. Сбалансированный бюджет - бюджет, в котором соблюдено соответствие между расходами и доходами.
Дефицит бюджета, соответственно, возникает, когда правительство тратит на финансирование бюджетных организаций и проектов больше, чем собирает налогов. Дефицит госбюджета может быть покрыт разными способами: в форме прямых кредитов Центрального банка, заимствований на внутреннем и внешнем рынках, дополнительных доходов бюджета, например, доходов от приватизации.
4. Бюджетная система РФ. Бюджетный процесс. Бюджетный федерализм: содержание и развитие.
Бюджетная сис-ма – часть сис-мы гос-ва и по сути это совок-ть всех бюджетов, действующих на тер-ии страны. Бюджетная система – сов-ть бюджетов всех уровней гос. власти, порядок их разработки, методы формирования дох. части, порядок формирования расходн. части.В бюджетную систему РФ как само. части вкл. республи.(фед.) бюджеты: республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов, районные бюджеты районов, городское бюджеты городов, районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.Бюджетная система РФ состоит из 3 звеньев: федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.Основу бюдж. сис-мы страны формируют федеральный бюджет и консолидированный бюджет. Фед. бюджет – годовая роспись доходов и расходов фед. правительства. Это важнейшее средство гос. органов по проведению активной экономической политики. Конс. бюджет – годовая роспись всех государственных доходов и расходов, включая как фед. уровень, так и уровень субъектов Федерации, а также муниципальных образований. Он отражает возможности и направления воздействия федерального правительства и администрации субъектов Федерации при проведении экономической политики в стране.
Бюджетный процесс – регламентированная законодательством деят-ть органов власти по составлению, рассмотрению и исполнению федерального, региональных и местных проектов б-тов, также по утверждению исполнения и контролю за их исполнением. 4 стадии: 1) составление проекта б-та; 2) рассмотрение и утверждение; 3) исполнение б-та; 4) составление отчета об исполнении и утверждении отчета об исполнении. Первые 2 стадии примерно 20 месяцев. Исполнение – 1 год. После этого месяц льготного периода – для завершения операций по обязательствам. Бюджетный период и льготный составляют отчетный период. Последний составляет 5 месяцев. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня. Основными задачами бюджетного процесса являются:выявление материальных и финансовых резервов государства;максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов;максимально точный расчет расходов бюджетов;обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов; согласование бюджетов с реализуемой экономической программой;осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.
Бюджетный федерализма -система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса.
Основные принципы БФ: 1. Сам-ть бюджетов разных уровней.2. Законод. разграничение бюдж. ответ-ти и расходных полномочий между фед., рег. и мест. органами власти и управления.3. Соответствие финансовых ресурсов органов власти и выполняемых ими функций (обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов нижестоящих бюджетов).4. Нормативно-расчетные (формализованные) методы регулирования межбюджетных отношений и предоставление финансовой помощи. 5. Наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями власти и управления, достижение взаимосогласованных решений по вопросам налогово-бюджетной политики. Конкретные воплощения концепции бюджетного федерализма опираются на сочетание двух взаимодополняющих тенденций: конкуренции между региональными органами на рынке социальных услуг и выравнивания условий этой конкуренции и обеспечения на всей территории страны общенациональных минимальных стандартов. Таким образом, БФ есть одно из сложнейших направлений экономических реформ, охватывающих область экономических, финансовых и политических отношений. РФ делает еще только 1 шаги к становлению подлинно федератив. отношений м/д бюджетами различных уровней. Тем не менее, основы их формирования уже заложены. В РФ заложена: конституционная модель бюджетного федерализма (Конституция разграниченность и самостоятельность бюджетов всех уровней); совместные бюджетные и налоговые полномочия Федерации и ее субъектов -они взаимно ограничивают полномочия центра и регионов;устанавливают их взаимосвязь и взаимозависимость, определяя единство бюджетной и налоговой систем. Б.Ф. на две сферы: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя сфера выполняет функции централизации, распределения и перераспределения бюджетных средств между уровнями государственной власти. Внешняя выражает конечную предназначенность бюджетных отношений, осуществляя "обслуживание" государством общества. При этом, чем оно получается дешевле, тем эффективнее система бюджетного федерализма. Решение проблем бюджетного федерализма в конечном итоге позволит стабилизировать российскую государственность, повысить управляемость и объективность нашей рыночной экономической системы.
- 1. Анализ внутренних закономерностей и внешних факторов, определяющих развитие мо.
- 2. Аттестация персонала: цель, орг-мя проведения, методы оценки, рез-т
- 8. Внутренняя и внешняя среда организации
- 3. Бюджет государства, его роль и функции. Доходы и расходы бюджета. Бюджетный дефицит.
- 10.Группы и групповая динамика в управлении
- 5. В.П.:сод-ние, цель, сп-бы проведения и формы рег-ния вал. Отн..
- 6. Власть и влияние руководителя в процессе управления.
- 11. Дкп гос-ва: понятие, цель, инст-ты.
- 9. Высвобождение (увольнение) персонала: понятие и виды.
- 12. Значение и содержание региональной политики.
- 13. Значение и состав сферы благоустройства мо.
- 14. Инвестиции как важнейший фактор стабилизации и развития экономики. Виды инвестиций и источники их финансирования.
- 15. Инструменты и механизмы государственного регулирования экономики, их классификация.
- 16. Инфляция: социально-экономическое содержание, причины, пути преодоления.
- 17. Источники и потребители информации в муниципальном управлении.
- 18.Кадровая политика в организации, ее место и роль в управлении
- 20.Коммуникации в системе управления: понятие, виды и модели
- 19. Классификация, базовые принципы и этапы разработки целевых программ
- 21. Комплексная система управления тбо мо
- 22. Конституционно-правовая база и нормативные основы местного самоуправления.
- 23. Конфликты в организации (виды, причины и последствия).
- 24. Концепции управления персоналом за рубежом.
- 25. Концепция сэр мо: сущность, основные этапы формирования концепции.
- 26. Концепция комплексного сэр мо: сущность, цели и задачи. Структура концепции.
- 27.Концепция управления персоналом (методология, система, технология управления персоналом)
- 28. Лидерство и руководство в системе управления
- 29. Методология и основные методы науки управления.
- 30. Механизм выявления и предупреждения монополистических действий хозяйствующих субъектов.
- 31.Мотивация персонала.
- 32.Муниципальная система здравоохранения. Основные направления развития системы здравоохранения.
- 33. Муниципальные образования- понятия, типы, особенности.
- 34. Налоговая политика: содержание и методы реализации. Классификация видов налогов.
- 36. Общегосударственное планирование: понятие, виды, методы.
- 35.Направления региональной политики в регионах разного типа.
- 37.Организационная структура службы управления персоналом.
- 38.Организационные структуры управления объектами, их виды и классификация.
- 39. Организация и планирование работы местной администрации
- 40.Организация контроля в муниципальном образовании
- 41. Организация работы с обращениями граждан
- 42. Организация труда муниципальных служащих
- 43.Организация управления и финансирования культуры муниципального образования
- 44. Органы местного самоуправления- понятия, классификация, компетенции.
- 45. Основные направления совершенствования управления жилищным фондом.
- 46. Основные направления совершенствования управления жкх
- 47. Основные функции управления объектом
- 48. Основы создания и функционирования тсж
- 49. Особенности муниципального управления в сельской местности
- 50. Оценка персонала: методы, организация, результат
- 51.Персонал орг-ии: понятие, классификация, количественная и качественная характеристика.
- 52. Подбор и расстановка персонала в организации.
- 53.Подходы в управлении (системный, процессный, ситуационный).
- 54. Политика занятости, ее социальная ориентация и основные задачи. Государственная система занятости.
- 55.Понятие и задачи мун. Сэ мониторинга. Основные этапы мониторинга.
- 56.Понятие и принципы обоснования выбора мо.
- 57. Понятие и содержание программы ксэр мо.
- 58. Понятие и состав потребительского рынка. Задачи механизмы муниципального регулирования потребительского рынка.
- 59. Понятие и состав транспортного комплекса муниципального образования, основные направления его развития.
- 60. Понятие организации как явления и как процесса.
- 61. Понятие, цели, инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности
- 62. Понятие, этапы и виды карьеры.
- 63. Понятия, критерии и показатели эффективности муниципального управления.
- 64. Предметы ведения и полномочия муниципальных образований различных типов
- 65.Принципы и методы управления персоналом
- 66. Принципы построения и методы проектирования организационной структуры органов муниципального управления.
- 67. Принципы, этапы, методы прогнозирования
- 68. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики: понятие, виды прогнозов.
- 69. Программно-целевой метод планирования как основа целевых комплексных программ. Федеральные и региональные программы
- 70. Развитие местного самоуправления в России и за рубежом.
- 71. Развитие форм собственности и самоуправления в жилищной сфере.
- 72. Регулирование деятельности естественных монополий.
- 74. Рынок труда, его особенности, направления и методы регулирования.
- 75.Система образования на муниципальном уровне. Основные направления развития образования.
- 76.Система управления персоналом: понятие, характеристика функциональных подсистем.
- 77. Содержание и виды антимонопольной политики государства.
- 80. Социально-психологические аспекты управления.
- 78. Состав, периоды и этапы разработки и принятия программы комплексного сэр мо
- 79. Социальная политика: сущность, основные направления и особенности реализации.
- 81.Сравнительный анализ основных положений теорий о роли государства в экономике.
- 82. Стиль руководства: понятие, типология, роль в эффективном управлении персоналом
- 83.Стратегические цели и приоритеты социально-экономического развития мо.
- 84. Стратегия и тактика управления.
- 85. Стратегия и экономическая политика государства
- 86. Структурная политика государства: цели, задачи, методы реализации.
- 89. Сущность монополизации экономики и цели антимонопольного регулирования
- 90. Сущность, цели, задачи и факторы государственной научно-технической политики.
- 91. Теории мотивации в менеджменте (первоначальные, содержательные, процессуальные).
- 92. Трудовая адаптация персонала
- 93. Управленческие решения: понятие, виды, этапы разработки
- 94. Уровень и качество жизни населения: понятие, государственное регулирование
- 95. Финансово-экономические основы местного самоуправления.
- 96.Формы и системы оплаты труда персонала
- 97. Формы участия граждан в местном самоуправлении, их классификация, характеристика
- 98. Характеристика муниципального образования как объекта управления сэр
- 99. Цели и задачи государственной промышленной политики
- 100. Цели и задачи региональной экономической политики.
- 101. Цели, задачи и инструменты государственного регулирования природопользования.
- 102. Цели, задачи и принципы государственного регулирования экономики.
- 103. Школы менеджмента и их вклад в науку управления
- 104. Экономическая система как объект государственного регулирования экономики. Основные модели экономических систем.
- 105. Эффективность управленческого труда: понятие, оценка.