logo search
641

3.4.4. Схема процесса

Существует 4 типа схем процесса. Это: раскрывающаяся схема, детальная схема, схема потока и схема применения. Они описывают разные аспекты процесса. Наиболее часто используется раскрывающаяся схема, о которой будет рассказано ниже. Детальная схема ‑ это более подробная раскрывающаяся схема, в которой учтены все действия процесса. Она требует много времени для построения и применяется только в том случае, если эти трудозатраты оправданы. Схема потока ‑ это схема движения чего либо в рассматриваемом процессе. Например, для оптимального размещения комнат сотрудников на этаже может быть построена схема движения сотрудников при выполнении своих функций по этажу во время рабочего дня. После этого комнаты распределяются так, чтобы сделать это движение минимальным. Схема применения представляет из себя таблицу, в которой строки соответствуют действиям, выполняемым в рамках процесса, а столбцы ‑ исполнителям этих действий. При этом на пересечении строк и столбцов могут ставиться различные значки, чтобы различать кто выполняет это действие, кто проверяет правильность и т.д.

Раскрывающаяся схема это пошаговая схематичная картинка, используемая, чтобы определить основные этапы процесса или описать исследуемый процесс. Она показывает последовательность действий в процессе и обеспечивает единство понимания и терминологии у членов команды, анализирующих процесс. Имея схему процесса, команда может определить места возможных или имеющихся сбоев и выработать меры по их предотвращению. Раскрывающаяся схема также может использоваться для описания нового (измененного) процесса, который собираются внедрить для улучшения качества.

Чтобы построить раскрывающуюся схему надо:

  1. Определить основные этапы исследуемого процесса. Их должно быть не более 6-7 (иначе анализ затруднен).

  2. Выписать их в виде последовательной схемы в одну стоку наверху листа бумаги или доски.

  3. Затем, под каждым этапом перечислить основные действия, входящие в этот этап (опять же, не более 6-7).

На рис. 3.2 приводится пример раскрывающейся схемы процесса.

Этап 1

Планирование создания отчета

Этап 2

Организация работы по написанию отчета

Этап 3

Написание отчета

Этап 4

Издание отчета

  1. Определение целей отчета

  2. Определение, что должно быть выражено в отчете

  3. Определение занятых в написании отчета и их ответственности

  1. Определение содержания и основных тем отчета

  2. Определения порядка обсуждения разделов отчета

  3. Сбор необходимой информации

  1. Написание разделов отчета

  2. Редактирование отчета, сопряжение разных разделов

  3. Стилистическое редактирование текста

  4. Добавление графиков и диаграмм

  5. Грамматическое редактирование

  1. Разработка оформления отчета, необходимое изменение структуры

  2. Набор и распечатка текста, вставка последних версий графиков и диаграмм

  3. Корректура

  4. Размножение и рассылка

Рис. 3.2 Раскрывающаяся схема процесса создания отчета подразделения