3.8. Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов
Создание резерва средств на покрытие непредвиденных расходов представляет собой способ управления риском, предусматривающий установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость проекта, и размером расходов, необходимых для преодоления сбоев в выполнении проекта.
Основной проблемой при создании резерва на покрытие непредвиденных расходов является оценка потенциальных последствий рисков.
Для определения первоначальных сумм на покрытие непредвиденных расходов, переоценки их в процессе работы над проектом и уточнения сумм резерва будущих проектов на основе фактических данных могут использоваться все изложенные выше методы качественного и количественного анализа риска.
При определении суммы резерва на покрытие непредвиденных расходов необходимо учитывать точность первоначальной оценки стоимости проекта и его элементов в зависимости от этапа проекта, на котором проводилась эта оценка.
Точность оценки стоимости проекта влияет на размер резерва на покрытие непредвиденных расходов.
Если оценка не учитывает в полной мере реальное влияние на проект потенциального риска, то неизбежен значительный перерасход средств.
Тщательно разработанная оценка непредвиденных расходов сводит до минимума перерасход средств.
Определение структуры резерва на покрытие непредвиденных расходов может производиться на базе одного из двух подходов.
При первом подходе резерв делится на две части: на общий и специальный.
Общий резерв должен покрывать изменения в смете, добавки к общей сумме контракта и другие аналогичные элементы.
Многие практики считают, что надбавки на покрытие роста цен должны учитываться отдельно от непредвиденных расходов. Это особенно актуально, когда контракты предусматривают изменение условий платежа или пересмотр условий контрактов в соответствии с публикуемыми индексами инфляции.
Второй подход к созданию структуры резерва предполагает определение непредвиденных расходов по видам затрат, например, на заработную плату, материалы, субконтракты.
Такая дифференциация позволяет определить степень риска, связанного с каждой категорией затрат, которые затем можно распространить на отдельные этапы проекта.
Дальнейшее уточнение размеров непредвиденных расходов требует установления взаимосвязи с элементами структуры разделения работ на разных уровнях этого деления, в том числе, на уровне комплексов (пакетов) работ. Преимущество такого детального разделения работ заключается в том, что оно помогает приобрести опыт и создать базу данных корректировки непредвиденных расходов.
Этот подход обеспечивает достаточный контроль за непредвиденными расходами, однако, необходимость использования для этого большего числа данных и оценок позволяет применять его только для относительно небольших проектов.
Резерв на непредвиденные расходы определяется только по тем видам затрат, которые вошли в первоначальную смету.
Резерв не должен использоваться для компенсации затрат, понесенных вследствие неудовлетворительной работы.
В общем случае резерв может использоваться для следующих целей:
-
выделение ассигнований для вновь выявленной работы по проекту;
-
увеличение ассигнований на работу, для выполнения которой было выделено недостаточно средств;
-
временное формирование бюджета с учетом работ, для которых необходимые ассигнования еще не выделены;
-
компенсация непредвиденных изменений трудозатрат, накладных расходов и т.п., возникающих в ходе работы над проектом.
Текущие расходы резерва должны отслеживаться и оцениваться, чтобы обеспечить наличие остатка на покрытие будущих рисков.
Непредвиденные расходы включаются в бюджет как самостоятельная статья и утверждаются ответственным руководителем.
После выполнения работы, для которой выделен резерв на покрытие непредвиденных расходов, можно сравнить плановое и фактическое распределение непредвиденных расходов, и на этой основе определить тенденции использования непредвиденных расходов до завершения проекта. При этом неиспользованная часть выделенного резерва на покрытие непредвиденных расходов может быть возвращена в резерв проекта.
Определенная часть средств, предназначенная для покрытия непредвиденных расходов, обычно называемая общим резервом, должна оставаться под прямым контролем высших руководителей.
- Курс «управление проектами»
- Предисловие
- Глава1 Основные понятия уп 13
- Глава 2 Организационная структура проекта 35
- Глава 3 Менеджер и команда проекта 44
- Глава 4 Процессы управления проектами 61
- Глава 5 Внедрение 74
- Глава 1 Стандарты качества 91
- Глава 2 Особенности управления качеством в проектах 129
- Глава 3 Основы управления качеством 135
- Глава 4 Организация внедрения стандартов качества в проекте 170
- Глава 1 Цели и жизненный цикл проекта 254
- Глава 2 Операции 266
- Глава 3 Ресурсы проекта 307
- Глава 1 Стоимостная оценка элементов проекта 369
- Глава 2 Исполнение проекта 425
- Глава 1 Риски проекта 498
- Глава 2 Методы противостояния рискам 513
- Глава 3 Анализ и управление рисками в проекте 541
- Глава 4 Вероятностные оценки показателей риска 559
- Раздел I основы управления проектом Глава1 Основные понятия уп
- 1.1. Введение
- 1.2. Понятие «проект»
- 1.2.1. Что такое «проект»?
- 1.3. Типы и виды проектов
- 1.3.1. Типы проектов
- 1.3.2. Классы проектов
- 1.3.3. Масштабы проектов
- 1.3.4. Виды проектов
- 1.3.5. По длительности
- 1.4. Участники проекта и окружение проекта
- 1.4.1. Проект в среде предприятия
- 1.4.2. Внешнее окружение проекта
- 1.4.3. Участники проекта
- 1.4.3.1. Выявление участников проекта:
- 1.4.3.2. Классификация участников по степени их воздействия на проект
- 1.4.3.3. Установление приоритетов в требуемых связях с внешними участниками проекта
- 1.5. Жизненный цикл проекта
- 1.5.1. Основные фазы жизненного цикла проекта
- 1.5.2. Начальная фаза
- 1.5.3. Фаза разработки
- 1.5.4. Фаза реализации
- 1.5.5. Завершающая фаза или окончание проекта
- 1.6. Управление проектами
- 1.7. Резюме:
- Глава 2 Организационная структура проекта
- 2.1. Введение
- 2.2. Функциональная структура
- 2.3. Матричная структура
- 2.4. Проектная структура
- 2.5. Дивизиональная и сетевая структуры
- 2.6. Преимущества и недостатки основных типов организационных структур
- 2.7. Выбор структуры управления для проекта
- 3.2.1. Как завершить работы вовремя в пределах бюджета?
- 3.2.2. Функции менеджера проекта
- 3.3. Понятие «команда проекта», основные этапы жизненного цикла команды
- 3.3.1. Основные этапы жизненного цикла команды проекта
- 3.4. Функции участников команды проекта
- 3.4.1. Инженер проекта:
- 3.4.2. Менеджер по проектированию:
- 3.5. Взаимодействие проектных и функциональных руководителей
- 3.6. Конфликты
- 3.6.1. Типы конфликтов
- 3.6.2. Причины возникновения конфликтов
- 3.7. Резюме
- Глава 4 Процессы управления проектами
- 4.1. Введение
- 4.2. Инициация (начальная или прединвестиционная фаза)
- 4.2.1. Причины появления проектов
- 4.2.2. Формирование инвестиционного замысла (идеи) проекта
- 4.2.3. Исследование инвестиционных возможностей проекта
- 4.3. Планирование
- 4.4. Организация выполнения
- 4.4.1. Контроль выполнения планов и использования ресурсов:
- 4.4.2. Регулирование хода реализации проекта
- 4.5. Анализ
- 4.6. Управление изменениями
- 4.7. Завершение
- 4.8. Резюме
- Глава 5 Внедрение
- 5.1. Введение
- 5.2. Стратегия
- 5.2.1. Эффективная стратегия внутреннего управления.
- 5.2.2.Эффективная стратегия внешнего управления.
- 5.3. Технология
- 5.4. Проблемы
- 5.5. Резюме
- Глоссарий
- Литература
- Раздел II управление качеством проекта
- 1.2.2. Развитие управления качеством
- 1.2.3. Стандарты и сертификация
- 1.2.4. Качество продукта и система качества
- 1.3. Стандарты исо серии 9000
- 1.3.1. Стандарты исо серии 9000
- 1.3.2. Всеобщее управление качеством (tqm)
- 1.3.3. Европейская премия по качеству
- 1.4. Качество и сорт
- 1.5. Краткое содержание исо 9001
- 1.6. Резюме
- Глава 2 Особенности управления качеством в проектах
- 2.1. Введение
- 2.2. Управление качеством в проектах
- 2.3. Управление качеством на разных этапах жизненного цикла проекта
- 2.4. Резюме
- 3.2.2. Программа качества
- 3.2.3. Содержание программы качества
- 3.3. Мониторинг качества
- 3.3.1. Общие положения
- 3.3.2. Входной контроль и испытания
- 3.3.3. Контроль и испытания в процессе производства
- 3.3.4. Окончательный контроль и испытания
- 3.3.5. Протоколы контроля и испытаний
- 3.4. Методы анализа качества
- 3.4.1. Применяемые методы анализа качества
- 3.4.2. Контрольный листок
- 3.4.3. Мозговой штурм
- 3.4.4. Схема процесса
- 3.4.5. Диаграмма Парето
- 3.4.6. Причинно-следственная диаграмма
- 3.4.7. Временной ряд
- 3.4.8. Контрольная карта
- 3.4.9. Гистограмма
- 3.4.10. Диаграмма разброса (рассеяния)
- 3.4.11. Статистический контроль процессов
- 3.5. Разработка рекомендаций по поддержанию и улучшению качества
- 3.5.1. Общие понятия о способах поддержания и улучшения качества
- 3.5.2. Кружки качества
- 3.6. Стимулирование сотрудников
- 3.6.1. Нематериальное стимулирование
- 3.6.2. Материальное стимулирование
- 4.3. Создание системы управления качеством проекта
- 4.3.1. Ответственность руководства
- 4.3.2. Общая схема разработки и внедрения системы качества
- 4.3.3. Формирования команды по созданию системы качества
- 4.3.4. Календарный график
- 4.3.5. Разработка и внедрение системы качества
- 4.4. Документы системы управления качеством
- 4.4.1. Обзор документации системы качества
- 4.4.2. Требования стандарта исо 9001:94
- 4.4.3. Руководство по качеству
- Пример возможной формы раздела руководства по качеству
- Пример раздела руководства по качеству
- 4.5. Резюме
- Алфавитный указатель
- Глоссарий
- Литература
- Приложение 1 Международный стандарт исо 10006:97 “Управление качеством. Руководящие указания по качеству при управлении проектом”
- Введение
- 1. Область применения
- 3. Определения
- 4. Характеристики проекта
- 4.2. Управление проектом
- 4.4. Этапы и процессы проекта
- 5. Качество в процессах управления проектом
- 5.1. Общие положения
- 5.2. Стратегические процессы
- 5.3. Процессы управления взаимными зависимостями среди всех остальных процессов
- 5.4. Процессы, связанные с техническим заданием
- 5.5. Процессы, связанные со временем
- 5.6. Процессы, связанные со стоимостью1
- 5.7. Процессы, связанные с ресурсами
- 5.8. Процессы, связанные с персоналом
- 5.9. Процессы, связанные со взаимодействием
- 5.10. Процессы, связанные с рисками1
- 5.11. Процессы, связанные с закупками
- 6. Изучение опыта проекта
- Раздел III техника составления расписания исполнения проекта (планирование мероприятий проекта) Глава 1 Цели и жизненный цикл проекта
- 1.1. Введение
- 1.2. Определение целей и успеха проекта
- 1.3. Управление при помощи проектов и иерархия
- 1.4. Резюме
- Глава 2 Операции
- 2.1. Введение
- 2.2. Понятие операций и значение операций
- 2.3. Характеристики операций
- 2.4. Временные масштабы планирования операций
- 2.5. Календари операций и взаимосвязь операций.
- 2.6. Методы планирования операций. Сетевой анализ и календарное планирование проектов
- 2.7. Критический путь и его анализ
- 2.8. Резервы
- 2.9. Диаграмма Ганта
- 2.10. Резюме
- Глава 3 Ресурсы проекта
- 3.1. Введение
- 3.2. Продолжительность и ресурсы проекта
- 3.3. Классификация ресурсов, их планирование и управление ими
- 3.4. Распределение ресурсов и ресурсные конфликты
- 3.5. Ресурсные конфликты и их разрешение
- 3.6. Управление запасами материалов
- 3.7. Обзор рынка программных средств управления проектами
- 3.8. Резюме
- Глоссарий
- Литература
- Раздел IV стоимостной анализ проекта Глава 1 Стоимостная оценка элементов проекта
- 1.1. Введение
- 1.2. Оценка затрат проекта
- 1.2.1. Влияние временного фактора
- 1.2.2. Дисконтирование (discounting)
- 1.2.3. Анализ графика реализации проекта
- 1.2.4. Метод корректировки планов-графиков с учетом стоимостных параметров
- 1.2.5. Моделирование доходов
- 1. Чистый дисконтированный доход (чдд) или интегральный эффект
- 1.2.6. Поток реальных денег
- 1.3. Резюме
- Глава 2 Исполнение проекта
- 2.1. Введение
- 2.2. Общая характеристика проектных процессов
- 2.3. Мониторинг исполнения проекта
- 2.4. Стоимостной анализ организации проекта
- 2.5. Методы прогнозирования затрат
- 2.6. Учет неопределенности стоимостных оценок
- 2.7. Определение распределения вероятности плановых затрат на реализацию проекта
- 2.8. Базы нормативно-спровочной и исторической информации
- 2.9. Резюме
- Глоссарий
- Литература
- Раздел V управление рисками проекта Глава 1 Риски проекта
- 1.1.Введение
- 1.2. Ситуации неопределенности и события риска
- 1.3. Классификация рисков
- 1.3.1. Внешне непредсказуемые риски
- 1.3.2. Внешние предсказуемые (но неопределенные) риски
- 1.3.3. Внутренние нетехнические риски
- 1.3.4. Технические риски
- 1.3.5. Правовые риски
- 1.3.6. Страхуемые риски
- 1.4. Реагирование на риски
- 1.5. Резюме
- Глава 2 Методы противостояния рискам
- 2.1. Введение
- 2.2. Анализ чувствительности
- 2.3. Проверка устойчивости
- 2.4. Точка безубыточности
- 2.5. Метод Монте-Карло.
- 2.6. Статистический метод pert
- 2.7. Анализ целесообразности затрат
- 2.8. Дерево решений
- 2.9. Метод экспертных оценок
- 2.10. Другие методы работы с рисками
- 2.10.1. Метод аналогий
- 2.10.2. Организационный подход vdd
- 2.11. Резюме
- Глава 3 Анализ и управление рисками в проекте
- 3.1.Введение
- 3.2. Управление риском
- 3.3. Методы управления риском
- 3.4. Распределение риска между участниками проекта
- 3.5. Качественное распределение риска
- 3.6. Страхование риска
- 3.7. Финансирование риска
- 3.8. Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов
- 3.9. Организация работ по анализу риска
- 3.10. Резюме
- Глава 4 Вероятностные оценки показателей риска
- 4.1. Введение
- 4.2. Вероятностные оценки показателей риска
- 4.3. Резюме
- Глоссарий
- Литература
- Глоссарий