logo
641

5.2. Стратегические процессы

Стратегические процессы проекта ‑ это процессы, определяющие направления деятельности, а также организующие и управляющие реализацией процессов проекта.

Ниже приводятся вопросы, влияющие на качество проекта, которые должны быть рассмотрены при задании направлений деятельности. Эти вопросы рассматриваются только в рамках стратегических процессов. В рамках процессов всех остальных типов они рассматриваются при описании соответствующих типов процессов. Требуемое качество в стратегическом процессе обеспечивается только в том случае, если все эти вопросы учтены во всех процессах.

5.2.1. Удовлетворение потребителя и других участников проекта

Потребности потребителя и других участников проекта должны быть четко определены, чтобы быть уверенным, что все процессы направлены и способны удовлетворить эти потребности.

Со всеми участниками проекта должно быть установлено взаимодействие и соответствующая обратная связь на протяжении всего проекта. Все конфликты между интересами участников должны решаться. Обычно, интересы потребителя имеют приоритет по отношению к интересам участников проекта и удовлетворяются в первую очередь. Решение подобных конфликтов интересов должно согласовываться с потребителем. Интересы участников проекта должны быть зафиксированы и их изменение должно отслеживаться в течении всего проекта.

Цели проекта должны быть определены, так чтобы удовлетворять согласованным требованиям. При необходимости, в течении проекта цели могут уточняться. Цели описывают, что должно быть сделано, с указанием сроков, стоимости и характеристик продукта. По возможности цели должны быть измеримыми.

5.2.2. Проект реализуется как множество запланированных и зависимых между собой процессов

Процессы проекта, их исполнители и ответственность и полномочия исполнителей должны быть определены и документированы. Для процессов проекта должны быть выработаны свои политики. Должны быть рассмотрены структура конечного продукта и его составляющих, чтобы быть уверенным, что процессы проекта им соответствуют. Зависимости между процессами должны быть выявлены, скоординированы и интегрированы в единую систему. Процессы должны разрабатываться с учетом процессов, которые будут происходить на следующих этапах жизненного цикла проекта, например, процессов технического обслуживания. Стратегия получения внешних товаров и услуг должна рассматриваться вместе с возможными влияниями на организацию-поставщика.

Должны быть четко определены и документированы связи и распределение ответственности и полномочий между заказчиком и поставщиком, а также между другими участниками проекта.

Должны быть запланированы оценки степени реализации проекта, чтобы определить статус проекта и, при необходимости, предоставить информацию для пересмотра плана проекта.

5.2.3. Чтобы достичь целей проекта необходимо внимание и к качеству продуктов, и к качеству процессов

Чтобы достичь целей проекта, особое внимание должно быть уделено качеству процессов управления проектом и качеству конечного продукта проекта.

5.2.4. Руководство несет ответственность за создание условий для качества

Руководство и организации-заказчика, и организации-поставщика должно сотрудничать для создания условий для качества. Способы и средства создания этих условий должны быть следующими:

Для осуществления, контроля, анализа и улучшения процессов, а также для определения и внедрения корректирующих и предупреждающих действий должен привлекаться квалифицированный персонал и использоваться соответствующие оборудование, технологии, методы и способы.

Руководитель проекта должен быть назначен как можно раньше. Полномочия, предоставленные руководителю проекта должны соответствовать его ответственности.

5.2.5. Руководство несет ответственность за постоянное улучшение

В организации, организующей и реализующей проекты, руководство несет ответственность за постоянный поиск способов улучшения качества процессов в проектах, основанный на изучении имеющегося опыта. Чтобы изучать и анализировать опыт, управление проектом само должно рассматриваться как процесс, а не как разовое действие. Должна быть создана система сбора и анализа информации о проекте, чтобы использовать эту информацию в процессе постоянного улучшения.

Поставщик несет ответственность за постоянный поиск способов улучшения качества своих процессов и мероприятий проекта. Поставщик должен проводить самооценку, внутренний и, возможно, внешний аудит. При этом должны учитываться требующиеся время и ресурсы.