logo
641

3.4.3. Мозговой штурм

Этот метод используется для выработки группой идей по какому-то вопросу. Как правило это вопрос “почему?”, “как?” или “что?”. Например, “почему магазин посещают мало клиентов?”, или “как привлечь большее число клиентов в магазин?” и т.д. Вопрос должен быть сформулирован и одинаково понят всеми участниками мозгового штурма.

Основные правила проведения мозгового штурма:

  1. Все высказанные идеи должны записываться, какими бы они не казались глупыми или нереальными. Чем больше идей, тем лучше. Лучше, если записи будут вестись на доске или флипчарте, чтобы все могли видеть уже высказанные идеи.

  2. Запрещается критиковать или оценивать высказанные идеи, даже негативными гримасами. Мозговой штурм это генерация, а не оценка идей. Ведущий должен строго следить за выполнением этого правила.

  3. Запрещается обсуждать идеи. Обсуждение будет позднее.

  4. Можно развивать уже высказанные идеи.

  5. Лучше, если идея записана дословно, как она высказана автором.

Рекомендуемое время проведения мозгового штурма ‑ 5-15 минут.

Высказывание идей может вестись двумя способами:

  1. Упорядоченно по очереди, когда ведущий последовательно обращается к каждому. При этом за раз высказывается только одна идея. Если идей нет, то человек пропускает свою очередь.

  2. Неупорядоченно, когда идеи высказываются по мере их возникновения.