3.6. Страхование риска
Большинству крупных проектов свойственна задержка в их реализации, что может привести для заказчика к такому увеличению стоимости работ, которое превысит первоначальную стоимость проекта.
Выход из такой ситуации заключается в том, что к участию в проекте необходимо привлекать страховые компании.
Менеджер, ответственный за управление риском, выбирает для этого методы, способные сильнее других повлиять на общий потенциал реализации проекта. Менеджер, должен решить, выгодно ли прибегнуть к традиционному общему страхованию или необходимо использовать какую-либо иную форму страхования, чтобы, наиболее надежно обеспечить покрытие возможных убытков и в наименьшей степени ущемить финансовые интересы компании. В конечном итоге наилучшим решением может оказаться сочетание сразу нескольких методов,
Контроль за реализацией программ управления риском позволяет удостовериться, правильно ли были с самого начала выбраны методы, и если это так, то изменились ли условия настолько, что следовало бы применить другие методы. Эффективный контроль включает в себя три элемента:
-
выработка нормативов для определения приемлемых результатов,
-
сравнение реальных результатов с этими нормативами,
-
корректировка на любом этапе всего процесса для максимального сближения результатов с установленными нормативами.
Менеджер, ответственный за управление риском, должен отличать страхуемые риски от не страхуемых. Внешние страховые компании неохотно дают обещания об оплате убытков, если у них нет достаточных оснований, полагать, что им удастся этого избежать.
Нестрахуемый риск — это такой риск, который практически ни одна страховая компания не согласится взять на себя. Можно купить страхование от стихийных бедствий, таких, как наводнение (эту страховку предоставляет лишь федеральное правительство), ураганы, торнадо и землетрясения. Но страховые компании весьма неохотно, если не сказать больше, рассматривают возможность сотрудничества в тех случаях, когда риск связан с акциями правительства или общей экономической ситуацией. Такие неопределенные факторы, как изменения законодательства и экономические колебания, выходят за рамки страхования.
Иногда не страхуемые риски становятся страхуемыми, когда набирается достаточно данных для точной оценки предстоящих убытков. Изначально страховые компании неохотно страховали авиапассажиров, но десятилетия спустя этот риск стал предсказуемым. Теперь компаниям доступна также страховка от захвата иностранным государством заводов, шахт или офисов, находящихся на территории этих стран.
Страхуемый риск –риск, уровень допустимых убытков, для которого легко определим, и потому страховая компания готова их возместить.
Землетрясения, приносящие огромные разрушения, представляют собой страхуемый риск в отличие от возможных действий правительства и изменения общей экономической ситуации.
-
Страхуемая опасность не может быть результатом преднамеренных действий застрахованной фирмы. Это означает, что страховые компании не платят за ущерб, намеренно причиненный самой застрахованной фирмой, по ее указанию или с ее ведома. Например, в страховой полис от пожара не включаются убытки, причиненные поджогом застрахованной фирмы. Однако такой полис предусматривает покрытие убытков, если поджог совершает служащий фирмы.
-
Убытки должны подлежать подсчету, и затраты на страхование должны быть экономически оправданны. Чтобы получать прибыль, страховым компаниям необходимо иметь сведения о частоте и серьезности убытков, причиняемых данным бедствием. Если эта информация охватывает длительный период времени и основана на большом количестве случаев, страховые компании обычно могут довольно точно предсказать, какие убытки возникнут в будущем.
-
Один вид риска должен охватывать значительное количество подобных случаев. Чем больше случаев попадают в данную категорию, тем более вероятно, что будущее подтвердит прогнозы страховой компании. Поэтому страховые компании охотнее берут на себя риски, с которыми сталкиваются многие фирмы и частные лица. Например, пожар — это общая опасность, которая угрожает практически всем зданиям, поэтому обычно страхование убытков от пожара не вызывает трудностей.
-
Риск не должен одновременно затрагивать всех застрахованных. Если страховая компания не охватывает большие географические зоны или широкие слои населения, то всего лишь одна катастрофа может привести к тому, что ей придется заплатить сразу по всем своим полисам.
-
Потенциальные финансовые потери должны быть ощутимыми для страхователя. Страховая компания не может позволить себе заниматься канцелярской работой, связанной с удовлетворением множества мелких страховых требований (заявлений застрахованных лиц о возмещении ущерба) на несколько долларов (да и солидное деловое предприятие вряд ли станет страховать такие мелкие убытки).
Страхуемые риски можно разделить на следующие категории:
Имущественные риски - опасность возникновения убытков от бедствий, которые приводят к:
-
прямой потере собственности
-
косвенной потере собственности
Личные риски — опасность возникновения потерь в результате:
-
преждевременной смерти
-
нетрудоспособности
-
старости
Риски, связанные с юридической ответственностью — опасность возникновения потерь из-за:
-
пользования автомобилем
-
пребывания в здании
-
рода занятий
-
производства товаров
-
профессиональных ошибок
К нестрахуемым рискам относятся:
Рыночные риски — факторы, которые могут привести к потере собственности или дохода, такие, как:
-
сезонные или циклические изменения цен
-
безразличие потребителей
-
изменения моды
-
конкурент, предлагающий более высококачественный товар
Политические риски — опасность возникновения таких событий, как:
-
смена правительства или война
-
ограничения свободной торговли
-
необоснованные или чрезмерные налоги
-
ограничения свободного обмена валюты
Производственные риски—опасность таких факторов, как:
-
неэкономичная работа оборудования
-
нехватка сырьевых ресурсов
-
необходимость решать технические проблемы
-
забастовки, прогулы, трудовые конфликты
Личные риски — опасность таких факторов, как:
-
безработица
-
бедность вследствие развода, недостатка образования, отсутствия возможности получить работу или потери здоровья на военной службе.
Страхование риска есть по существу передача определенных рисков страховой компании. Могут быть применены два основных способа страхования: имущественное страхование и страхование от несчастных случаев.
В зависимости от страховых рисков договора страхования риска могут быть трех типов:
-
Стандартный договор страхования от пожара служит защитой от прямых материальных потерь и /или повреждений указанной в договоре собственности от пожара.
-
Расширенный договор страхования от пожара включает стандартный договор страхования от пожара и одно или несколько специфических дополнений, учитывающих потребности конкретного страхователя. Обычно в такое дополнение включают риски, связанные с ураганом, градом, взрывом, гражданскими волнениями.
-
Договор страхования от всех рисков обычно учитывает конкретные потребности подрядчика и может предоставить ему более широкий выбор страховых услуг. Такой договор обеспечивает страхование в принципе от всех рисков материальных потерь или ущерба застрахованного имущества, за исключением тех рисков, которые специально оговариваются в договоре как не страхуемые.
Страхование охватывает все риски, включая войну и забастовки, и распространяется на перемещение товаров со склада грузоотправителя до склада грузополучателя. Иными словами, каждая отправка груза страхуется применительно ко всему процессу ее перемещения, включая наземную транспортировку в порт отгрузки и из порта выгрузки.
Страхование оборудования, принадлежащего подрядчику, широко используется подрядчиками и субподрядчиками, когда в своей деятельности они применяют большое количество принадлежащего им оборудования с высокой восстановительной стоимостью.
Эта форма страхования обычно распространяется также на арендуемое оборудование. Кроме того, она часто применяется для защиты от последствий физического повреждения транспортных средств.
Страхование общей гражданской ответственности является формой страхования от несчастных случаев и имеет целью защитить генерального подрядчика в случае, если в результате его деятельности "третья сторона" потерпит телесное повреждение, личный ущерб или повреждение имущества.
Страхование профессиональной ответственности требуется только в том случае, когда генеральный подрядчик несет ответственность за подготовку архитектурного или технического проекта, управление проектом, оказание других профессиональных услуг по проекту.
Юридическая ответственность генерального подрядчика возникает в случае его неспособности обеспечить соответствие профессиональных услуг определенным стандартам качества, общепринятым в данной деятельности.
По возможности, такие стандарты должны четко определяться контрактом, что снижает вероятность появления недоразумений в отношении критериев для определения юридической ответственности.
Договоры страхования профессиональной ответственности заключаются на время выполнения услуг подрядчиком, а также на гарантийный период. Обычно эти договоры включают предельный уровень страхового возмещения, указываемый либо в исчислении по годам, либо в целом по страхуемому проекту.
- Курс «управление проектами»
- Предисловие
- Глава1 Основные понятия уп 13
- Глава 2 Организационная структура проекта 35
- Глава 3 Менеджер и команда проекта 44
- Глава 4 Процессы управления проектами 61
- Глава 5 Внедрение 74
- Глава 1 Стандарты качества 91
- Глава 2 Особенности управления качеством в проектах 129
- Глава 3 Основы управления качеством 135
- Глава 4 Организация внедрения стандартов качества в проекте 170
- Глава 1 Цели и жизненный цикл проекта 254
- Глава 2 Операции 266
- Глава 3 Ресурсы проекта 307
- Глава 1 Стоимостная оценка элементов проекта 369
- Глава 2 Исполнение проекта 425
- Глава 1 Риски проекта 498
- Глава 2 Методы противостояния рискам 513
- Глава 3 Анализ и управление рисками в проекте 541
- Глава 4 Вероятностные оценки показателей риска 559
- Раздел I основы управления проектом Глава1 Основные понятия уп
- 1.1. Введение
- 1.2. Понятие «проект»
- 1.2.1. Что такое «проект»?
- 1.3. Типы и виды проектов
- 1.3.1. Типы проектов
- 1.3.2. Классы проектов
- 1.3.3. Масштабы проектов
- 1.3.4. Виды проектов
- 1.3.5. По длительности
- 1.4. Участники проекта и окружение проекта
- 1.4.1. Проект в среде предприятия
- 1.4.2. Внешнее окружение проекта
- 1.4.3. Участники проекта
- 1.4.3.1. Выявление участников проекта:
- 1.4.3.2. Классификация участников по степени их воздействия на проект
- 1.4.3.3. Установление приоритетов в требуемых связях с внешними участниками проекта
- 1.5. Жизненный цикл проекта
- 1.5.1. Основные фазы жизненного цикла проекта
- 1.5.2. Начальная фаза
- 1.5.3. Фаза разработки
- 1.5.4. Фаза реализации
- 1.5.5. Завершающая фаза или окончание проекта
- 1.6. Управление проектами
- 1.7. Резюме:
- Глава 2 Организационная структура проекта
- 2.1. Введение
- 2.2. Функциональная структура
- 2.3. Матричная структура
- 2.4. Проектная структура
- 2.5. Дивизиональная и сетевая структуры
- 2.6. Преимущества и недостатки основных типов организационных структур
- 2.7. Выбор структуры управления для проекта
- 3.2.1. Как завершить работы вовремя в пределах бюджета?
- 3.2.2. Функции менеджера проекта
- 3.3. Понятие «команда проекта», основные этапы жизненного цикла команды
- 3.3.1. Основные этапы жизненного цикла команды проекта
- 3.4. Функции участников команды проекта
- 3.4.1. Инженер проекта:
- 3.4.2. Менеджер по проектированию:
- 3.5. Взаимодействие проектных и функциональных руководителей
- 3.6. Конфликты
- 3.6.1. Типы конфликтов
- 3.6.2. Причины возникновения конфликтов
- 3.7. Резюме
- Глава 4 Процессы управления проектами
- 4.1. Введение
- 4.2. Инициация (начальная или прединвестиционная фаза)
- 4.2.1. Причины появления проектов
- 4.2.2. Формирование инвестиционного замысла (идеи) проекта
- 4.2.3. Исследование инвестиционных возможностей проекта
- 4.3. Планирование
- 4.4. Организация выполнения
- 4.4.1. Контроль выполнения планов и использования ресурсов:
- 4.4.2. Регулирование хода реализации проекта
- 4.5. Анализ
- 4.6. Управление изменениями
- 4.7. Завершение
- 4.8. Резюме
- Глава 5 Внедрение
- 5.1. Введение
- 5.2. Стратегия
- 5.2.1. Эффективная стратегия внутреннего управления.
- 5.2.2.Эффективная стратегия внешнего управления.
- 5.3. Технология
- 5.4. Проблемы
- 5.5. Резюме
- Глоссарий
- Литература
- Раздел II управление качеством проекта
- 1.2.2. Развитие управления качеством
- 1.2.3. Стандарты и сертификация
- 1.2.4. Качество продукта и система качества
- 1.3. Стандарты исо серии 9000
- 1.3.1. Стандарты исо серии 9000
- 1.3.2. Всеобщее управление качеством (tqm)
- 1.3.3. Европейская премия по качеству
- 1.4. Качество и сорт
- 1.5. Краткое содержание исо 9001
- 1.6. Резюме
- Глава 2 Особенности управления качеством в проектах
- 2.1. Введение
- 2.2. Управление качеством в проектах
- 2.3. Управление качеством на разных этапах жизненного цикла проекта
- 2.4. Резюме
- 3.2.2. Программа качества
- 3.2.3. Содержание программы качества
- 3.3. Мониторинг качества
- 3.3.1. Общие положения
- 3.3.2. Входной контроль и испытания
- 3.3.3. Контроль и испытания в процессе производства
- 3.3.4. Окончательный контроль и испытания
- 3.3.5. Протоколы контроля и испытаний
- 3.4. Методы анализа качества
- 3.4.1. Применяемые методы анализа качества
- 3.4.2. Контрольный листок
- 3.4.3. Мозговой штурм
- 3.4.4. Схема процесса
- 3.4.5. Диаграмма Парето
- 3.4.6. Причинно-следственная диаграмма
- 3.4.7. Временной ряд
- 3.4.8. Контрольная карта
- 3.4.9. Гистограмма
- 3.4.10. Диаграмма разброса (рассеяния)
- 3.4.11. Статистический контроль процессов
- 3.5. Разработка рекомендаций по поддержанию и улучшению качества
- 3.5.1. Общие понятия о способах поддержания и улучшения качества
- 3.5.2. Кружки качества
- 3.6. Стимулирование сотрудников
- 3.6.1. Нематериальное стимулирование
- 3.6.2. Материальное стимулирование
- 4.3. Создание системы управления качеством проекта
- 4.3.1. Ответственность руководства
- 4.3.2. Общая схема разработки и внедрения системы качества
- 4.3.3. Формирования команды по созданию системы качества
- 4.3.4. Календарный график
- 4.3.5. Разработка и внедрение системы качества
- 4.4. Документы системы управления качеством
- 4.4.1. Обзор документации системы качества
- 4.4.2. Требования стандарта исо 9001:94
- 4.4.3. Руководство по качеству
- Пример возможной формы раздела руководства по качеству
- Пример раздела руководства по качеству
- 4.5. Резюме
- Алфавитный указатель
- Глоссарий
- Литература
- Приложение 1 Международный стандарт исо 10006:97 “Управление качеством. Руководящие указания по качеству при управлении проектом”
- Введение
- 1. Область применения
- 3. Определения
- 4. Характеристики проекта
- 4.2. Управление проектом
- 4.4. Этапы и процессы проекта
- 5. Качество в процессах управления проектом
- 5.1. Общие положения
- 5.2. Стратегические процессы
- 5.3. Процессы управления взаимными зависимостями среди всех остальных процессов
- 5.4. Процессы, связанные с техническим заданием
- 5.5. Процессы, связанные со временем
- 5.6. Процессы, связанные со стоимостью1
- 5.7. Процессы, связанные с ресурсами
- 5.8. Процессы, связанные с персоналом
- 5.9. Процессы, связанные со взаимодействием
- 5.10. Процессы, связанные с рисками1
- 5.11. Процессы, связанные с закупками
- 6. Изучение опыта проекта
- Раздел III техника составления расписания исполнения проекта (планирование мероприятий проекта) Глава 1 Цели и жизненный цикл проекта
- 1.1. Введение
- 1.2. Определение целей и успеха проекта
- 1.3. Управление при помощи проектов и иерархия
- 1.4. Резюме
- Глава 2 Операции
- 2.1. Введение
- 2.2. Понятие операций и значение операций
- 2.3. Характеристики операций
- 2.4. Временные масштабы планирования операций
- 2.5. Календари операций и взаимосвязь операций.
- 2.6. Методы планирования операций. Сетевой анализ и календарное планирование проектов
- 2.7. Критический путь и его анализ
- 2.8. Резервы
- 2.9. Диаграмма Ганта
- 2.10. Резюме
- Глава 3 Ресурсы проекта
- 3.1. Введение
- 3.2. Продолжительность и ресурсы проекта
- 3.3. Классификация ресурсов, их планирование и управление ими
- 3.4. Распределение ресурсов и ресурсные конфликты
- 3.5. Ресурсные конфликты и их разрешение
- 3.6. Управление запасами материалов
- 3.7. Обзор рынка программных средств управления проектами
- 3.8. Резюме
- Глоссарий
- Литература
- Раздел IV стоимостной анализ проекта Глава 1 Стоимостная оценка элементов проекта
- 1.1. Введение
- 1.2. Оценка затрат проекта
- 1.2.1. Влияние временного фактора
- 1.2.2. Дисконтирование (discounting)
- 1.2.3. Анализ графика реализации проекта
- 1.2.4. Метод корректировки планов-графиков с учетом стоимостных параметров
- 1.2.5. Моделирование доходов
- 1. Чистый дисконтированный доход (чдд) или интегральный эффект
- 1.2.6. Поток реальных денег
- 1.3. Резюме
- Глава 2 Исполнение проекта
- 2.1. Введение
- 2.2. Общая характеристика проектных процессов
- 2.3. Мониторинг исполнения проекта
- 2.4. Стоимостной анализ организации проекта
- 2.5. Методы прогнозирования затрат
- 2.6. Учет неопределенности стоимостных оценок
- 2.7. Определение распределения вероятности плановых затрат на реализацию проекта
- 2.8. Базы нормативно-спровочной и исторической информации
- 2.9. Резюме
- Глоссарий
- Литература
- Раздел V управление рисками проекта Глава 1 Риски проекта
- 1.1.Введение
- 1.2. Ситуации неопределенности и события риска
- 1.3. Классификация рисков
- 1.3.1. Внешне непредсказуемые риски
- 1.3.2. Внешние предсказуемые (но неопределенные) риски
- 1.3.3. Внутренние нетехнические риски
- 1.3.4. Технические риски
- 1.3.5. Правовые риски
- 1.3.6. Страхуемые риски
- 1.4. Реагирование на риски
- 1.5. Резюме
- Глава 2 Методы противостояния рискам
- 2.1. Введение
- 2.2. Анализ чувствительности
- 2.3. Проверка устойчивости
- 2.4. Точка безубыточности
- 2.5. Метод Монте-Карло.
- 2.6. Статистический метод pert
- 2.7. Анализ целесообразности затрат
- 2.8. Дерево решений
- 2.9. Метод экспертных оценок
- 2.10. Другие методы работы с рисками
- 2.10.1. Метод аналогий
- 2.10.2. Организационный подход vdd
- 2.11. Резюме
- Глава 3 Анализ и управление рисками в проекте
- 3.1.Введение
- 3.2. Управление риском
- 3.3. Методы управления риском
- 3.4. Распределение риска между участниками проекта
- 3.5. Качественное распределение риска
- 3.6. Страхование риска
- 3.7. Финансирование риска
- 3.8. Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов
- 3.9. Организация работ по анализу риска
- 3.10. Резюме
- Глава 4 Вероятностные оценки показателей риска
- 4.1. Введение
- 4.2. Вероятностные оценки показателей риска
- 4.3. Резюме
- Глоссарий
- Литература
- Глоссарий