logo
641

3.5.2. Кружки качества

Кружки качества появились в 1962 в Японии. Они направлены на решение следующих задач:

Кроме того, вовлеченность сотрудников одного подразделения в кружок качества создают благоприятный социально-психологический климат в коллективе.

Зарубежный опыт показывает, что для успешной работы кружков качества нужна система обеспечивающих мероприятий, включающая:

  1. Поддержку первого руководителя. Ему отводится особая роль в организации всей деятельности по обеспечению качества продукции на предприятии. Без внимания директора к кружкам качества невозможно их успешное функционирование, наступает спад активности, первоначальный энтузиазм затухает.

  2. Инженерное обеспечение: создание производственных условий, помощь в выборе тематики, обучение приемам работы, творческий поиск решений, активная работа “штабов кружков качества”, координационных советов по всем уровням управления на фирме.

  3. Систему сбора, рассмотрения и внедрения предложений кружков, контроль за этим процессом со стороны администрации.

  4. Систему обмена передовым опытом как внутри предприятия, так в региональном, отраслевом и общенациональном масштабе.

  5. Систему поощрений (и не только материальных): призы лучшим кружкам, поощрительные поездки и т.д.

Надо стремиться к неформальному объединению людей с психологической совместимостью, с учетом возраста, интересов, квалификации.

Наилучшие результаты достигаются тогда, когда в кружок качества входит от 5 до 15 человек, работающих на одном производственном участке и связанных одним технологическим циклом. Если в кружке слишком мало (меньше 5 человек) или слишком много (более 15 человек) участников ‑ работа менее эффективна.

Для управления кружком из числа его участников избирается руководитель. Это преимущественно неформальный лидер, хотя и не исключен вариант, когда руководителем кружка становится старший по производственным обязанностям (бригадир или мастер).

Кроме того, должен быт назначен куратор кружка от администрации, который поддерживает и организационно обеспечивает его работу, помогает руководителю в управлении, сборе необходимой информации, подготовке предложений и отчетов.

Процесс обучения имеет особое значение для успешной деятельности кружков качества. Работа кружка качества становится результативной только через какой-то довольно продолжительный (не менее трех месяцев) период “акклиматизации”, “вживания в образ”, когда заработает творческая лаборатория единомышленников-энтузиастов.

Наличие кружков качества на всех уровнях управления и во всех подразделениях предприятия создает условия саморегулирования процесса их работы, наличия обратной связи и контроля исполнения.

Рабочий цикл кружка качества состоит из следующих этапов:

  1. Выбор проблемы для решения.

  2. Анализ проблемы и предложение возможных решений.

  3. Оценка предложенных решений, выбор оптимального.

  4. Реализация предложенного решения, контроль реализации.

В рамках работы у кружка качества может возникнуть решение, выходящее за рамки его компетенции. Для оценки такого решения с помощью куратора должны быть привлечены специалисты из соответствующего подразделения.

После решения проблемы рабочий цикл кружка качества начинается сначала.