logo search
641

2.4. Временные масштабы планирования операций

Во многих отношениях планирование и управление операциями являются важнейшими аспектами операций, а главной задачей операционного менеджмента - достичь своих целей при наличных ресурсах. В то время как проектные решения принимаются сравнительно редко, решения, касающиеся планирования и управления, приходится принимать часто и регулярно. Особенностью операций является то, что подобные решения могут быть как долгосрочные, так и весьма краткосрочные. Исполнение одних решений по планированию и управлению может занимать месяцы и годы, тогда как другие решения должны быть исполнены в ближайшие часы или минуты.

Итак, самой характерной чертой управления операциями является то, что на исполнение принимаемых решений может отводиться как очень много, так и очень мало времени. Решения могут быть как долгосрочными стратегическими, касающимися, например, крупномасштабных инвестиций с целью открытия новых производств, или краткосрочными, исполняемыми почти сразу после их принятия, как это имеет место в случае решений о немедленном предоставлении ресурсов. Диапазон временных масштабов в планировании операций показан на рис. 5. Приведенные здесь «типичные данные» носят иллюстративный характер: практика планирования операций в различных секторах экономики разная. Временные масштабы могут также существенно изменяться в зависимости от обстоятельств.

корпоративная стратегия

операционная стратегия

Вид планирования операции

Типичный период времени

Стратегический план

2 года - 5 лет

Агрегатный план

1 - 2 года

План производства

3 - 6 месяцев

План работ

1 - 4 недели

Диспетчеризация

Режим реального времени

Рис. 5 Типичные временные масштабы при планировании операций разного уровня

Стратегическое планирование операций - связано с принятием решений об открытии новых производств или модернизации старых, что требует закупок оборудования и имеет целью расширение производственных возможностей организации. Исполнение подобных решений требует крупных капиталовложений, и поэтому эти решения обычно принимаются на самом высоком уровне. Для того чтобы осуществить крупные капиталовложения, может потребоваться много месяцев или даже лет. Следовательно, решения о крупных инвестициях должны основываться на долгосрочных прогнозах;

Агрегатное планирование имеет целью согласовать общие операционные возможности организации с ожидаемым спросом на ближайшие 12 месяцев или около того. Обычно агрегатный план составляется с разбивкой на месяцы и распределением работ по подразделениям. Маловероятно, чтобы на этом уровне планирования учитывались все детали ассортиментной политики. Главная цель заключается в том, чтобы определить, соответствует ли общие производственные возможности организации ожидаемому спросу. Если возможности недостаточны, следует определить меры для увеличения производственного потенциала организации. С другой стороны, могут оказаться целесообразными действия по управлению спросом. Возможно также, что ожидаемый спрос не покрывает нынешние производственные возможности организации. В этом случае необходимо определить мероприятия либо для увеличения спроса, либо для сокращения производства.

Планирование производства - широко распространенный термин, возникший, очевидно, в промышленности, но ныне обретший более широкий смысл и обозначающий работу по созданию детального плана, определяющего объемы заказов по каждому виду производимых товаров и/или услуг, которые могут быть выполнены организацией каждую неделю. При составлении такого плана должны быть учтена имеющаяся задолженность по заказам. Основной задачей является создание реалистического плана;

Планирование работ - следующий по уровню детализации вид планирования, определяющий конкретные рабочие задания для отдельных подразделений (рабочих групп, отдельных работников или машин). Каждое рабочее задание предусматривает, когда начинается и заканчивается работа и каким способом (если имеются возможности выбора) она выполняется. Подобный график с разбивкой по дням должен быть составлен для каждого вида операционных ресурсов;

Диспетчеризация - термин, обозначающий повседневную деятельность в виде вмешательства в операции в ответ на сиюминутные требования. Причины для вмешательства могут быть самые разные: изменения заказов потребителей, проблемы с поставщиками, неожиданно возникший дефицит рабочей силы, поломки оборудования, недостаток материалов и т.д.