5.3. Процессы управления взаимными зависимостями среди всех остальных процессов
Проект состоит из процессов и протекание любого процесса, как правило, влияет на остальные. Руководство всеми взаимозависимостями между процессами проекта входит в обязанности руководителя проекта. Ниже рассматриваются различные процессы управления взаимозависимостями.
5.3.1. Инициация проекта и разработка плана проекта
Включает в себя оценку интересов потребителя и остальных участников проекта, подготовку плана проекта и инициацию всех остальных процессов.
План проекта, включающий в себя план качества, должен быть разработан и поддерживаться в рабочем состоянии. Степень детальности плана зависит от сложности и масштаба проекта.
План проекта должен иметь ссылки на документированные требования потребителя и других участников проекта и цели проекта. Также должен быть указан источник каждого требования, чтобы обеспечить прослеживаемость.
В плане проекта должны быть указаны характеристики продукта и способы их измерения и оценки.
Если целью проекта является удовлетворение требований контракта, то контракт должен быть изучен. При необходимости должны проводиться пересмотры контракта.
При инициации проекта должны быть выявлены проекты, похожие на инициируемый и уже проведенные поставщиком. Опыт, полученный в этих проектах, должен быть использован максимально.
В плане проекта должны быть выявлены и документированы процессы проекта и их цели.
В организации поставщика должна быть установлена система качества, которая обеспечит постоянное улучшение качества. Поскольку качество является частью хорошего управления проектом, система качества проекта должна быть интегрирована в систему управления проектом. Система качества должна быть документирована в программе качества.
Насколько это практикуется, поставщик должен принять и, при необходимости, приспособить систему качества и процедуры организации-заказчика. В программе качества должны быть сделаны ссылки на используемые документы системы качества организации-заказчика. В случае, если существуют особые требования к системе качества от других участников проекта, должно быть обеспечено, чтобы созданная система качества удовлетворяла этим требованиям проекта.
Разработка плана проекта включает интеграцию всех планов, созданных в других процессах проекта. Эти планы должны быть проверены на непротиворечивость и расхождения между ними должны быть устранены.
План проекта должен определять, планировать и назначать сроки его пересмотров, а также устанавливать порядок хранения записей об этом. Пересмотры должны включать анализ и изменение системы качества и плана проекта, а также их соответствия целям проекта.
В план проекта должны быть включены (с определением сроков) оценки хода реализации проекта, чтобы использовать эти оценки при планировании оставшейся работы.
Должны быть соблюдены все требования к управлению качеством, такие как документирование, проверки, ведение записей, прослеживаемость, пересмотры и всеобщие аудиты проекта.
Для отслеживания хода реализации проекта должны быть определены соответствующие показатели и обеспечена их регулярная оценка. Они должны подтверждать, что цели проекта остаются актуальными при изменяющемся окружении проекта. По результатам этих оценок должны приниматься предупреждающие и корректирующие меры.
В плане проекта должен быть установлен порядок взаимодействия участников. Особое внимание должно быть уделено следующим вопросам:
-
взаимодействие потребителя с другими участниками проекта;
-
связи и отчеты организации-поставщика с различными отделами и функциями организации заказчика;
-
связи между функциями внутри организации-поставщика.
5.3.2. Управление взаимодействием
Необходимо управлять взаимодействиями внутри проекта, чтобы обеспечить запланированные связи между процессами. Это управление должно включать создание процедур управления взаимодействием, организацию межфункциональных рабочих встреч, решение конфликтных ситуаций, реакцию на изменение рисков, измерение степени реализации проекта (с использованием таких методов, как анализ созданной стоимости) и оценка степени реализации для определения состояния проекта и планирования оставшихся мероприятий.
Оценки степени реализации проекта должны также использоваться для выявления потенциальных проблем взаимодействия. Как правило там, где риск больше, взаимодействие должно специально координироваться.
5.3.3. Управление изменениями
Управление изменениями включает выявление и документирование потребности в изменениях и их влияния, а также анализ и принятие решения об изменениях в процессах и продукте.
Управление изменениями включает внесение изменений в работы проекта и в план проекта. До принятия решения об изменении должны быть проанализированы цель изменения, его размер и влияние. Изменения, влияющие на цели проекта, должны быть согласованы с потребителем и соответствующими участниками проекта.
Управление изменениями также включает в себя координацию изменений во взаимосвязанных процессах проекта и разрешение конфликтов.
Процедуры управления изменениями должны включать контроль документации.
Замечание
Руководство по управлению изменениями содержится в стандарте ИСО 9004-1:94.
Руководство по управлению конфигурацией содержится в стандарте ИСО 10007:97.
5.3.4. Завершение
Включает завершение отдельных процессов и проекта в целом и получение обратной связи.
Во время проекта должно быть обеспечено, что все процессы проекта завершены как планировалось. Это включает в себя обеспечение того, что все записи сделаны и хранятся требуемый срок.
Вне зависимости от причин завершения проекта, должен быть проведен полный анализ хода реализации проекта. При его проведении должны использоваться все требующиеся записи, в том числе оценки хода реализации проекта и документы, от участников проекта. Особое внимание должно быть уделено обратной связи от потребителя и других соответствующих участников проекта. По возможности данные должны быть измеримыми и содержать количественные значения. По результатам анализа хода реализации проекта должны быть написаны соответствующие отчеты. В них должен быть описан опыт, который может быть использован в следующих проектах.
Закрытие проекта должно быть официально согласовано с соответствующими участниками проекта.
- Курс «управление проектами»
- Предисловие
- Глава1 Основные понятия уп 13
- Глава 2 Организационная структура проекта 35
- Глава 3 Менеджер и команда проекта 44
- Глава 4 Процессы управления проектами 61
- Глава 5 Внедрение 74
- Глава 1 Стандарты качества 91
- Глава 2 Особенности управления качеством в проектах 129
- Глава 3 Основы управления качеством 135
- Глава 4 Организация внедрения стандартов качества в проекте 170
- Глава 1 Цели и жизненный цикл проекта 254
- Глава 2 Операции 266
- Глава 3 Ресурсы проекта 307
- Глава 1 Стоимостная оценка элементов проекта 369
- Глава 2 Исполнение проекта 425
- Глава 1 Риски проекта 498
- Глава 2 Методы противостояния рискам 513
- Глава 3 Анализ и управление рисками в проекте 541
- Глава 4 Вероятностные оценки показателей риска 559
- Раздел I основы управления проектом Глава1 Основные понятия уп
- 1.1. Введение
- 1.2. Понятие «проект»
- 1.2.1. Что такое «проект»?
- 1.3. Типы и виды проектов
- 1.3.1. Типы проектов
- 1.3.2. Классы проектов
- 1.3.3. Масштабы проектов
- 1.3.4. Виды проектов
- 1.3.5. По длительности
- 1.4. Участники проекта и окружение проекта
- 1.4.1. Проект в среде предприятия
- 1.4.2. Внешнее окружение проекта
- 1.4.3. Участники проекта
- 1.4.3.1. Выявление участников проекта:
- 1.4.3.2. Классификация участников по степени их воздействия на проект
- 1.4.3.3. Установление приоритетов в требуемых связях с внешними участниками проекта
- 1.5. Жизненный цикл проекта
- 1.5.1. Основные фазы жизненного цикла проекта
- 1.5.2. Начальная фаза
- 1.5.3. Фаза разработки
- 1.5.4. Фаза реализации
- 1.5.5. Завершающая фаза или окончание проекта
- 1.6. Управление проектами
- 1.7. Резюме:
- Глава 2 Организационная структура проекта
- 2.1. Введение
- 2.2. Функциональная структура
- 2.3. Матричная структура
- 2.4. Проектная структура
- 2.5. Дивизиональная и сетевая структуры
- 2.6. Преимущества и недостатки основных типов организационных структур
- 2.7. Выбор структуры управления для проекта
- 3.2.1. Как завершить работы вовремя в пределах бюджета?
- 3.2.2. Функции менеджера проекта
- 3.3. Понятие «команда проекта», основные этапы жизненного цикла команды
- 3.3.1. Основные этапы жизненного цикла команды проекта
- 3.4. Функции участников команды проекта
- 3.4.1. Инженер проекта:
- 3.4.2. Менеджер по проектированию:
- 3.5. Взаимодействие проектных и функциональных руководителей
- 3.6. Конфликты
- 3.6.1. Типы конфликтов
- 3.6.2. Причины возникновения конфликтов
- 3.7. Резюме
- Глава 4 Процессы управления проектами
- 4.1. Введение
- 4.2. Инициация (начальная или прединвестиционная фаза)
- 4.2.1. Причины появления проектов
- 4.2.2. Формирование инвестиционного замысла (идеи) проекта
- 4.2.3. Исследование инвестиционных возможностей проекта
- 4.3. Планирование
- 4.4. Организация выполнения
- 4.4.1. Контроль выполнения планов и использования ресурсов:
- 4.4.2. Регулирование хода реализации проекта
- 4.5. Анализ
- 4.6. Управление изменениями
- 4.7. Завершение
- 4.8. Резюме
- Глава 5 Внедрение
- 5.1. Введение
- 5.2. Стратегия
- 5.2.1. Эффективная стратегия внутреннего управления.
- 5.2.2.Эффективная стратегия внешнего управления.
- 5.3. Технология
- 5.4. Проблемы
- 5.5. Резюме
- Глоссарий
- Литература
- Раздел II управление качеством проекта
- 1.2.2. Развитие управления качеством
- 1.2.3. Стандарты и сертификация
- 1.2.4. Качество продукта и система качества
- 1.3. Стандарты исо серии 9000
- 1.3.1. Стандарты исо серии 9000
- 1.3.2. Всеобщее управление качеством (tqm)
- 1.3.3. Европейская премия по качеству
- 1.4. Качество и сорт
- 1.5. Краткое содержание исо 9001
- 1.6. Резюме
- Глава 2 Особенности управления качеством в проектах
- 2.1. Введение
- 2.2. Управление качеством в проектах
- 2.3. Управление качеством на разных этапах жизненного цикла проекта
- 2.4. Резюме
- 3.2.2. Программа качества
- 3.2.3. Содержание программы качества
- 3.3. Мониторинг качества
- 3.3.1. Общие положения
- 3.3.2. Входной контроль и испытания
- 3.3.3. Контроль и испытания в процессе производства
- 3.3.4. Окончательный контроль и испытания
- 3.3.5. Протоколы контроля и испытаний
- 3.4. Методы анализа качества
- 3.4.1. Применяемые методы анализа качества
- 3.4.2. Контрольный листок
- 3.4.3. Мозговой штурм
- 3.4.4. Схема процесса
- 3.4.5. Диаграмма Парето
- 3.4.6. Причинно-следственная диаграмма
- 3.4.7. Временной ряд
- 3.4.8. Контрольная карта
- 3.4.9. Гистограмма
- 3.4.10. Диаграмма разброса (рассеяния)
- 3.4.11. Статистический контроль процессов
- 3.5. Разработка рекомендаций по поддержанию и улучшению качества
- 3.5.1. Общие понятия о способах поддержания и улучшения качества
- 3.5.2. Кружки качества
- 3.6. Стимулирование сотрудников
- 3.6.1. Нематериальное стимулирование
- 3.6.2. Материальное стимулирование
- 4.3. Создание системы управления качеством проекта
- 4.3.1. Ответственность руководства
- 4.3.2. Общая схема разработки и внедрения системы качества
- 4.3.3. Формирования команды по созданию системы качества
- 4.3.4. Календарный график
- 4.3.5. Разработка и внедрение системы качества
- 4.4. Документы системы управления качеством
- 4.4.1. Обзор документации системы качества
- 4.4.2. Требования стандарта исо 9001:94
- 4.4.3. Руководство по качеству
- Пример возможной формы раздела руководства по качеству
- Пример раздела руководства по качеству
- 4.5. Резюме
- Алфавитный указатель
- Глоссарий
- Литература
- Приложение 1 Международный стандарт исо 10006:97 “Управление качеством. Руководящие указания по качеству при управлении проектом”
- Введение
- 1. Область применения
- 3. Определения
- 4. Характеристики проекта
- 4.2. Управление проектом
- 4.4. Этапы и процессы проекта
- 5. Качество в процессах управления проектом
- 5.1. Общие положения
- 5.2. Стратегические процессы
- 5.3. Процессы управления взаимными зависимостями среди всех остальных процессов
- 5.4. Процессы, связанные с техническим заданием
- 5.5. Процессы, связанные со временем
- 5.6. Процессы, связанные со стоимостью1
- 5.7. Процессы, связанные с ресурсами
- 5.8. Процессы, связанные с персоналом
- 5.9. Процессы, связанные со взаимодействием
- 5.10. Процессы, связанные с рисками1
- 5.11. Процессы, связанные с закупками
- 6. Изучение опыта проекта
- Раздел III техника составления расписания исполнения проекта (планирование мероприятий проекта) Глава 1 Цели и жизненный цикл проекта
- 1.1. Введение
- 1.2. Определение целей и успеха проекта
- 1.3. Управление при помощи проектов и иерархия
- 1.4. Резюме
- Глава 2 Операции
- 2.1. Введение
- 2.2. Понятие операций и значение операций
- 2.3. Характеристики операций
- 2.4. Временные масштабы планирования операций
- 2.5. Календари операций и взаимосвязь операций.
- 2.6. Методы планирования операций. Сетевой анализ и календарное планирование проектов
- 2.7. Критический путь и его анализ
- 2.8. Резервы
- 2.9. Диаграмма Ганта
- 2.10. Резюме
- Глава 3 Ресурсы проекта
- 3.1. Введение
- 3.2. Продолжительность и ресурсы проекта
- 3.3. Классификация ресурсов, их планирование и управление ими
- 3.4. Распределение ресурсов и ресурсные конфликты
- 3.5. Ресурсные конфликты и их разрешение
- 3.6. Управление запасами материалов
- 3.7. Обзор рынка программных средств управления проектами
- 3.8. Резюме
- Глоссарий
- Литература
- Раздел IV стоимостной анализ проекта Глава 1 Стоимостная оценка элементов проекта
- 1.1. Введение
- 1.2. Оценка затрат проекта
- 1.2.1. Влияние временного фактора
- 1.2.2. Дисконтирование (discounting)
- 1.2.3. Анализ графика реализации проекта
- 1.2.4. Метод корректировки планов-графиков с учетом стоимостных параметров
- 1.2.5. Моделирование доходов
- 1. Чистый дисконтированный доход (чдд) или интегральный эффект
- 1.2.6. Поток реальных денег
- 1.3. Резюме
- Глава 2 Исполнение проекта
- 2.1. Введение
- 2.2. Общая характеристика проектных процессов
- 2.3. Мониторинг исполнения проекта
- 2.4. Стоимостной анализ организации проекта
- 2.5. Методы прогнозирования затрат
- 2.6. Учет неопределенности стоимостных оценок
- 2.7. Определение распределения вероятности плановых затрат на реализацию проекта
- 2.8. Базы нормативно-спровочной и исторической информации
- 2.9. Резюме
- Глоссарий
- Литература
- Раздел V управление рисками проекта Глава 1 Риски проекта
- 1.1.Введение
- 1.2. Ситуации неопределенности и события риска
- 1.3. Классификация рисков
- 1.3.1. Внешне непредсказуемые риски
- 1.3.2. Внешние предсказуемые (но неопределенные) риски
- 1.3.3. Внутренние нетехнические риски
- 1.3.4. Технические риски
- 1.3.5. Правовые риски
- 1.3.6. Страхуемые риски
- 1.4. Реагирование на риски
- 1.5. Резюме
- Глава 2 Методы противостояния рискам
- 2.1. Введение
- 2.2. Анализ чувствительности
- 2.3. Проверка устойчивости
- 2.4. Точка безубыточности
- 2.5. Метод Монте-Карло.
- 2.6. Статистический метод pert
- 2.7. Анализ целесообразности затрат
- 2.8. Дерево решений
- 2.9. Метод экспертных оценок
- 2.10. Другие методы работы с рисками
- 2.10.1. Метод аналогий
- 2.10.2. Организационный подход vdd
- 2.11. Резюме
- Глава 3 Анализ и управление рисками в проекте
- 3.1.Введение
- 3.2. Управление риском
- 3.3. Методы управления риском
- 3.4. Распределение риска между участниками проекта
- 3.5. Качественное распределение риска
- 3.6. Страхование риска
- 3.7. Финансирование риска
- 3.8. Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов
- 3.9. Организация работ по анализу риска
- 3.10. Резюме
- Глава 4 Вероятностные оценки показателей риска
- 4.1. Введение
- 4.2. Вероятностные оценки показателей риска
- 4.3. Резюме
- Глоссарий
- Литература
- Глоссарий