logo search
641

3.6.2. Материальное стимулирование

Способы материального стимулирования известны всем. Здесь мы расскажем о подходе к оценкам результатов труда, на основании которых и принимается решение о стимулировании.

Эдвард Деминг предложил использовать для оценок результатов труда статистический подход1. Основное положение этого подхода ‑ то, что процесс, выполняемый сотрудником, имеет свои внутренние характеристики, приводящие к колебаниям результатов. С помощью методов статистики определяются границы колебаний результатов, вызванные характеристиками самого процесса. Если показатели работы сотрудников лежат внутри этих границ, то это вызвано не плохим или хорошим качеством их работы (если результаты выше или ниже средних), а характеристиками процесса, поэтому поощрять их надо одинаково. Показателем того, что кто-то работает лучше (или хуже), является стабильное превышение (или занижение) результатов работы выше (ниже) среднего в течении длительного периода. Если показатели работы сотрудника вышли за границы колебаний результатов, то это вызвано появлением какой-то специальной причины, возможно, халатностью или, наоборот прилежностью сотрудника. Эту причину надо выявить, и если дело в сотруднике, то его надо соответственно поощрить или наказать. Графически оценку процесса работы сотрудников можно представить следующим образом (см. рис. 3.11).

Границы колебания результатов работы называются верхним и нижним контрольными пределами. Они уже упоминались в пункте 3.4.8 “Контрольная карта”. Приведем пример их расчета и использования.

Рис. 3.11 Статистический подход к оценке результатов труда

Приведем пример оценки деятельности сотрудников.

Пусть у Вас есть 9 служащих, которые выполняют одинаковые операции (например, принимают и оформляют заказы клиентов) и каждого служащего примерно одинаковые возможности ошибиться. За прошлый месяц было зарегистрировано следующее число ошибок:

Имя

Количество ошибок

Степан

10

Марина

15

Наталья

11

Александр

4

Владимир

17

Иван

23

Елена

11

Екатерина

12

Алексей

10

Итого

113

Среднее число ошибок хсред=113/9=12.55

___

=Vхсред = 3.54

Вариационные пределы для данной системы:

ВКП=xсред+3 = 23.2

НКП=xсред+3= 1.9

Таким образом, ни один сотрудник не вышел за расчетные пределы отклонений, соответствующие этой группе работников. Индивидуальные результаты носят случайный характер, а очевидные различия в результатах работы девяти человек можно приписать действию системы. Никто не заслуживает ни поощрения, ни наказания. Руководителю надо направить усилия на улучшение работы всей группы, не выделяя отдельных ее представителей.

Примером процесса с четко выраженными статистическими отклонениями, является следующий (его приводил на своих лекциях Деминг):

Пусть в коробке лежат 4000 белых шариков и 1000 красных. Все шарики одинаковы по размеру и равномерно перемешаны. Работа сотрудника заключается в том, что он достает из коробки 50 шариков в день. Красные шарики считаются браком. Очевидно, что среднее количество доставаемых за день красных шариков будет 10 штук. При этом дневные результаты могут колебаться от 1 до 19 шариков, и это нормально. Результаты работы здесь зависят только от характеристик системы и улучшить их сотрудник не может.

3.7. Резюме

В мире создан богатый арсенал методов обеспечения качества со своей границей применимости. Для каждого проекта необходимо из имеющихся методов выбрать те, использование которых будет наиболее эффективно.

Глава 4 Организация внедрения стандартов качества в проекте

4.1. Введение

Целью данной главы является рассказать обучаемым как на практике должна создаваться и внедряться система качества в проекте, а также какие требования предъявляются к документации системы качества.

4.2. Определение необходимости создания системы управления качеством

На начальной фазе проекта вырабатываются только общие требования к качеству проекта (как характеристики предлагаемого проекта). Все действия начальной фазы делаются либо в рамках системы качества организации-заказчика, либо вообще в отсутствии системы качества. После определения предполагаемого конечного продукта проекта, его характеристик и требований к стоимости, времени, ресурсам и т.д. проекта определяется необходимость и степень детальности системы качества проекта. Может оказаться, что имеющейся у организации-заказчика или организации-подрядчика (на базе которой и будет реализовываться проект) системы качества достаточно для данного проекта. Тогда, при реализации проекта, должны выполняться процедуры системы качества организации-заказчика (организации подрядчика). Сама система качества проекта создается (если ее создание целесообразно) на фазе разработки проекта.