12.Коммуникация, коммуникационные процессы в организации. Понятие, организация и сущность переговоров. Совещание в системе менеджмента: цели, задачи, виды и специфические особенности.
Коммуникация — это передача информации от одного субъекта другому. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и целые организации. В первом случае коммуникация носит межличностный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнений, намеков, ощущений или восприятия, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой форме с целью получения в ответ желаемой реакции.
Процесс коммуникации напрямую связан с эффективностью управления. Коммуникации - связующий процесс. Качество обмена информацией может прямо влиять на степень реализации целей. Это означает, что для успеха индивидов и организаций необходимы эффективные коммуникации.
В процессе коммуникации формируется послание или то, что пошлет отправитель. Послание содержит данные определенного значения (идеи, факты, ценности, отношения и чувства).
Послание посредством передатчика поступают в передающий канал, с помощью которого оно путешествует в направлении заданного адресата. Передатчики - это сам человек, технические средства (телефон, радио, видеофон, телекс, телефакс, телевизор, компьютер, робот и т.п.), химическое или физическое состояние среды (жидкость, газ, твердые вещества, радиация, свет и т.п.). Каналы - это сама среда (воздух, вода и свет), различные технические устройства и приспособления (линии, волны и т.п.). С этого момента заканчивается этап отправления в процессе коммуникации и начинается этап получения передаваемой информации и уяснения ее значения.
Канал выводит послание на приемник или средство, которое фиксирует получение данного послания по другую сторону канала. Тот, кого достигло послание, называется получателем. Его роль заключается не только в фиксации получения послания, но и, в значительной степени, в раскодировании этого послания в понятную и приемлемую для него форму.
Раскодирование включает восприятие послания получателем, его интерпретацию и оценку. Точность коммуникации оценивается по отношению к идеальному состоянию.
Возможные искажения в значении послания связаны с наличием в процессе коммуникации шума. Шум - это любое вмешательство в процесс коммуникации на любом из его участков, искажающее смысл послания. Шум влияет на частоту повторения сигнала или на повышение его интенсивности. Шумом может быть: звуковые ошибки в произношении; наличие более сильного параллельного сигнала; языковые ошибки; искажения в линиях связи; добавление к посланию «своего» на различных уровнях и т.д.
Обратная связь появляется в результате обмена участников процесса ролями. Получатель становится отправителем и наоборот. Таким образом, весь цикл повторяется вновь, но уже в другом направлении.
Однако в дополнение к межличностным контактам менеджер должен иметь представление о преградах на пути обмена информацией в организации и методах совершенствования такого обмена. К числу преград в организационных коммуникациях можно отнести следующие:
Искажение сообщений. Когда информация движется внутри организации вверх и вниз, смысл сообщений несколько искажается.
Неудовлетворенная структура организации. Преодоление этой преграды достигается путем регулирования информационных потоков; системы обратной связи; системы сбора предложений;
Перегруженность коммуникационных каналов. Когда коммуникационная загруженность каналов становится чрезмерной, необходимо увеличивать число каналов или улучшать технологию, уменьшать число сообщений, увеличивать делегирование полномочий или объединять тех, кто чаще вступает в коммуникационное общение.
Для выполнения своих производственных функций сотрудники организации должны взаимодействовать, т.е. вступать в общение друг с другом. От того, насколько эффективно это общение, во многом зависит производственное поведение каждого из сотрудников и успех организации в целом. Каждая организация имеет формальную систему коммуникации, которая предписывается формальной организационной структурой.
В организации существуют три основных направления коммуникационных потоков: сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали.
Коммуникация сверху вниз предполагает передачу информации от руководителя подчиненному. Этот вид коммуникации является наиболее распространенным в современных организациях: руководители среднего звена направляют более 70 % своих сообщений своим подчиненным, высшие руководители проводят около 50 % всего своего рабочего времени в общении с подчиненными. Коммуникация сверху вниз играет важнейшую роль в управлении организацией, поскольку непосредственно влияет на мотивацию и способность сотрудников выполнять свои производственные функции и, следовательно, обеспечивать достижение организационных целей. Ее главная цель - предоставление информации о том, что (как, когда, где) должны делать сотрудники организации. Поэтому основными формами коммуникации сверху вниз являются приказы, инструкции, предписания, правила и процедуры; важнейшей функцией коммуникации сверху вниз является оценка работы сотрудников за прошедший период.
Коммуникация снизу вверх традиционно играла чисто информационную роль - для принятия решений руководителям всех уровней необходимо знать о положении дел на местах. Подчиненные часто преувеличивают свои достижения и скрывают недостатки, опасаются предоставлять данные, которые, по их мнению, могут негативно сказаться на их карьере или вознаграждении. В результате предоставления искаженной информации страдает качество принимаемых руководителями решений и снижается эффективность управления организацией. Традиционными методами контроля качества предоставляемой снизу информации являются сбор данных из независимых источников и выборочные проверки.
Горизонтальная коммуникация осуществляется между сотрудниками, находящимися на одном иерархическом уровне: заместителями генерального директора, руководителями отделов человеческих ресурсов и продаж, инженерами конструкторского бюро. Основной целью горизонтальной коммуникации является обмен информацией для координации действий подразделений и сотрудников, т.е. для оптимизации производственного поведения и реализации целей организации.
Поскольку при горизонтальной коммуникации ее участники находятся на одном иерархическом уровне, информационный обмен может быть более дружелюбным и эффективным, чем в случае вертикальной коммуникации. В то же время находящиеся на одном уровне работники могут конкурировать за организационные ресурсы, внимание и расположение руководства или рядовых сотрудников, что может осложнять коммуникационный процесс и отрицательно сказываться на результатах организации.
Помимо взаимодействия в рамках формальной организационной структуры, сотрудники любой организации вступают в контакты друг с другом, не имеющие непосредственного отношения к выполняемым ими производственным функциям. Подобный обмен информацией называется неформальной коммуникацией, оказывающей существенное влияние на производственное поведение сотрудников.
Особенностью неформальной коммуникации является то, что она пренебрегает организационной структурой и пронизывает все иерархические уровни. Эта особенность делает всех членов организации участниками информационного обмена и придает ему особую значимость для управления человеческими ресурсами.
Основным методом неформального общения является передача устных сообщений (в последнее время все более широко используется электронная почта) - информация передается от одного участника информационной цепи к другому. Эта особенность обусловливает две характеристики неформальной коммуникации: относительно высокую скорость распространения информации и относительно высокий риск ее искажения. Под деловыми переговорами понимается особый вид совместной деятельности двух или нескольких лиц, не связанных друг с другом отношениями прямого подчинения, направленный на решение стоящих перед ними проблем, которые могут быть своими у каждого или общими хтя всех. Основной задачей переговоров является координация обусловленных этими проблемами целей их участников и способов их достижения, с тем чтобы максимизировать выгоды или минимизировать потери.
Переговоры могут быть классифицированы по нескольким признакам. Так, с точки зрения состава участников можно выделить внешние (с другими фирмами, государственными, общественными организациями) и внутренние переговоры (между подразделениями, между администрацией и профсоюзным комитетом).
По количеству участников переговоры делятся на двусторонние и многосторонние. Последние характеризуются значительно большей продолжительностью и сложностью согласовывания вариантов решений.
Если проблемы, вокруг которых ведутся переговоры, могут быть сравнительно легко и быстро исчерпанными, они носят разовый характер; если же непрерывно возникают все новые и новые проблемы, то переговоры могут вестись постоянно, с определенными перерывами.
С точки зрения особенностей ситуации переговоры делятся на проводимые в условиях конфликта или кризиса отношений и на ведущиеся в рамках сотрудничества. Первый случай чаще характерен для внутренних переговоров; второй - для внешних.
В зависимости от целей переговоры могут быть направлены на установление отношений; на продолжение существующих и сохранение «статус-кво»; на нормализацию, если они неблагопоприятны; на получение тех или иных дополнительных или побочных результатов.
Исходя из содержания переговоры могут носить политический (об общих подходах), экономический (о ценах, финансах, оплате и т.п.) или технический характер.
По характеру можно выделить официальные переговоры, задачей которых является подписание соответствующих документов, имеющих юридическую силу, и неофициальные. Последние могут завершиться в лучшем случае протоколом о намерениях сторон, который никого ни к чему не обязывает.
Стандартный переговорный процесс обычно включаете себя пять основных стадий: на первой происходит выработка общей концепции переговоров; на второй — подготовка вариантов решений; на третьей — создание необходимых организационных условий; на четвертой — осуществление самих переговоров; на пятой - подписание соглашения, анализ результатов и подведение итогов. Существует ряд методов ведения переговоров:
Вариационный. Он состоит в том, что партнерам предлагаются для обсуждения предварительно разработанные варианты соглашения в зависимости от конкретных ситуаций.
Интеграционный метод во главу угла ставит общие интересы. При изложении предложений основной упор делается на имеющиеся точки соприкосновения, возможности получения взаимной выгоды при разумном подходе и объединении усилий.
Метод уравновешивания позиций - изучение взглядов партнеров. Если их позиция в принципе пригодна, не содержит «подводных камней», то она берется за основу, корректируется и уточняется в необходимой степени, а затем предлагается для обсуждения.
Метод поэтапного достижения соглашения, носит во многом ситуативный характер. Его суть состоит в достижении соглашения в условиях постоянного, полного или частичного, пересмотра требований в зависимости от появления новых обстоятельств и открытия новых возможностей.
Помимо методов существуют определенные приемы ведения переговоров, отражающие возможные варианты тактики участников. Последняя может иметь в основе, как рациональный подход, так и применение различного рода уловок.
Рациональный подход связан со следующими основными приемами:
выжиданием, заключающемся в том, что сначала стараются выслушать все точки зрения и уж затем высказать собственную;
разделением проблемы на отдельные составляющие;
выражением согласия с более сильными и опытными партнерами;
постепенным приоткрыванием своей позиции;
блоковой политикой, предполагающей со всеобщего согласия начать переговоры с решения проблем, касающихся лишь части партнеров, подключая постепенно по мере необходимости остальных.
При подходе, основывающемся на уловках, наиболее распространенными приемами являются различного рода обманные действия и высказывания. Здесь можно выделить:
использование фальшивых фактов;
предъявление неясных полномочий; сам факт присутствия того или иного лица на переговорах еще не означает, что оно имеет право их вести, а тем более подписывать документы, поэтому полномочия нужно всегда проверять;
запутывание выражается обычно в имитации непонимания, выдвижении нереальных предложений и сроков их реализации и т.п. в надежде на то, что соперник растеряется и проявит большую сговорчивость;
обманутые ожидания заключаются в целенаправленном формировании у партнеров надежд на скорое решение проблемы, при внезапном разрушении которых люди теряются и легче подвергаются воздействию.
Совещание (служебное или деловое) представляет собой способ коллективного, целенаправленного обмена информацией, заканчивающийся принятием конкретных решений. Это форма организации делового общения коллектива (группы) по актуальным для данного коллектива (группы) проблемам.
Необходимость проведения совещаний обусловлена рядом причин:
Во-первых, при необходимости принятия по данному вопросу коллективно-коллегиального решения, учитывающего опыт многих работников, особенно специалистов разных направлений деятельности и разных подразделений организации.
Во-вторых, в том случае, если для решения вопроса необходимо воспользоваться мнениями различных групп работников, представляющих разные подразделения.
В-третьих, когда нужно сделать важное сообщение, которое может породить значительное количество вопросов, требующих немедленного обсуждения и уточнения на месте.
В-четвертых, когда необходимо добиться согласованного решения принципиальной проблемы, получить одобрение тех или иных важных и серьезных действий.
В-пятых, когда требуется публично разоблачить или опровергнуть какую-то ложную информацию или слух.
Служебное совещание следует отличать от различного вида собраний.
На совещаниях присутствуют специалисты, ответственные или заинтересованные лица, а на собраниях - весь персонал.
На совещаниях рассматриваются текущие конкретные вопросы, а на собраниях - более общие, накопившиеся за определенный период времени.
Совещания имеют оперативный характер и призваны вносить коррективы в совершенствование текущей деятельности, на собраниях, прежде всего, подводятся итоги и определяются планы на будущее.
Виды служебных совещаний и их классификация.
Американская классификация служебных совещаний.
— диктаторские. Совещание считается диктаторским, если его ведет и фактическим правом голоса пользуется только руководитель.— автократические - являются разновидностью диктаторского служебного совещания. На нем руководитель задает вопросы поочередно каждому участнику и выслушивает их ответы - сегрегативньте: руководитель или кто-либо по его поручению делает доклад, потом проводятся прения. Однако в прениях участвуют лишь один или несколько работников по выбору руководителя, ведущего совещание. Другим участникам слово не предоставляется;- дискуссионные: являются самым демократичным по структуре и сводится к коллективному обсуждению возникающих проблем, свободному обмену мнениями и к выработке общего решения; — свободные:- это совещание без четко сформулированной повестки дня, а иногда без председателя. Свободное совещание не принимает никаких решений, сводится в основном к обмену мнениями и проходит в форме разговора между небольшим числом его участников.
Российская классификация деловых совещаний.
По целевой направленности (целям и задачам) выделяют следующие типы совещаний: - ознакомительные; - разъяснительные; - проблемные; - инструктивные; - координационные .
По назначению, психологическим особенностям проведения и продолжительности различают следующие типы совещаний:- информационные; -директивные или инструктивные; - оперативные; - дискуссионные (коллективное обсуждение возникших проблем); - вырабатывающие и принимающие решения; — учебные (сообщение дополнительных профессиональных знаний); - разъясняющие и уточняющие задачи по реализации ранее принятых решений; — подводящие итоги выполнения решений и дающие оценку результатов совещания.
По масштабам привлечения участников совещания бывают:—международные; — отраслевые; — региональные; — областные; - городские; — районные; - внутренние (в масштабах одной организации или отдельных подразделений организации).
По степени плановости различают: — плановые;— внеплановые (в случае крайней необходимости).
По периодичности (частоте) проведения совещания подразделяются на: - регулярные (еженедельные, ежемесячные, ежегодные); - постоянно действующие (собираются периодически, но без установленной регулярности);- периодические; — разовые.
По характеру обсуждаемых (рассматриваемых) и решаемых вопросов различают:- текущие (обсуждение ряда взаимосвязанных вопросов); - целевые (рассмотрение одного или группы взаимосвязанных вопросов); - случайные (рассматриваемые вопросы носят случайный характер); — регулярно повторяющиеся; - ограниченные (количество решаемых вопросов минимально): - неограниченные.
По методам ведения различают:- авторитарные; — демократические; - либеральные.
По тематике рассматриваемых вопросов:— административные; — технические; - кадровые; - финансовые; - технологические.
По количеству участников:- с узким составом (до 5 человек); - расширенные (до 20 человек); - представительные (более 20 человек).
По принадлежности к сфере общественной жизни совещания классифицируются на: — собрания и заседания профсоюзных и других общественных организаций;- партийные совещания и объединения;- деловые (административные);- научные и научно-технические (семинары, симпозиумы, конференции, съезды);-объединенные.
Подготовка и проведение служебных совещаний. Существует совокупность обязательных элементов для повышения эффективности служебного совещания:
Подготовка (- определение целесообразности проведения совещания; — состав участников; — дата и время совещания; — подготовка участников совещания; - определение места проведения).
Проведение (- продолжительность (не более 40 минут); — регламент;- протокол).
Принятие решения: (—контроль за его выполнением).
Служебное совещание состоит из пяти фаз:
Начало. 2 Передача информации. 3. Аргументирование. 4. Опровержение доводов собеседников. 5. Принятие решений.
Существует три методики проведения совещаний:
Авторитарная методика подразумевает жесткий контроль за ходом совещания с помощью распоряжений, инструкций, требующих от присутствующих выполнения. Данная методика отличается четкой постановкой целей совещания, энергичной формой отдачи распоряжений.
Демократическая методика. При данной методике руководства участники совещания в той или иной степени подключаются к организации и деятельности совещания. Руководитель разрешает участникам принимать участие, более того, поощряет это. Такой руководитель более доступен для всей участников совещания, которые чувствуют себя свободно.
Либеральная методика. Ее суть состоит в том, что руководитель ставит перед участниками совещания проблему, создает необходимые организационные условия для принятия решений, определяет правила, а сам отходит на второй план, оставляя за собой функции консультанта, эксперта, оценивающего получены результаты.
- Часть 1. Основы менеджмента
- Классические школы науки управления
- Методы управления организацией и трудовым коллективом. Модели коммуникации.
- 3.Понятие «менеджмента» в развитии социума. Классификация функций менеджмента. Содержание управленческого труда.
- 4.Понятие «организация» и подходы к ее рассмотрению. Виды организационных структур и их характеристика
- 5.Основные элементы внутренней и внешней среды организации
- 6. Понятие, уровни и содержание организационной культуры
- 7.Понятие и сущность лидерства. Лидеры и менеджеры
- 8.Стили руководства. «Управленческая решетка» менеджмента. Уровневая модель управления
- 9.Имидж организации как фактор ее конкурентоспособности
- 10.Создание и стадии развития команды в организации
- 11.Личное планирование времени: система планирования, правила и принципы планирования времени
- 12.Коммуникация, коммуникационные процессы в организации. Понятие, организация и сущность переговоров. Совещание в системе менеджмента: цели, задачи, виды и специфические особенности.
- 13.Деловое общение. Анализ внутригруппового взаимодействия
- 14. Формы власти и влияния в менеджменте
- 15.Понятие, сущность, типология управленческих решений в деятельности менеджера. Основные этапы и методы принятия управленческих решений
- 16.Сущность, виды, формы, инструменты и этапы традиционного процесса контроля
- 17.Понятие и процесс делегирования полномочий: преимущества и недостатки.
- 18.Понятие и значение мотивации. Потребности персонала и процесс мотивации. Мотивация и стимулирование труда. Роль менеджера в формировании мотивации работников.
- 19.Содержательные теории мотивации
- 20.Процессуальные теории мотивации
- 21.Маркетинг как функция менеджмента. Стратегии маркетинга
- 22.Сущность, виды и источники инвестиций. Управление инвестициями в менеджменте. Основные функции менеджера по инвестициям. Оценка инвестиционной деятельности
- 23.Принципы обеспечения качества. Системы качества. Стандартизация в системах управления качеством. Конкурентоспособность и качество
- 24.Стратегическое планирование. Сравнительный анализ элементов оперативных и стратегических планов
- 25.Конфликты в организации: понятие, виды, причины и методы разрешения
- 26.Этика менеджмента и социальная ответственность
- 27.Эффективность менеджмента: экономический и социальный аспект
- 28.Понятие организационных изменений. Цели, причины, виды и обоснование организационных изменений
- 29.Политика проведения организационных изменений. Сопротивление изменениям
- 30.Информационные технологии в управлении
- Часть 2. Общепрофессиональные дисциплины
- 1.Инновации как источник удовлетворения общественных потребностей. Ключевые понятия инновационного менеджмента. Классификация инноваций
- 2.Научные основы инновационного менеджмента (возникновение, становление, основные черты)
- 3.Инновационный процесс и жизненный цикл инновации. Стадии и этапы инновационного цикла. Технологические пределы и разрывы
- 4.Понятие инновационной стратегии. Её сущность, особенности. Основные виды стратегий инновационной деятельности
- 5.Стратегическая архитектура организации: видение, миссия, цель, стратегия
- 6.Методология анализа внешней среды организации. Технологии стратегии развития
- 7.Методология анализа внутренней среды
- 8.Стратегические проблемы и стратегический выбор. Оценка стратегии
- 9.Анализ конкурентной среды. Виды конкурентных стратегий.
- 10.Бизнес-планирование в управлении предприятием
- 11.Отличие бизнес-плана от других плановых документов
- 12.Структура и содержание разделов бизнес-нлана
- 13.Понятие кризис. Этаны развития кризиса организации. Классификация кризисов
- 14.Причины экономической несостоятельности организаций
- 15.Определение неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий
- 16Сущность, цели, эффективность и основные мероприятия реструктуризации организации
- 17.Современная концепция качества. Принципы всеобщего качества и их эволюция
- 18.Роль качества в стратегическом управлении организацией. Качество как конку рентное преимущество
- 19.Модели формирования систем качества
- 20.Процессный подход к разработке системы управления качеством
- 21.Понятие «социальная политика», ее сущность, основные задачи и роль в жизни общества
- 22.Социальное партнерство: понятие, принципы, специфика
- 23.Социально-психологические аспекты социального менеджмента.
- 24.Понятие, виды и роль исследований в деятельности менеджера
- 25.Методология системных исследований
- 26.Эффективность исследований. Параметры и критерии оценки исследований
- 27.Сущность предпринимательской деятельности
- 28.Преимущества и недостатки различных форм организационно-правовых форм предпринимательской деятельности
- 29.Объекты, участники предпринимательской деятельности.
- 30.Порядок образования и прекращения деятельности субъектов предпринимательской деятельности
- Часть 3. Менеджмент организации.
- 1.Необходимость оценки конкурентоспособности фирмы в практике управления
- 2.Конкурентоспособность как объект управления. Понятие конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособность продукции: взаимосвязь и различия
- 3.Системное управление качеством - новая стратегия обеспечения конкурентоспособности фирмы и ее продукции
- 4.Государственный механизм воздействия на конкурентоспособность. Мировая, национальная, отраслевая и фирменная конкурентоспособность
- 5.Диагностика конкурентной среды предприятия. Классификация конкурентных стратегий. Процесс разработки конкурентоспособной
- 6.Анализ деятельности конкурентов при оценке конкурентоспособности фирмы
- 7.Анализ привлекательности рынка - основа оценки конкурентной позиции фирмы. Виды маркетинговых исследований и особенности их применения в оценке конкурентоспособности фирмы
- 8.Экспертная оценка конкурентоспособности предприятия. Механизм оценки конкурентоспособности фирмы
- 9.Построение конкурентной карты рынка. «Цена потребления» как фактор конкурентоспособности. Понятие демпинга
- 10.Матричные методы и модели оценки конкурентоспособности фирмы
- 11.Использование инструментария стратегического анализа при опенке конкурентоспособности фирмы
- 12.Оценка бизнеса: сущность и методология
- 13.Особенности оценки конкурентоспособности фирмы на основе методов финансового анализа
- 14.Управление стратегическими изменениями как условие повышения конкурентоспособности фирмы
- 15.Оценка конкурентоспособности фирмы (бизнеса) в условиях неопределенности
- 16.Сущность и корпоративного менеджмента
- 17.Бизнес-система корпорации. Функции корпоративного менеджмента
- Англо-американская модель корпоративного управления.
- 19.Понятие корпорации. Виды корпоративных объединений
- 20.Природа операционного менеджмента. Производственные
- 21.История развития операционного менеджмента
- 22.Сущность услуг. Операционная классификация услуг
- 23.Управление производственными мощностями на предприятиях
- 24.Понятие проект и управление проектами в деятельности организации
- 25.Процесс управления проектом: этапы управления, технология организации работы
- 26.Сетевое планирование: правила построения сетевых графиков и анализ сетевых графиков
- 27.Управления проектными командами: пятиступенчатая модель развития команды, трудности проектных команд
- 28.Понятие экологический менеджмент и экологическое управление, значение в развитии организации. Основные принципы экологического менеджмента
- 29.Понятие риска. Риск и неопределенность. Экономический риск.
- 30.Методы управления риском. Хеджирование риска.