logo
1_Osnovy_menedzhmenta-1_1

23.Социально-психологические аспекты социального менеджмента.

При рассмотрении вопросов социального управления необходимо учитывать их сложный характер и многообразие. Например, говоря об управлении, обычно подразумевают экономические, политические, административно-правовые, психологические, кибернетические аспекты управления. В структуре же социального управления не менее важным является моральный аспект, точнее, морально-этический, который рас­пространяется не только на управление личностью и коллективом, но и на все общество, область государственного управления.

Мораль входит в структуру социального управления в качестве её обязательного элемента, ибо в современном обществе процессы нравст­венно-психической жизни протекают одновременно и как регулируемые с помощью сознательно организованных механизмов и как регулируемые стихийно. Наличие данного обстоятельства позволяет употреблять кате­горию «управление» применительно к функционированию нравственной деятельности.

Недооценка же моральных аспектов при решении тех или иных за­дач управления может привести к возникновению нравственных кон­фликтов, как внутриличностных, так и производственно-органи­зационных, межличностных, к появлению негативной психической на­пряженности и «психических барьеров», мешающих освоению со­временной техники, технологии или новых организационных меро­приятий. Напротив, там, где мы проявляем интерес к нравственным ка­чествам своих коллег, членов коллектива, где сопоставляем поступки людей, их потребности, интересы, мотивы, там мораль становится мощным фактором совершенствования системы социального управления, развития человека как всесторонне развитой личности.

В условиях научно-технической революции необходим творческий подход к решению экономических задач, поэтому возникает необходи­мость создания таких производственных отношений между коллективом и отдельными работниками, при которых их способности могли бы наиболее полно реализовываться. Деловая, творческая обстановка и здоровый соци­ально-психологический климат являются важнейшими факторами, кото­рые оказывают благоприятное влияние на результаты производства.

Овладение основами педагогических знаний и навыков — обязан­ность каждого руководителя, поскольку управленческая деятельность всегда содержит в себе известный элемент педагогики.

В управленческой деятельности каждый руководитель должен:

-разъяснять работникам перспективы развития общества, возможно­сти в осуществлении целей организации и на этой основе решать слож­ные, но выполнимые задания;

-формировать цели и задачи вместе работниками, чтобы они созна­тельно повышали предъявляемые к ним требования;

-учитывать индивидуальные особенности каждого работника в воспитательной работе, а также в процессе контроля;

-ориентировать работника на рациональную деятельность, прини­мать во внимание их вероятную реакцию на получение задания и методы стимулирования.

Особенностью производственного коллектива является то, что он создает не только материальные и духовные блага, но и приобщается к социальной и культурной жизни. По мере того, как в коллективе начина­ют складываться отношения (инициатива, субординация, дисциплина и т.д.), возникают другие цели.

Неотъемлемым признаком коллектива является управление, без ко­торого он не может существовать, т.к. любой труд 'требует организации, планирования, регулирования и координации. Деятельность каждого его члена подчиняется общим интересам.

Руководитель обязан разбираться в факторах, под воздействием ко­торых складываются отношения работника к труду: традиции, профес­сиональная гордость, перспективы роста, привлекательность труда и т.д. Руководитель должен также постоянно заниматься профессиональным отбором и обучением кадров, уделять большое внимание соответствию психологических качеств предстоящей работе.

Используя в управлении психологические методы, необходимо пом­нить, что их следует применять только в комплексе с организационными, экономическими, социальными методами, что дает возможность добить­ся оптимальной работы системы управления.