logo
1_Osnovy_menedzhmenta-1_1

4.Понятие «организация» и подходы к ее рассмотрению. Виды организационных структур и их характеристика

Понятие «организация» с управленческой точки зрения: группа лиц, взаимодействующих друг с другом ради достижения общей цели с по­мощью различных вещественных, правовых, экономических и иных ус­ловий.

Признаки организации как структуры: наличие цели; наличие неко­торого числа участников; наличие внутреннего координирующего цен­тра, координация всех внутренних процессов в ней на основе принципа саморегулирования; обособленность, наличие границ, отделяющих ее от внешнего окружения, в том числе от других организаций; организацион­ная культура, представляющая собой совокупность норм поведения, тра­диций, символов, словом, всего того, что отлетает данную организацию от других.

Классификация организаций:

по происхождению (организации могут быть первичными или вто­ричными). Виды вторичных организаций: корпоративные и ассоциатив­ные:

по механизму функционирования (механистические и органиче­ские): с точки зрения особенностей внутренних взаимоотношений между людьми (формальные и неформальные).

Организационная структура как совокупность подразделений, со­ставляющих ту или иную организацию (отделов, участков, цехов и служб, органов управления, целых предприятий и их комплексов).

Основные типы организационных структур: иерархический и орга­нический. Иерархический тип структур управления (или бюрократиче­ский), и его разновидности:

А — линейная структура

Б — функциональная

В — линейно-штабная

Г - дивизиональная (от анг. division - «деление»)

Разновидности органического типа структур управления:

А - программно-целевая о Б - матричная структура

В - проектная структура

Г - бригадная форма организации управления.

Преимущества и недостатки организационных структур. Главные свойства иерархических и органических структур.