logo
1_Osnovy_menedzhmenta-1_1

27.Эффективность менеджмента: экономический и социальный аспект

Эффективность менеджмента как социально-экономическая кате­гория - это результативность данной деятельности, степень оптимально­сти использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Функциональная роль эффективности управления - отражать уровень и динамику его развития, качественную и количественную стороны данно­го процесса.

Эффективность менеджмента формируется под воздействием ряда факторов, которые можно классифицировать по следующим признакам. По содержанию различают факторы организационные, экономические, социально-психологические, технические, физиологические. В зависимо­сти от масштаба действия факторы можно подразделить на: народнохо­зяйственные, отраслевые, на уровне организаций, на уровне подразделе­ний. Но форме воздействия различают факторы прямого и косвенного воз­действия. По продолжительности воздействия выделяют факторы, кото­рые действуют непродолжительное время и влияние которых сказывается на протяжении длительного времени. По степени формализации выделя­ют количественно измеримые и количественно неизмеримые факторы.

Экономическая эффективность менеджмента выражает экономи­ческую сущность управленческих отношений. В общем виде эффектив­ность управленческой деятельности (Э) выражают следующей формулой: Э=Р/3, Р - результат функционирования системы управления; 3 - затраты на управленческую деятельность. К издержкам или затратам на управле­ние обычно относят: затраты на оплату' труда руководства, сотрудников аппарата управления и технического обслуживания, стимулирующие; затраты на НИОКР и технические средства; накладные расходы.

Кроме того, экономическую эффективность менеджмента организа­ции могут характеризовать: удельный вес административно­ - управленческого персонала в общей численности работников; удельный вес расходов на оплату труда управленческих работников в общем объе­ме заработной платы; удельный вес расходов на управление в общих из­держках; прибыль (доход) в расчете на одного работника аппарата управ­ления; управленческие расходы в расчете на 1 млн. руб. произведенной продукции или товарооборота; объем реализации услуг, приходящийся на 1 млн. руб. управленческих затрат; сумма прибыли (дохода), прихо­дящаяся на 1 тыс. руб. управленческих затрат и другие показатели.

При определении эффективности рассматривается также социальная эффективность менеджмента, выражающую социальный результат управленческой деятельности. Она характеризует степень использования потенциальных возможностей трудового коллектива и каждого работника, его творческих способностей, успешность решения социальных задач развития коллектива. К показателям социальной эффективности менеджмента относятся:

  1. Показатели, характеризующие условия труда работников организации (морально-психологический климат; уровень конфликтности в

коллективе предприятия; удовлетворенность работников своим трудом; нервно-эмоциональная нагрузка; удельный вес творческих операций; уровень заболеваемости работников; уровень травматизма работников; обеспеченность работников предприятия санитарно-гигиеническими по­мещениями; температурный режим в рабочих помещениях; освещенность рабочих мест; напряженность, интенсивность труда; уровень шума, запылённости помещений; удельный вес нормируемых операций; рациональность режимов труда и отдыха; удельный вес неквалифицированного труда: внутренняя культура в предприятии; уровень механизации и автоматизации труда; уровень компьютеризации административно-управленческого труда и др.):

  1. Показатели, характеризующие социально-бытовые условия ра­тников организации (жилищные условия (обеспеченность жильем) работников и членов их семей; обеспеченность детскими дошкольными угождениями; обеспеченность лечебными учреждениями; обеспечен­ность культурно-просветительными учреждениями; обеспеченность путёвками в санаторно-оздоровительные учреждения; уровень социальной активности работников; средняя заработная плата работников предпри­ятия, в том числе по категориям работников; текучесть кадров и др.).

  2. Показатели, характеризующие квалификацию работников об­щеобразовательный уровень работников; профессиональный уровень работников; уровень квалификации кадров; уровень экономической грамотности кадров; уровень правовых знаний работников; уровень общей культуры работников.

  3. Показатели, характеризующие организацию и мотивацию труда дисциплина труда; исполнительская дисциплина; участие работников в управлении (выработке и принятии управленческих решений); уровень организации и оснащенности рабочих мест; обеспеченность работников нормативной документацией; материальное и моральное стимулирование работников; трудовая активность работников; соотношение формальных и неформальных структур).

Использование показателей эффективности менеджмента позволяет диагностировать систему менеджмента, предупреждать возникающие при ее функционировании отклонения, вскрывать причины неэффектив­ного управления, осуществлять научно обоснованное целеполагание дея­тельности органов управления, корректировать их дальнейшую работу.