logo
1_Osnovy_menedzhmenta-1_1

16.Сущность и корпоративного менеджмента

Корпоративный менеджмент - это процесс установления баланса между экономическими и социальными целями корпорации, между ин­дивидуальными, групповыми и общественными интересами.

Принципиальная схема корпоративного управления показана на ри­сунке

Избрание,

контроль

Название,

контроль

Отчетность

Отчетность

Рис 1. Принципиальная схема корпоративного управления

Основная функция корпоративного управления — обеспечить работу корпорации в интересах акционеров, предоставивших корпорации фи­нансовые ресурсы.

Механизмы корпоративного управления традиционно разграничи­ваются на внешние и внутренние: воздействие внешней среды (внешние механизмы управления) и внутренние процедурные механизмы управле­ния в корпорации. К внешним механизмам обычно относятся:

В качестве внутреннего (или прямого) механизма контроля обычно рассматривается совет директоров (наблюдательный совет).

Таблица 1.

Основные принципы корпоративного управления

Принципы

Содержание

1

Соблюдение прав акционеров

Надежные методы регистрации права собственности

Доступность информации о корпорации

Участие в голосовании на общих собраниях акционеров

Участие в выборах руководящих органов корпорации

Долевое участие в прибылях

Право на отчуждениек и передачу акций

2

Равноправие акцио­неров

Одинаковое отношение ко всем акционерам одной категории Обык­новенные акции голосуют по формуле: «одна акция — один голос»

3

Подконтрольность руководства корпо­рации

Выборность совета директоров, не являющихся менеджерами компа­нии Подотчетность совета директоров и менеджеров компании акцио­нерам Независимость контрольных органов компании

4

Прозрачность кор­порации

Прозрачная структура собственности Открытость информации о фи­нансах Прозрачность производственно-хозяйственной деятельности и принимаемых решений

5

Лояльность

Соблюдение законов страны, в которой работает корпорация Сотруд­ничество с государственными органами управления