13.Деловое общение. Анализ внутригруппового взаимодействия
Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач.
Известные "писаные” и "неписаные" нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция - формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность. Деловой этикет включает в себя две группы правил:
нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные);
наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).
Общим требованием считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий.
Регламентированность делового взаимодействия выражается также во внимании к речи. Обязательно соблюдение речевого этикета - разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых "формул", позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т. д. (например, "здравствуйте", "будьте добры", "разрешите принести извинения", "счастлив познакомиться с Вами"). Эти устойчивые конструкции выбираются с учетом социальных, возрастных, психологических характеристик.
Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:
установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку;
ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы;
Обсуждение интересующей проблемы;
Решение проблемы.
Завершение контакта (выход из него).
Общие положения делового общения
Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. Выделяют шесть следующих основных принципов:
Пунктуальность (делайте все вовремя). Только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным.
Конфиденциальность (не болтайте лишнего). Секреты учреждения, корпорации или конкретной сделки необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера. Нет также необходимости пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни.
Любезность, доброжелательность и приветливость. В любой ситуации необходимо вести себя с клиентами, заказчиками, покупателями и сослуживцами вежливо, приветливо и доброжелательно.
Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе). Внимание к окружающим должно распространяться на сослуживцев, начальников и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных.
Внешний облик (одевайтесь, как положено). Главный подход - вписаться ваше окружение по службе, а внутри этого окружения - в контингент работников вашего уровня. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, то есть одеваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу. Большое значение имеют тщательно подобранные аксессуары.
Грамотность (говорите и пишите хорошим языком). Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя употреблять бранных слов.
- Часть 1. Основы менеджмента
- Классические школы науки управления
- Методы управления организацией и трудовым коллективом. Модели коммуникации.
- 3.Понятие «менеджмента» в развитии социума. Классификация функций менеджмента. Содержание управленческого труда.
- 4.Понятие «организация» и подходы к ее рассмотрению. Виды организационных структур и их характеристика
- 5.Основные элементы внутренней и внешней среды организации
- 6. Понятие, уровни и содержание организационной культуры
- 7.Понятие и сущность лидерства. Лидеры и менеджеры
- 8.Стили руководства. «Управленческая решетка» менеджмента. Уровневая модель управления
- 9.Имидж организации как фактор ее конкурентоспособности
- 10.Создание и стадии развития команды в организации
- 11.Личное планирование времени: система планирования, правила и принципы планирования времени
- 12.Коммуникация, коммуникационные процессы в организации. Понятие, организация и сущность переговоров. Совещание в системе менеджмента: цели, задачи, виды и специфические особенности.
- 13.Деловое общение. Анализ внутригруппового взаимодействия
- 14. Формы власти и влияния в менеджменте
- 15.Понятие, сущность, типология управленческих решений в деятельности менеджера. Основные этапы и методы принятия управленческих решений
- 16.Сущность, виды, формы, инструменты и этапы традиционного процесса контроля
- 17.Понятие и процесс делегирования полномочий: преимущества и недостатки.
- 18.Понятие и значение мотивации. Потребности персонала и процесс мотивации. Мотивация и стимулирование труда. Роль менеджера в формировании мотивации работников.
- 19.Содержательные теории мотивации
- 20.Процессуальные теории мотивации
- 21.Маркетинг как функция менеджмента. Стратегии маркетинга
- 22.Сущность, виды и источники инвестиций. Управление инвестициями в менеджменте. Основные функции менеджера по инвестициям. Оценка инвестиционной деятельности
- 23.Принципы обеспечения качества. Системы качества. Стандартизация в системах управления качеством. Конкурентоспособность и качество
- 24.Стратегическое планирование. Сравнительный анализ элементов оперативных и стратегических планов
- 25.Конфликты в организации: понятие, виды, причины и методы разрешения
- 26.Этика менеджмента и социальная ответственность
- 27.Эффективность менеджмента: экономический и социальный аспект
- 28.Понятие организационных изменений. Цели, причины, виды и обоснование организационных изменений
- 29.Политика проведения организационных изменений. Сопротивление изменениям
- 30.Информационные технологии в управлении
- Часть 2. Общепрофессиональные дисциплины
- 1.Инновации как источник удовлетворения общественных потребностей. Ключевые понятия инновационного менеджмента. Классификация инноваций
- 2.Научные основы инновационного менеджмента (возникновение, становление, основные черты)
- 3.Инновационный процесс и жизненный цикл инновации. Стадии и этапы инновационного цикла. Технологические пределы и разрывы
- 4.Понятие инновационной стратегии. Её сущность, особенности. Основные виды стратегий инновационной деятельности
- 5.Стратегическая архитектура организации: видение, миссия, цель, стратегия
- 6.Методология анализа внешней среды организации. Технологии стратегии развития
- 7.Методология анализа внутренней среды
- 8.Стратегические проблемы и стратегический выбор. Оценка стратегии
- 9.Анализ конкурентной среды. Виды конкурентных стратегий.
- 10.Бизнес-планирование в управлении предприятием
- 11.Отличие бизнес-плана от других плановых документов
- 12.Структура и содержание разделов бизнес-нлана
- 13.Понятие кризис. Этаны развития кризиса организации. Классификация кризисов
- 14.Причины экономической несостоятельности организаций
- 15.Определение неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий
- 16Сущность, цели, эффективность и основные мероприятия реструктуризации организации
- 17.Современная концепция качества. Принципы всеобщего качества и их эволюция
- 18.Роль качества в стратегическом управлении организацией. Качество как конку рентное преимущество
- 19.Модели формирования систем качества
- 20.Процессный подход к разработке системы управления качеством
- 21.Понятие «социальная политика», ее сущность, основные задачи и роль в жизни общества
- 22.Социальное партнерство: понятие, принципы, специфика
- 23.Социально-психологические аспекты социального менеджмента.
- 24.Понятие, виды и роль исследований в деятельности менеджера
- 25.Методология системных исследований
- 26.Эффективность исследований. Параметры и критерии оценки исследований
- 27.Сущность предпринимательской деятельности
- 28.Преимущества и недостатки различных форм организационно-правовых форм предпринимательской деятельности
- 29.Объекты, участники предпринимательской деятельности.
- 30.Порядок образования и прекращения деятельности субъектов предпринимательской деятельности
- Часть 3. Менеджмент организации.
- 1.Необходимость оценки конкурентоспособности фирмы в практике управления
- 2.Конкурентоспособность как объект управления. Понятие конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособность продукции: взаимосвязь и различия
- 3.Системное управление качеством - новая стратегия обеспечения конкурентоспособности фирмы и ее продукции
- 4.Государственный механизм воздействия на конкурентоспособность. Мировая, национальная, отраслевая и фирменная конкурентоспособность
- 5.Диагностика конкурентной среды предприятия. Классификация конкурентных стратегий. Процесс разработки конкурентоспособной
- 6.Анализ деятельности конкурентов при оценке конкурентоспособности фирмы
- 7.Анализ привлекательности рынка - основа оценки конкурентной позиции фирмы. Виды маркетинговых исследований и особенности их применения в оценке конкурентоспособности фирмы
- 8.Экспертная оценка конкурентоспособности предприятия. Механизм оценки конкурентоспособности фирмы
- 9.Построение конкурентной карты рынка. «Цена потребления» как фактор конкурентоспособности. Понятие демпинга
- 10.Матричные методы и модели оценки конкурентоспособности фирмы
- 11.Использование инструментария стратегического анализа при опенке конкурентоспособности фирмы
- 12.Оценка бизнеса: сущность и методология
- 13.Особенности оценки конкурентоспособности фирмы на основе методов финансового анализа
- 14.Управление стратегическими изменениями как условие повышения конкурентоспособности фирмы
- 15.Оценка конкурентоспособности фирмы (бизнеса) в условиях неопределенности
- 16.Сущность и корпоративного менеджмента
- 17.Бизнес-система корпорации. Функции корпоративного менеджмента
- Англо-американская модель корпоративного управления.
- 19.Понятие корпорации. Виды корпоративных объединений
- 20.Природа операционного менеджмента. Производственные
- 21.История развития операционного менеджмента
- 22.Сущность услуг. Операционная классификация услуг
- 23.Управление производственными мощностями на предприятиях
- 24.Понятие проект и управление проектами в деятельности организации
- 25.Процесс управления проектом: этапы управления, технология организации работы
- 26.Сетевое планирование: правила построения сетевых графиков и анализ сетевых графиков
- 27.Управления проектными командами: пятиступенчатая модель развития команды, трудности проектных команд
- 28.Понятие экологический менеджмент и экологическое управление, значение в развитии организации. Основные принципы экологического менеджмента
- 29.Понятие риска. Риск и неопределенность. Экономический риск.
- 30.Методы управления риском. Хеджирование риска.