logo
1_Osnovy_menedzhmenta-1_1

4.Понятие инновационной стратегии. Её сущность, особенности. Основные виды стратегий инновационной деятельности

Понимая под инновационной стратегией ту или иную модель пове­дения компании в новых рыночных условиях, можно выделить две груп­пы стратегий: активные и пассивные. Первый вид стратегии, называемый технологическим, представляет собой реагирование на происходящие и возможные изменения во внешней среде путем проведения постоянных технологических инноваций. Фирма в качестве главного фактора успеха выбирает использование новой технологической идеи. Среди активных инновационных стратегий можно выделить два принципиально различ­ных типа стратегий - лидерства и имитации. Если технология, вопло­щенная в новом продукте или услуге, является совершенно новой для рынка, то фирма реализует стратегию технологического лидерства. В случае, когда технологическая идея уже известна рынку, но используется компанией впервые - то речь идет об имитационной стратегии. Пассив­ные или маркетинговые инновации представляют собой постоянные инновации в области маркетинга. Здесь могут быть и стратегия диффе­ренциации товара, сегментации рынка, новых областей сбыта продукции, коммуникационной политики. На практике многие компании используют сразу несколько видов стратегий, комбинируя их. Стратегия технологи­ческого лидерства. Компании с такой стратегией ведут постоянную по­литику выхода на рынок с совершенно новой продукцией. Поэтому все научные разработки нацелены на создание товаров, не имеющих анало­гов. Технологические инновации и временная монополия дает высокое конкурентное преимущество, но существуют и отрицательные стороны этой стратегии. Высокая степень риска и неопределенности (технологи­ческой, рыночной и деловой) Технологическая - нет гарантий на вопло­щение инновационной идеи в конечный продукт. Рыночная - неизвестна покупательская реакция. Деловая — реакция конкурентов на новшество, они на более выгодных условиях могут быстро сделать копию и мешать монополии. Стратегия следования за лидером. В данном случае компа­ния ждет, когда конкурент выведет на рынок новинку и затем начинает производство аналогов. Параллельно происходит технологическая и мар­кетинговая корректировка новинки. Важно, что уже выпускается улуч­шенный вариант новинки. Конечно же риск и неопределенность здесь минимизируются, но компании все же вкладывает средства в НИОКР для внесения изменений в концепцию продукта. Стратегия копирования. Отсутствие сильной базы НИОКР и наличие возможностей массового внедрения продукта в производство, а также значительный потенциал в области маркетинговой деятельности - это данная стратегия. Просто фирмы покупают лицензии на право производства и коммерциализации новинки у лидеров или последователей и производят копии новинок. Они не получают сверхприбыли, но выигрывают на ценах по дешевому сырью, материалам, рабочей силе. Исследования показывают, что 60 процентов инноваций имитируются в течение 4 лет (лекарственные средства. химикаты, электроника.). Такие фирмы экономят на исследованиях и используют методы ценовой конкуренции. Стратегия зависимости и усовершенствования. При стратегии зависимости фирма полностью при­вьет свою второстепенную роль по отношению к лидеру и внедряет инновации только по требованию потребителей или компании-лидера. Как правило, это маленькие фирмы в сфере услуг или фирмы на гос. субсидирования. Стратегия усовершенствования появилась с 1980-х годов — суть — усовершенствование товара с главной целью снижения себестоимости (безотходное производство, автоматизация и т.д.).

Пассивные стратегии. Как правило, это модификация товара, без изменения базовой технологии его производства. Стратегия дифференциации- - постоянное повышение качества товаров и услуг. Фирмы придают товарам особые свойства надежности, долговечности, экологично­сти, т.е. стремятся отличиться от среднерыночных стандартов. Стратегия социального маркетинга - т.е. это метод неценовой конкуренции — : поиск преимуществ от достижения образа своей компании в глазах общественности как заботящейся о своих служащих, производящих экологически чистую продукцию, в целом ориентированную на нужды общества (это экологически чистые ткани, авто на газе, электричестве). А также участие в благотворительности, учреждение социальных фондов. Таким образом, фирма показывает свою социальную ответственность перед обществом, свою заботу и доверие, заинтересованность к проблемам поку­пателей. Стратегия сегментации. Руководители фирм фокусируют свою деятельность на удовлетворении нужд и потребностей отдельных сегментов рынка. Это достигается путем присвоения продукту тех черт и характеристик наиболее подходящих для того или иного сегмента.