29.Понятие риска. Риск и неопределенность. Экономический риск.
Классификация рисков
В реальной практике не существует бизнеса без риска. Риску подвержены все хозяйствующие субъекты и во времени, и в пространстве. Это неотъемлемая часть современного бизнеса. Риск в хозяйственной деятельности (отношениях) - это экономическая категория, поскольку он связан с вероятностью возникновения потерь (материальных, трудовых, финансовых), убытков, недопоступлений планируемых доходов, прибыли или, напротив, с вероятностью получения благоприятного конечного результата. Отличительная особенность риска состоит в том, что он представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата: отрицательный (убыток, ущерб, проигрыш); нулевой (без видимых последствий для организации) и положительный (прибыль, выгода, выигрыш). По сути, риск - это неопределенность, изменчивость доходов, некий шанс, перспектива развития. Он изначально предполагает отклонение действительного от ожидаемого (например, предпринимательской идеи от развитии бизнеса). К субъектам риска относят либо тех, кто принимает риск на себя полностью, частично или опосредованно, либо тех, кто управляет рисками (имеет возможность влиять на ход разработки и реализацию стратегии развития предприятия).
В настоящее время к наиболее известным видам риска относятся следующие:
по характеру возникновения — внешние, внутренние (внутренние риски разделяют на объективные и субъективные);
по времени возникновения — ретроспективные, текущие, перспективные;
по роду опасности - техногенные, природные, смешанные; по характеру действуй - чистые (простые), спекулятивные; по масштабам воздействия - катастрофические, критические, значительные, умеренные, незначительные;
по чувствительности к рискам различных организаций и заинтересованных лиц -допустимые, приемлемые, недопустимые;
по сфере возникновения - производственные, финансовые, коммерческие (риски при сделках), торговые, социальные;
по роду деятельности - предпринимательские, организационные, профессиональные, личностные, инвестиционные, банковские, маркетинговые, транспортные, страховые, расчетные и т.д.
Рассмотрим наиболее распространенные виды риска, имеющие особый практический интерес.
Техногенные риски порождаются хозяйственной деятельностью человека (техногенные аварии и катастрофы).
Природные риски связаны со стихийными бедствиями, такими как наводнения, землетрясения, ураганы, тайфуны, пожары, извержения вулканов и т.д.
Смешанные риски возникают в результате негативных событий природного характера (вызванных непродуктивной хозяйственной деятельностью человека).
Чистые (статические) риски связаны только с потерями для предпринимательской деятельности, т.е. наносят ущерб предприятиям.
Спекулятивные (динамические) риски — это риски непредвиденных изменений стоимостных оценок, управленческих решений, а также изменений рыночных отношений или политических обстоятельств).
Производственные риски — это риски, характерные для производственной деятельности. Они связаны с убытками от остановки производства, с неадекватным использованием трудовых ресурсов, сырья и материалов (высокие материальные затраты), рабочего времени, с моральным и физическим износом оборудования, а также с внедрением в производство новой техники и технологии.
Финансовые риски возникают в процессе отношений предприятия с финансовыми институтами (банками, финансовыми, инвестиционными, страховыми компаниями, биржами и др.). Они означают вероятность потерь финансовых ресурсов (денежных средств) по причине инфляционных факторов, изменения (роста) учетных ставок банка, изменения (снижения) стоимости ценных бумаг и др.
Маркетинговые риски связаны с потерей рынков сбыта продукции, с изменением потребительских требований, с неэффективным «портфелем заказов», изменением потребительского спроса и т.д. Риск маркетинга включает также последствия от неудовлетворительной рекламы, неправильной ценовой и ассортиментной политики, появления новых конкурентов или товаров-субститутов.
Под коммерческим риском понимается риск, связанный с финансовохозяйственной деятельностью (неопределенность коммерческой сделки, неплатежеспособность партнера), ориентированной на получение максимальной прибыли. Он возникает в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предприятием.
По имущественному признаку коммерческие риски делятся на имущественные, производственные, торговые и финансовые.
Имущественные риски — это вероятность потерь имущества по причинам: злоупотреблений, халатности, порчи имущества, краж, диверсий, стихийных бедствий, отчуждений имущества и т.п.
Торговые риски представляют собой риски, связанные с убытками по причине задержки платежей, отказа от платежа в период транспортировки товара, недопоставки товара и т.п.
Социальные риски непосредственно связаны с жизнью, здоровьем и трудоспособностью работников предприятия, а также их личностными характеристиками и условиями труда.
Профессиональные риски связаны с выполнением работниками и должностными лицами своих профессиональных обязанностей.
Банковские риски представляют собой опасность потерь при проведении банковских операций. Они могут иметь внешние причины возникновения (страновой и валютный риски) и внутренние (риски пассивных и активных операций, риски, связанные со спецификой клиента).
Страховой риск возникает от неэффективной страховой деятельности как на этапе, предшествующем заключению договора страхования, так и на последующих этапах перестрахования, формирования страховых резервов и т.д.
Транспортные риски связаны с возможными убытками при транспортировке товара (порча, утрата, кража и др.).
- Часть 1. Основы менеджмента
- Классические школы науки управления
- Методы управления организацией и трудовым коллективом. Модели коммуникации.
- 3.Понятие «менеджмента» в развитии социума. Классификация функций менеджмента. Содержание управленческого труда.
- 4.Понятие «организация» и подходы к ее рассмотрению. Виды организационных структур и их характеристика
- 5.Основные элементы внутренней и внешней среды организации
- 6. Понятие, уровни и содержание организационной культуры
- 7.Понятие и сущность лидерства. Лидеры и менеджеры
- 8.Стили руководства. «Управленческая решетка» менеджмента. Уровневая модель управления
- 9.Имидж организации как фактор ее конкурентоспособности
- 10.Создание и стадии развития команды в организации
- 11.Личное планирование времени: система планирования, правила и принципы планирования времени
- 12.Коммуникация, коммуникационные процессы в организации. Понятие, организация и сущность переговоров. Совещание в системе менеджмента: цели, задачи, виды и специфические особенности.
- 13.Деловое общение. Анализ внутригруппового взаимодействия
- 14. Формы власти и влияния в менеджменте
- 15.Понятие, сущность, типология управленческих решений в деятельности менеджера. Основные этапы и методы принятия управленческих решений
- 16.Сущность, виды, формы, инструменты и этапы традиционного процесса контроля
- 17.Понятие и процесс делегирования полномочий: преимущества и недостатки.
- 18.Понятие и значение мотивации. Потребности персонала и процесс мотивации. Мотивация и стимулирование труда. Роль менеджера в формировании мотивации работников.
- 19.Содержательные теории мотивации
- 20.Процессуальные теории мотивации
- 21.Маркетинг как функция менеджмента. Стратегии маркетинга
- 22.Сущность, виды и источники инвестиций. Управление инвестициями в менеджменте. Основные функции менеджера по инвестициям. Оценка инвестиционной деятельности
- 23.Принципы обеспечения качества. Системы качества. Стандартизация в системах управления качеством. Конкурентоспособность и качество
- 24.Стратегическое планирование. Сравнительный анализ элементов оперативных и стратегических планов
- 25.Конфликты в организации: понятие, виды, причины и методы разрешения
- 26.Этика менеджмента и социальная ответственность
- 27.Эффективность менеджмента: экономический и социальный аспект
- 28.Понятие организационных изменений. Цели, причины, виды и обоснование организационных изменений
- 29.Политика проведения организационных изменений. Сопротивление изменениям
- 30.Информационные технологии в управлении
- Часть 2. Общепрофессиональные дисциплины
- 1.Инновации как источник удовлетворения общественных потребностей. Ключевые понятия инновационного менеджмента. Классификация инноваций
- 2.Научные основы инновационного менеджмента (возникновение, становление, основные черты)
- 3.Инновационный процесс и жизненный цикл инновации. Стадии и этапы инновационного цикла. Технологические пределы и разрывы
- 4.Понятие инновационной стратегии. Её сущность, особенности. Основные виды стратегий инновационной деятельности
- 5.Стратегическая архитектура организации: видение, миссия, цель, стратегия
- 6.Методология анализа внешней среды организации. Технологии стратегии развития
- 7.Методология анализа внутренней среды
- 8.Стратегические проблемы и стратегический выбор. Оценка стратегии
- 9.Анализ конкурентной среды. Виды конкурентных стратегий.
- 10.Бизнес-планирование в управлении предприятием
- 11.Отличие бизнес-плана от других плановых документов
- 12.Структура и содержание разделов бизнес-нлана
- 13.Понятие кризис. Этаны развития кризиса организации. Классификация кризисов
- 14.Причины экономической несостоятельности организаций
- 15.Определение неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий
- 16Сущность, цели, эффективность и основные мероприятия реструктуризации организации
- 17.Современная концепция качества. Принципы всеобщего качества и их эволюция
- 18.Роль качества в стратегическом управлении организацией. Качество как конку рентное преимущество
- 19.Модели формирования систем качества
- 20.Процессный подход к разработке системы управления качеством
- 21.Понятие «социальная политика», ее сущность, основные задачи и роль в жизни общества
- 22.Социальное партнерство: понятие, принципы, специфика
- 23.Социально-психологические аспекты социального менеджмента.
- 24.Понятие, виды и роль исследований в деятельности менеджера
- 25.Методология системных исследований
- 26.Эффективность исследований. Параметры и критерии оценки исследований
- 27.Сущность предпринимательской деятельности
- 28.Преимущества и недостатки различных форм организационно-правовых форм предпринимательской деятельности
- 29.Объекты, участники предпринимательской деятельности.
- 30.Порядок образования и прекращения деятельности субъектов предпринимательской деятельности
- Часть 3. Менеджмент организации.
- 1.Необходимость оценки конкурентоспособности фирмы в практике управления
- 2.Конкурентоспособность как объект управления. Понятие конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособность продукции: взаимосвязь и различия
- 3.Системное управление качеством - новая стратегия обеспечения конкурентоспособности фирмы и ее продукции
- 4.Государственный механизм воздействия на конкурентоспособность. Мировая, национальная, отраслевая и фирменная конкурентоспособность
- 5.Диагностика конкурентной среды предприятия. Классификация конкурентных стратегий. Процесс разработки конкурентоспособной
- 6.Анализ деятельности конкурентов при оценке конкурентоспособности фирмы
- 7.Анализ привлекательности рынка - основа оценки конкурентной позиции фирмы. Виды маркетинговых исследований и особенности их применения в оценке конкурентоспособности фирмы
- 8.Экспертная оценка конкурентоспособности предприятия. Механизм оценки конкурентоспособности фирмы
- 9.Построение конкурентной карты рынка. «Цена потребления» как фактор конкурентоспособности. Понятие демпинга
- 10.Матричные методы и модели оценки конкурентоспособности фирмы
- 11.Использование инструментария стратегического анализа при опенке конкурентоспособности фирмы
- 12.Оценка бизнеса: сущность и методология
- 13.Особенности оценки конкурентоспособности фирмы на основе методов финансового анализа
- 14.Управление стратегическими изменениями как условие повышения конкурентоспособности фирмы
- 15.Оценка конкурентоспособности фирмы (бизнеса) в условиях неопределенности
- 16.Сущность и корпоративного менеджмента
- 17.Бизнес-система корпорации. Функции корпоративного менеджмента
- Англо-американская модель корпоративного управления.
- 19.Понятие корпорации. Виды корпоративных объединений
- 20.Природа операционного менеджмента. Производственные
- 21.История развития операционного менеджмента
- 22.Сущность услуг. Операционная классификация услуг
- 23.Управление производственными мощностями на предприятиях
- 24.Понятие проект и управление проектами в деятельности организации
- 25.Процесс управления проектом: этапы управления, технология организации работы
- 26.Сетевое планирование: правила построения сетевых графиков и анализ сетевых графиков
- 27.Управления проектными командами: пятиступенчатая модель развития команды, трудности проектных команд
- 28.Понятие экологический менеджмент и экологическое управление, значение в развитии организации. Основные принципы экологического менеджмента
- 29.Понятие риска. Риск и неопределенность. Экономический риск.
- 30.Методы управления риском. Хеджирование риска.