logo
1_Osnovy_menedzhmenta-1_1

1.Необходимость оценки конкурентоспособности фирмы в практике управления

С появлением стратегического планирования и развитием теории конкуренции появился подход к обеспечению конкурентоспособности фирм, основанный на стратегиях конкуренции.

Основой обеспечения конкурентоспособности является конкурент­ные преимущества организации на рынке. Конкурентное преимущество организации — это активы и характеристики фирмы (оборудование, тор­говая марка, права собственности на сырье, гибкость, адаптивность, квалификация персонала и пр.), дающие ей преимущества над соперниками в конкуренции.

Все это порождает проблему поиска, создания и реализации конку­рентных преимуществ.

В целом, конкурентоспособность фирмы - это относительная катего­рия.

Под конкурентоспособностью может пониматься конкурентоспособ­ность товаров фирмы на внешнем и внутреннем рынках. Она может быть выявлена и оценена только путем сравнения фирм, выпускающих аналогичную продукцию или оказывающих одинаковые услуги примени­тельно к территории, в пределах которой эти фирмы функционируют (на местном, региональном, национальном, мировом рынках). Поэтому одна и та же фирма может быть конкурентоспособной на местном иди националь­ном рынке и не быть таковой на региональном и тем более на мировом.

Конкурентоспособность фирмы - величина непостоянная. Конкурен­тоспособность фирмы должна отражать возможности фирмы адаптиро­ваться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды.

Конкурентоспособность фирмы должна отражать возможность бескризисного функционирования.

Конкурентоспособность фирмы — сложный комплексный показатель, т. е. ее оценку нельзя свести к определению одного показателя.

Зависимость уровня общей конкурентоспособности организации от того или иного уровня обеих ее составляющих можно условно предста­вить следующим образом:

К = К1*К2, (1)

где К - уровень общей конкурентоспособности;

К1 - уровень внешней конкурентоспособности (степень использова­ния рыночных возможностей);

К2 - уровень внутренней конкурентоспособности (степень использо­вания внутренних возможностей).

С учетом всего вышеперечисленного можно сформулировать сле­дующее определение: конкурентоспособность фирмы — это комплексная характеристика фирмы, характеризующая его возможность в любой мо­мент времени обеспечивать свои конкурентные преимущества и при­быльность, а также адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.