logo
1_Osnovy_menedzhmenta-1_1

4.Государственный механизм воздействия на конкурентоспособ­ность. Мировая, национальная, отраслевая и фирменная конкурентоспособность

Под конкурентоспособностью может пониматься конкурентоспо­собность товаров фирмы на внешнем и внутреннем рынках. Она мо­жет быть выявлена и оценена только путем сравнения фирм, выпускаю­щих аналогичную продукцию или оказывающих одинаковые услуги применительно к территории, в пределах которой эти фирмы функцио­нируют (на местном, региональном, национальном, мировом рынках). Поэтому одна и та же фирма может быть конкурентоспособной на мест­ном или национальном рынке и не быть таковой на региональном и тем более на мировом.

Конкурентоспособность фирмы - ее способность сохранять и расши­рять свои позиции на рынке определяется тремя основными факторами - конкурентоспособностью продукции, технологии и организации произ­водства, труда и управления.

Очевидно, что конкурентоспособность не является постоянной вели­чиной. С развитием научно-технического прогресса, изменением струк­туры спроса меняются и рыночные условия. Не маловажным фактором, оказывающим влияние на конкурентоспособность является и законода­тельство.

В последние годы законодательной и исполнительной властью пред­принят ряд шагов и программ в области повышения конкурентоспособ­ности товаропроизводителей. Для регулирования конкурентных отноше­ний на рынке были разработаны законы, которые действуют в рамках антимонопольного законодательства Российской Федерации. Антимоно­польное законодательство Российской Федерации основывается на Кон­ституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Фе­дерации и состоит из федеральных законов, регулирующих конкурент­ные отношения. Конкурентные отношения могут регулироваться поста­новлениями Правительства Российской Федерации, нормативными пра­вовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, пре­дусмотренных антимонопольным законодательством.

В РФ конкурентные отношения регулируются также законом РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товар­ных рынках “(от 22 марта 1991 г № 948-1 . с изменениями и дополнения­ми от 29 октября 2002 г.).