8.Стили руководства. «Управленческая решетка» менеджмента. Уровневая модель управления
У каждого человека есть свой стиль поведения. И человек старается придерживаться его в самых разных ситуациях, несмотря на то, что это не всегда легко и просто. Стиль вообще - это способ выражения мысли, характерная манера поведения, метод деятельности, совокупность приемов какой-либо работы и еще многое другое. И все это приобретается, прежде всего, в общении с другими людьми, а когда речь идет о деловом стиле - в общении со своим трудовым коллективом.
Таким образом, стиль - человек в том представлении, которое через его действие складывается о нём у других людей, ведь стиль, которого придерживается руководитель, постоянно находится в поле зрения его подчиненных.
Стиль руководства — манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации.
Стили могут классифицироваться по разным критериям:
А. Критерий участия исполнителей е управлении.
Наиболее четко здесь различают три стиля:
авторитарный (единолично менеджер решает и приказывает - сотрудники исполняют),
сопричастный (сотрудники участвуют в той или иной мере в принятии решений),
автономный (менеджер играет сдерживающую роль - сотрудники решают сами, обычно большинством).
Авторитарный стиль управления имеет разновидности:
диктаторский стиль (менеджер все решает сам, сотрудники исполняют под угрозой санкций),
автократический (менеджер имеет в своем распоряжении обширный аппарат власти),
бюрократический (авторитет менеджера покоится на формальных иерархических положениях системы),
патриархальный (менеджер имеет авторитет "главы семьи", сотрудники неограниченно ему доверяют),
благосклонный (менеджер использует свои неповторимые личные качества и пользуется высоким авторитетом, сотрудники поэтому следят за его решениями).
Сопричастный стиль тоже имеет варианты:
коммуникационный стиль (менеджер затрудняется в принятии решения и информирует сотрудников, последние задают вопросы, высказывают свое мнение, однако, в конце концов, должны следовать указаниям менеджера),
консультативный стиль управления (то же самое, но решения принимаются совместно совещательно),
совместное решение (менеджер выдвигает проблему, указывает ограничения, сотрудники сами принимают решение, менеджер сохраняет
право вето).
Б. Классификация стилей управления по преимущественному Фшперию функций управления:
управление через инновацию (разработка инновации - как руководящее задание).
управление с помощью задания цели (На каждом иерархическом уровне задают цели, имеется свобода в методе ее достижения, ограниченная сметой и контролем).
Преимущества: свобода реализации, осуществление личных целей, ответственность за результат.
Недостатки: жесткая система планирования, интенсивный контроль, отсутствие сопричастности сотрудников, издержки на контроль.
управление через согласование цели (Это смешанная форма управления через задание цели и через сопричастность сотрудников. Сотрудники принимают участие в установлении целей).
Преимущества: согласование целей - лучшее условие их достижения, свобода в реализации, ориентировка на цель, а не на способ, осуществление личных целей в работе, общий контроль, ответственность, сопричастность.
Недостатки: жесткая система планирования, затраты времени на согласования, противоречия с иерархической системой, интенсификация контроля.
управление через правила решения.
управление через мотивацию.
управление через координацию.
управление только в исключительных случаях (менеджер оставляет за сотрудниками решения, связанные с выполнением задач. Вмешательство происходит в исключительных случаях - особо критические ситуации, игнорирование возможности решения, отклонения от заданных целей).
В. Критерий ориентации на сотрудников или на выполнение задач.
«Решетка» менеджмента.
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ РЕШЕТКА. Концепция подхода к эффективности руководства по двум критериям, разработанная в университете штата Огайо, была модифицирована и популяризована Блэйком и Мутоном. которые построили решетку (схему), включавшую 5 основных стилей руководства. Вертикальная ось этой схемы ранжирует «заботу о человеке» по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось ранжирует «заботу о производстве» также по шкале от 1 до 9. Стиль руководства определяется обоими этими критериями. Блэйк и Мутон описывают средние и четыре крайних позиций решетки, как:
Пять типичных стилей
Ориентация на 1.9 9.9 выполнение задач
5.5
1.1 9.1
Ориентация на выполнение задач
Стиль 1.1 (слабое управление) - нет давления на сотрудников, нет заботы о них, также слаба забота о решении задач менеджмента. Полезная отдача мала.
Стиль 9.1 (управление по задачам) - с сотрудниками обращаются, как с исполнительными механизмами, можно добиться высокой эффективности, но страдают человеческие отношения.
Стиль 1,9 (клубное управление) - господствует дружеская атмосфера, но пренебрегают решением задач.
Стиль 5.5 (управление по среднему пути) - достигается компромисс между требованиями по работе и интересами сотрудников, средняя производительность труда.
Стиль 9.9 (сильное управление) - идеальный стиль.
Блэйк и Мутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства - оптимальным стилем - было поведение руководителя в позиции 9.9. По их мнению, такой руководитель сочетает в себе высокую степень внимания к своим подчиненным и такое же внимание к производительности. Они также поняли, что есть множество видов деятельности, где трудно четко и однозначно выявить сталь руководства, но считали, что профессиональная подготовка и сознательное отношение к целям позволяет всем руководителям приближаться к стилю 9.9, тем самым повышая эффективность своей работы. Несмотря на то, что было проведено немного эмпирических исследований, есть множество примеров, свидетельствующих об эффективности этой управленческой решетки.
1.1 - страх перед бедностью. Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения.
1.9 - дом отдыха. Руководитель сосредоточивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий.
9.1 - авторитет - подчинение. Руководитель очень заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных.
5.5 - организация. Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя. 9.9 — команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую эффективность.
Содержание работы менеджеров различается в зависимости от их положения в организационной иерархии, стадии жизненного цикла и степени централизации компании. Уровневая модель управления описывает эти различия с позиции баланса компетенций руководителя (профессиональной, социальной и методологической). В модели выделяется три уровня: институциональный, управленческий и технический, и, соответственно, менеджеры высшего звена (top-managers, leaders) — стратеги и идеологи организации, менеджеры среднего звена (middle-managers, managers) — руководители, управляющие трудом других менеджеров, и супервайзеры - менеджеры низового звена (bottom-line managers, supervisors), руководящие непосредственно исполнителями.
Под уровнем управления понимается иерархическая соподчиненность подразделений и звеньев управленческой деятельности, занимающих определенную ступень в системе управления. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости друг от друга и подчиняются друг другу по иерархии.
Выдающийся американский социолог Т. Парсоне выделил три основных уровня управления в зависимости от того, какие функции выполняются руководителями разного ранга. Согласно его определению, руководители низового звена, действующие на техническом уровне, в основном занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг.
Руководители низового звена (операционные руководители) в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, отвечают за непосредственное использование выделенных им людских, финансовых, материально-технических и иных ресурсов. Типичные представители этого, низового уровня управления, - мастер смены, сержант, старшая медсестра, заведующий отделом и т.д.
Руководители, действующие на управленческом уровне, в основном заняты управлением и координацией внутри организации, они согласовывают разнообразные формы деятельности и усилия различных подразделений организации.
Руководители среднего звена чаще всего возглавляет крупное подразделение или отделение в организации, а характер их работы определяется, прежде всего, координированием и управлением работой руководителей низового звена, подготовкой информации для решений, принимаемых руководителями высшего звена, последующей трансформацией полученных сверху решений в технологически удобную форму в виде конкретных заданий руководителям низового звена, а также осуществлением этих решений. Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются, заведующий отделом (в бизнесе), декан (в университете), директор филиала, армейский офицер от лейтенанта до полковника.
Руководители, действующие на институциональном уровне, т.е. на уровне социальных институтов, таких, например, как государство, религия, правовая система, вооруженные силы и т.п., заняты в основном формулированием целей, разработкой стратегических решений и долговременных (перспективных) планов, адаптацией управляемой социальной системы к различного рода переменам, управлением взаимодействий данной системы с внешней средой.
Руководители высшего звена - это высший организационный уровень управления. Они отвечают за принятие и осуществление важнейших решений на уровне социального института или крупнейших его подразделений, координируют деятельность нижестоящих уровней управления, направляя ее к единой цели. Сильные руководители высшего звена обычно накладывают отпечаток своей личности на деятельности возглавляемого ими социального института. Например, атмосфера, в которой действует правительство, да и вся страна, обычно претерпевает значительные изменения при новом президенте. Типичные представители руководителей высшего звена - президент страны, председатель правительства, министры, генералы, ректоры вузов.
В соответствии со структурированием системы управления по уровням, эта система принимает вид пирамиды, в которой на каждом последующем уровне находится меньше людей, чем на предыдущем.
- Часть 1. Основы менеджмента
- Классические школы науки управления
- Методы управления организацией и трудовым коллективом. Модели коммуникации.
- 3.Понятие «менеджмента» в развитии социума. Классификация функций менеджмента. Содержание управленческого труда.
- 4.Понятие «организация» и подходы к ее рассмотрению. Виды организационных структур и их характеристика
- 5.Основные элементы внутренней и внешней среды организации
- 6. Понятие, уровни и содержание организационной культуры
- 7.Понятие и сущность лидерства. Лидеры и менеджеры
- 8.Стили руководства. «Управленческая решетка» менеджмента. Уровневая модель управления
- 9.Имидж организации как фактор ее конкурентоспособности
- 10.Создание и стадии развития команды в организации
- 11.Личное планирование времени: система планирования, правила и принципы планирования времени
- 12.Коммуникация, коммуникационные процессы в организации. Понятие, организация и сущность переговоров. Совещание в системе менеджмента: цели, задачи, виды и специфические особенности.
- 13.Деловое общение. Анализ внутригруппового взаимодействия
- 14. Формы власти и влияния в менеджменте
- 15.Понятие, сущность, типология управленческих решений в деятельности менеджера. Основные этапы и методы принятия управленческих решений
- 16.Сущность, виды, формы, инструменты и этапы традиционного процесса контроля
- 17.Понятие и процесс делегирования полномочий: преимущества и недостатки.
- 18.Понятие и значение мотивации. Потребности персонала и процесс мотивации. Мотивация и стимулирование труда. Роль менеджера в формировании мотивации работников.
- 19.Содержательные теории мотивации
- 20.Процессуальные теории мотивации
- 21.Маркетинг как функция менеджмента. Стратегии маркетинга
- 22.Сущность, виды и источники инвестиций. Управление инвестициями в менеджменте. Основные функции менеджера по инвестициям. Оценка инвестиционной деятельности
- 23.Принципы обеспечения качества. Системы качества. Стандартизация в системах управления качеством. Конкурентоспособность и качество
- 24.Стратегическое планирование. Сравнительный анализ элементов оперативных и стратегических планов
- 25.Конфликты в организации: понятие, виды, причины и методы разрешения
- 26.Этика менеджмента и социальная ответственность
- 27.Эффективность менеджмента: экономический и социальный аспект
- 28.Понятие организационных изменений. Цели, причины, виды и обоснование организационных изменений
- 29.Политика проведения организационных изменений. Сопротивление изменениям
- 30.Информационные технологии в управлении
- Часть 2. Общепрофессиональные дисциплины
- 1.Инновации как источник удовлетворения общественных потребностей. Ключевые понятия инновационного менеджмента. Классификация инноваций
- 2.Научные основы инновационного менеджмента (возникновение, становление, основные черты)
- 3.Инновационный процесс и жизненный цикл инновации. Стадии и этапы инновационного цикла. Технологические пределы и разрывы
- 4.Понятие инновационной стратегии. Её сущность, особенности. Основные виды стратегий инновационной деятельности
- 5.Стратегическая архитектура организации: видение, миссия, цель, стратегия
- 6.Методология анализа внешней среды организации. Технологии стратегии развития
- 7.Методология анализа внутренней среды
- 8.Стратегические проблемы и стратегический выбор. Оценка стратегии
- 9.Анализ конкурентной среды. Виды конкурентных стратегий.
- 10.Бизнес-планирование в управлении предприятием
- 11.Отличие бизнес-плана от других плановых документов
- 12.Структура и содержание разделов бизнес-нлана
- 13.Понятие кризис. Этаны развития кризиса организации. Классификация кризисов
- 14.Причины экономической несостоятельности организаций
- 15.Определение неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий
- 16Сущность, цели, эффективность и основные мероприятия реструктуризации организации
- 17.Современная концепция качества. Принципы всеобщего качества и их эволюция
- 18.Роль качества в стратегическом управлении организацией. Качество как конку рентное преимущество
- 19.Модели формирования систем качества
- 20.Процессный подход к разработке системы управления качеством
- 21.Понятие «социальная политика», ее сущность, основные задачи и роль в жизни общества
- 22.Социальное партнерство: понятие, принципы, специфика
- 23.Социально-психологические аспекты социального менеджмента.
- 24.Понятие, виды и роль исследований в деятельности менеджера
- 25.Методология системных исследований
- 26.Эффективность исследований. Параметры и критерии оценки исследований
- 27.Сущность предпринимательской деятельности
- 28.Преимущества и недостатки различных форм организационно-правовых форм предпринимательской деятельности
- 29.Объекты, участники предпринимательской деятельности.
- 30.Порядок образования и прекращения деятельности субъектов предпринимательской деятельности
- Часть 3. Менеджмент организации.
- 1.Необходимость оценки конкурентоспособности фирмы в практике управления
- 2.Конкурентоспособность как объект управления. Понятие конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособность продукции: взаимосвязь и различия
- 3.Системное управление качеством - новая стратегия обеспечения конкурентоспособности фирмы и ее продукции
- 4.Государственный механизм воздействия на конкурентоспособность. Мировая, национальная, отраслевая и фирменная конкурентоспособность
- 5.Диагностика конкурентной среды предприятия. Классификация конкурентных стратегий. Процесс разработки конкурентоспособной
- 6.Анализ деятельности конкурентов при оценке конкурентоспособности фирмы
- 7.Анализ привлекательности рынка - основа оценки конкурентной позиции фирмы. Виды маркетинговых исследований и особенности их применения в оценке конкурентоспособности фирмы
- 8.Экспертная оценка конкурентоспособности предприятия. Механизм оценки конкурентоспособности фирмы
- 9.Построение конкурентной карты рынка. «Цена потребления» как фактор конкурентоспособности. Понятие демпинга
- 10.Матричные методы и модели оценки конкурентоспособности фирмы
- 11.Использование инструментария стратегического анализа при опенке конкурентоспособности фирмы
- 12.Оценка бизнеса: сущность и методология
- 13.Особенности оценки конкурентоспособности фирмы на основе методов финансового анализа
- 14.Управление стратегическими изменениями как условие повышения конкурентоспособности фирмы
- 15.Оценка конкурентоспособности фирмы (бизнеса) в условиях неопределенности
- 16.Сущность и корпоративного менеджмента
- 17.Бизнес-система корпорации. Функции корпоративного менеджмента
- Англо-американская модель корпоративного управления.
- 19.Понятие корпорации. Виды корпоративных объединений
- 20.Природа операционного менеджмента. Производственные
- 21.История развития операционного менеджмента
- 22.Сущность услуг. Операционная классификация услуг
- 23.Управление производственными мощностями на предприятиях
- 24.Понятие проект и управление проектами в деятельности организации
- 25.Процесс управления проектом: этапы управления, технология организации работы
- 26.Сетевое планирование: правила построения сетевых графиков и анализ сетевых графиков
- 27.Управления проектными командами: пятиступенчатая модель развития команды, трудности проектных команд
- 28.Понятие экологический менеджмент и экологическое управление, значение в развитии организации. Основные принципы экологического менеджмента
- 29.Понятие риска. Риск и неопределенность. Экономический риск.
- 30.Методы управления риском. Хеджирование риска.