logo
1_Osnovy_menedzhmenta-1_1

16.Сущность, виды, формы, инструменты и этапы традиционного процесса контроля

Контроль (от фр. controle) является неоднозначным понятием: с од­ной стороны, это проверка, осуществляемая в различных формах, а дру­гой - наблюдение за процессами и деятельностью в целях предотвраще­ния и устранения отклонений в них от установленных условий. Эффек­тивный контроль является необходимым условием успешной реализации всех других функций менеджмента и управленческого процесса в целом.

Содержание функции контроля заключается в сборе, обработке и анализе информации о состоянии контролируемого объекта, процесса деятельности.

Виды контроля. Внешний и внутренний контроль. Внешний кон­троль осуществляется .лицом или группой, состоящими в штате того или иного контрольного органа, который занимает соответствующее положе­ние во внешней среде по отношению к подконтрольной организации. Сюда можно отнести:

  1. контроль со стороны государственных органов за действиями коммерческих и некоммерческих организаций;

  2. контроль судебного характера, который осуществляется путем вынесения решений по спорам, затрагивающим интересы хозяйствующих субъектов и органов управления;

  3. контроль политического характера, в частности контроль предста­вительных и законодательных органов власти и их комиссий за деятель­ностью органов управления;

  4. нелегитимный контроль, осуществляемый большей частью над предпринимательской деятельностью со стороны мафиозных и других преступных структур.

Внутренний контроль осуществляется лицом или органом, относя­щимся к данной организации, т.е. являющимся элементом ее внутренней среды.

Организация контроля, его формы являются прерогативой самой ор­ганизации, а его цель заключается в том, чтобы установить, насколько реальные результаты ее деятельности соответствуют необходимым. Здесь можно отметить такие виды контроля: контроль производства и контроль качества; финансовый контроль; административный контроль.

Контроль производства и контроль качества. Задача контроля произ­водства заключается в том, чтобы следить за ходом производственного процесса, соблюдением его технологического режима, а также установ­ленных графиков производства и выпуска готовых изделий. Это одна из основных обязанностей линейного руководства низового и среднего уровней.

Система контроля производства представляет собой единое целое с системой контроля качества. Система контроля качества - это совокуп­ность разнородных элементов: организационной структуры, распределе­ния полномочий и ответственности, сочетания специфических методов и процедур, стандартизации ресурсов, условий производства и потреби­тельских свойств продукции и услуг.

Финансовый контроль. Благодаря этому контролю руководство ор­ганизации получает возможность постоянно контролировать расходы на месте их возникновения, своевременно узнавать об отклонениях от нор­мативных издержек в любом производственном и сбытовом звене, и т.д. Исходной базой финансового контроля является финансовое планирова­ние, которое реализуется в составлении бюджетов.

Административный контроль является важным инструментом управления персоналом, т.е. устанавливать степень соответствия дейст­вий каждого работника требованиям эффективности и служебных пред­писаний. Благодаря этому создается возможность составить представле­ние о деловых и профессиональных качествах работника, уровне его компетентности, что необходимо для материального и морального поощ­рения, служебного продвижения, и т.п.

Кроме того, контроль может строиться по схеме предварительного (превентивного), текущего и заключительного (постфактум) контроля.

Предварительный контроль проводится до фактического начала ра­бот. Он используется для проверки качества комплектующих изделий, сырья и материалов, идущих в производство. Текущий контроль осуще­ствляется непосредственно в ходе проведения работ. Заключительный контроль проводится по окончании процесса или выполнения задания.

К негативным формам контроля можно также отнести односторон­ний контроль, скрытый контроль, формальный контроль.

Односторонний контроль имеет место тогда, когда исполнитель ос­тается в неведении относительно результатов контроля своей деятельно­сти. Скрытый контроль свидетельствует о моральном неблагополучии в организации. Такой вид контроля не имеет ничего общего с обеспечени­ем целей организации, а в патологических формах разлагает ее, способ­ствуя гибели. Формальный контроль означает, что проверке и анализу подвергаются отнюдь не истинные результаты деятельности, а вторич­ные, привходящие показатели, как, например, пребывание сотрудника на рабочем месте, количество переговоров с потенциальными клиентами и т.п. Такая форма контроля указывает либо на беспечное отношение к этой функции, либо на неспособность организовать надлежащую систему контроля.