10.Создание и стадии развития команды в организации
Процесс коллективного управления в фирмах осуществляется с помощью так называемых команд, то есть небольших групп специалистов различных сфер деятельности, работающих совместно над решением тех или иных проблем, представляющих интерес для организации в целом или отдельного подразделения.
Управленческая команда характеризуется следующими признаками.
Состав команды не является большей частью раз и навсегда заданным, определенным, а меняется от задачи к задаче.
Члены команды подбираются не только в зависимости от уровня знаний, квалификации, имеющегося опыта, но и с учетом психологической совместимости, взаимопонимания, знания друг друга; однако каких- то особых симпатий здесь не требуется — достаточно, чтобы люди просто нормально общались.
Каждый член команды несет полную ответственность за порученное ему направление, ибо в нем является наиболее компетентным из всех; лидеру же в основном принадлежит роль организатора и координатора совместной работы объединенных осознанием общей цели и интересов людей.
Управление с помощью команд специалистов осуществляется на высшем уровне руководства фирмой («топ-менеджмент»); на межфункциональном (различного рода комитеты, советы, специальные группы по решению проблем, возникающих на «стыке» между подразделениями); на низовом («кружки по контролю качества» и другие подобные им коллективы, ставящие перед собой задачу совершенствования производственных процессов в рамках подразделений, прежде всего на рабочих местах). Рассмотрим их более подробно.
«Топ-менеджмент», или команда, состоящая из членов высшего руководства фирмы, направляет свою деятельность на решение наиболее сложных и важных для нее задач. Все важнейшие решения в рамках «топ-менеджмента» принимаются после всестороннего обсуждения совместно, а остальные - ответственными в данном направлении.
Другой конкретной формой команды является комитет или совет, представляющие собой совещательную консультативную группу, членами которой являются представители основных подразделений.
Группа по совершенствованию деятельности подразделений состоит из их работников и возглавляется руководителем, который со временем может передать свои обязанности другому лицу, наиболее подготовленному и знающему, но не входящему в состав администрации. Члены группы заняты, прежде всего, поиском и устранением факторов, препятствующих нормальной работе подразделений.
Прототипом групп по совершенствованию деятельности подразделений являются группы по решению проблем на рабочих местах, более известные под названием кружков качества. Кружки качества состоят не из специалистов, а из рядовых исполнителей (рабочих), объектом деятельности которых являются вопросы совершенствования техники, технологии, организации производства, повышения качества и эффективности непосредственно на рабочих местах.
Наиболее простой формой коллективного управления являются самоуправляемые бригады. Обычно эти бригады, состоящие из 5-13 человек, работают на завершающих участках технологической цепочки, где выпускается готовая продукция; как правило, все их члены обладают смежными профессиями, а поэтому взаимозаменяемы. Членам бригад предоставляется право самостоятельно составлять графики работы и отпусков, заказывать сырье, материалы, принимать в свой состав новых сотрудников.
Помимо комитетов на межфункциональном уровне действуют группы по совершенствованию процессов в рамках фирмы и целевые группы.
Группы по совершенствованию процессов создаются с целью повышения эффективности функционирования производственных процессов, прежде всего на стыках между подразделениями, например, для поиска путей сокращения отходов производства, придания ему большей экологизированности и т.д.
Целевые группы формируются руководством высшего звена, когда возникает требующая незамедлительного решения проблема, иначе может остановиться работа подразделения или фирмы в целом. В их состав входят высококвалифицированные специалисты, временно освобождаемые от основной деятельности, которые после решения проблемы возвращаются на свои штатные места.
На пути к эффективности каждая команда неизбежно проходит четыре стадии:
- формирование, преодоление шторма, возвращение к норме и, наконец, нормальная (оптимальная) деятельность.
Стадия 1: формирование команды. В начале формирования команд следует ожидать периода некоторого эмоционального возбуждения. Стадия формирования - это стадия изучения. Наряду с возбуждением, вызванным новизной ситуации, люди достаточно часто ощущают неуверенность, озабоченность, замешательство. Каждый член команды оценивает про себя способности и позиции других. Поскольку никто не знает наверняка, что должно произойти, производительность снижается. Эксперты предупреждают: не ждите от команд особых достижений на стадии формирования.
Чтобы успешно провести команду через стадию формирования, Питерс Шолтес и его коллеги предлагают сделать следующие шаги:
помочь членам команды познакомиться друг с другом;
дать команде четкое направление и ясную цель;
вовлечь членов команды в разработку планов, уточнение ролей и определение способов совместной работы;
предоставить команде информацию, необходимую для начала работы.
Стадия 2: преодоление шторма. Все начинают понимать, что в команде достичь результатов гораздо труднее, чем казалось вначале. Люди испытывают неудобства от совместной работы, переживают и часто злятся на самих себя и коллег по группе.
Это период обвинений и защиты от них, столкновений, отсутствия единства, напряженности и враждебности. Люди начинают подозрительно относиться друг к другу. Формируются подгруппы, происходят стычки. Производительность то падает, то возрастает. Так команда проходит через самую грудную стадию - штормовую.
Чтобы успешно преодолеть эту стадию, П. Шолтес предлагает:
решить вопросы власти и полномочий, например, не допускать ситуаций, при которых власть одного уничтожает трудовой вклад других:
разработать и реализовать соглашения о порядке принятия решений и о том, кто принимает решения;
адаптировать роль руководителя таким образом, что бы команда могла стать более независимой;
поощрять членов команды принимать на себя все большую ответственность и новые обязательства.
Стадия 3: возвращение к норме. На этой стадии дела начинают улучшаться. Команда вырабатывает некоторые основные правила (или нормы), регулирующие совместную работу. Люди осознают, что их сила только в единстве. Постепенно они даже начинают любить свою команду, привязываться друг к другу и все сильнее ощущать свою принадлежность к команде. Возникает чувство коллективной общности, выражаемое понятием «мы».
Открываются каналы общения, крепнет доверие. После штормовой стадии жизнь команды становится почти спокойной. Люди сосредоточивают внимание на укреплении сложившихся в команде отношений. Однако производительность труда остается невысокой.
Для того чтобы провести команду через стадию нормализации, П. Шолтес и его коллеги рекомендуют следующее:
в полной мере использовать навыки, знания и опыт членов команды;
поощрять людей уважать друг друга и отвечать уважением на уважение;
призывать людей засучить рукава и сотрудничать.
Стадия 4: нормальная деятельность. Команда обретает уверенность в своих возможностях. Группа вырабатывает правила и процедуры общения, разрешения конфликтов, распределения ресурсов, начинает применять эти нормативы и понимать свое место в организации, где она работает. Члены команды свободно и продуктивно обмениваются информацией и мнениями. Команда начинает гордиться своими достижениями. Наконец-то работа спорится.
Чтобы провести команду через завершающую стадию, Питер Шолтес предлагает следующее:
обновить методы и процедуры, обеспечивающие сотрудничество;
помочь команде понять способы управления изменениями;
выступать представителем и защитником команды в отношениях с другими группами и посторонними людьми;
отслеживать ход работы и отмечать успехи.
Как видно из вышесказанного, на каждом этапе, на каждой стадии развития команды роль руководителя, лидера, остается весьма значимой, а, порой даже решающей. На каждом этапе, работая в команде и с командой, руководитель решает задачи определенного рода. И от точности и адекватности его действий во многом зависит успех дела. Но и цена ошибки велика — неправильные, ошибочные действия руководителя в создании и организации работы команды могут свести на нет общие усилия.
- Часть 1. Основы менеджмента
- Классические школы науки управления
- Методы управления организацией и трудовым коллективом. Модели коммуникации.
- 3.Понятие «менеджмента» в развитии социума. Классификация функций менеджмента. Содержание управленческого труда.
- 4.Понятие «организация» и подходы к ее рассмотрению. Виды организационных структур и их характеристика
- 5.Основные элементы внутренней и внешней среды организации
- 6. Понятие, уровни и содержание организационной культуры
- 7.Понятие и сущность лидерства. Лидеры и менеджеры
- 8.Стили руководства. «Управленческая решетка» менеджмента. Уровневая модель управления
- 9.Имидж организации как фактор ее конкурентоспособности
- 10.Создание и стадии развития команды в организации
- 11.Личное планирование времени: система планирования, правила и принципы планирования времени
- 12.Коммуникация, коммуникационные процессы в организации. Понятие, организация и сущность переговоров. Совещание в системе менеджмента: цели, задачи, виды и специфические особенности.
- 13.Деловое общение. Анализ внутригруппового взаимодействия
- 14. Формы власти и влияния в менеджменте
- 15.Понятие, сущность, типология управленческих решений в деятельности менеджера. Основные этапы и методы принятия управленческих решений
- 16.Сущность, виды, формы, инструменты и этапы традиционного процесса контроля
- 17.Понятие и процесс делегирования полномочий: преимущества и недостатки.
- 18.Понятие и значение мотивации. Потребности персонала и процесс мотивации. Мотивация и стимулирование труда. Роль менеджера в формировании мотивации работников.
- 19.Содержательные теории мотивации
- 20.Процессуальные теории мотивации
- 21.Маркетинг как функция менеджмента. Стратегии маркетинга
- 22.Сущность, виды и источники инвестиций. Управление инвестициями в менеджменте. Основные функции менеджера по инвестициям. Оценка инвестиционной деятельности
- 23.Принципы обеспечения качества. Системы качества. Стандартизация в системах управления качеством. Конкурентоспособность и качество
- 24.Стратегическое планирование. Сравнительный анализ элементов оперативных и стратегических планов
- 25.Конфликты в организации: понятие, виды, причины и методы разрешения
- 26.Этика менеджмента и социальная ответственность
- 27.Эффективность менеджмента: экономический и социальный аспект
- 28.Понятие организационных изменений. Цели, причины, виды и обоснование организационных изменений
- 29.Политика проведения организационных изменений. Сопротивление изменениям
- 30.Информационные технологии в управлении
- Часть 2. Общепрофессиональные дисциплины
- 1.Инновации как источник удовлетворения общественных потребностей. Ключевые понятия инновационного менеджмента. Классификация инноваций
- 2.Научные основы инновационного менеджмента (возникновение, становление, основные черты)
- 3.Инновационный процесс и жизненный цикл инновации. Стадии и этапы инновационного цикла. Технологические пределы и разрывы
- 4.Понятие инновационной стратегии. Её сущность, особенности. Основные виды стратегий инновационной деятельности
- 5.Стратегическая архитектура организации: видение, миссия, цель, стратегия
- 6.Методология анализа внешней среды организации. Технологии стратегии развития
- 7.Методология анализа внутренней среды
- 8.Стратегические проблемы и стратегический выбор. Оценка стратегии
- 9.Анализ конкурентной среды. Виды конкурентных стратегий.
- 10.Бизнес-планирование в управлении предприятием
- 11.Отличие бизнес-плана от других плановых документов
- 12.Структура и содержание разделов бизнес-нлана
- 13.Понятие кризис. Этаны развития кризиса организации. Классификация кризисов
- 14.Причины экономической несостоятельности организаций
- 15.Определение неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий
- 16Сущность, цели, эффективность и основные мероприятия реструктуризации организации
- 17.Современная концепция качества. Принципы всеобщего качества и их эволюция
- 18.Роль качества в стратегическом управлении организацией. Качество как конку рентное преимущество
- 19.Модели формирования систем качества
- 20.Процессный подход к разработке системы управления качеством
- 21.Понятие «социальная политика», ее сущность, основные задачи и роль в жизни общества
- 22.Социальное партнерство: понятие, принципы, специфика
- 23.Социально-психологические аспекты социального менеджмента.
- 24.Понятие, виды и роль исследований в деятельности менеджера
- 25.Методология системных исследований
- 26.Эффективность исследований. Параметры и критерии оценки исследований
- 27.Сущность предпринимательской деятельности
- 28.Преимущества и недостатки различных форм организационно-правовых форм предпринимательской деятельности
- 29.Объекты, участники предпринимательской деятельности.
- 30.Порядок образования и прекращения деятельности субъектов предпринимательской деятельности
- Часть 3. Менеджмент организации.
- 1.Необходимость оценки конкурентоспособности фирмы в практике управления
- 2.Конкурентоспособность как объект управления. Понятие конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособность продукции: взаимосвязь и различия
- 3.Системное управление качеством - новая стратегия обеспечения конкурентоспособности фирмы и ее продукции
- 4.Государственный механизм воздействия на конкурентоспособность. Мировая, национальная, отраслевая и фирменная конкурентоспособность
- 5.Диагностика конкурентной среды предприятия. Классификация конкурентных стратегий. Процесс разработки конкурентоспособной
- 6.Анализ деятельности конкурентов при оценке конкурентоспособности фирмы
- 7.Анализ привлекательности рынка - основа оценки конкурентной позиции фирмы. Виды маркетинговых исследований и особенности их применения в оценке конкурентоспособности фирмы
- 8.Экспертная оценка конкурентоспособности предприятия. Механизм оценки конкурентоспособности фирмы
- 9.Построение конкурентной карты рынка. «Цена потребления» как фактор конкурентоспособности. Понятие демпинга
- 10.Матричные методы и модели оценки конкурентоспособности фирмы
- 11.Использование инструментария стратегического анализа при опенке конкурентоспособности фирмы
- 12.Оценка бизнеса: сущность и методология
- 13.Особенности оценки конкурентоспособности фирмы на основе методов финансового анализа
- 14.Управление стратегическими изменениями как условие повышения конкурентоспособности фирмы
- 15.Оценка конкурентоспособности фирмы (бизнеса) в условиях неопределенности
- 16.Сущность и корпоративного менеджмента
- 17.Бизнес-система корпорации. Функции корпоративного менеджмента
- Англо-американская модель корпоративного управления.
- 19.Понятие корпорации. Виды корпоративных объединений
- 20.Природа операционного менеджмента. Производственные
- 21.История развития операционного менеджмента
- 22.Сущность услуг. Операционная классификация услуг
- 23.Управление производственными мощностями на предприятиях
- 24.Понятие проект и управление проектами в деятельности организации
- 25.Процесс управления проектом: этапы управления, технология организации работы
- 26.Сетевое планирование: правила построения сетевых графиков и анализ сетевых графиков
- 27.Управления проектными командами: пятиступенчатая модель развития команды, трудности проектных команд
- 28.Понятие экологический менеджмент и экологическое управление, значение в развитии организации. Основные принципы экологического менеджмента
- 29.Понятие риска. Риск и неопределенность. Экономический риск.
- 30.Методы управления риском. Хеджирование риска.