logo
1_Osnovy_menedzhmenta-1_1

13.Понятие кризис. Этаны развития кризиса организации. Классификация кризисов

Кризис - это крайнее обострение противоречий в процессе развития социально-экономической системы, дестабилизирующее ее и угрожаю­щее ее жизнестойкости в окружающей среде. Любую ситуацию, в которой желаемое состояние объекта управления не соответствует действи­тельному, можно считать кризисной. В любой момент существует опасность кризиса, даже тогда, когда кризис не наблюдается в его явных про­шениях. когда фактически нет предпосылок к его возникновению. Это определяется тем, что в управлении всегда существует неопределенность, обусловленная тем, что любая социально-экономическая система разви­вается циклично. В условиях постоянных изменений внешней и внутрен­ней среды, управляемых и неуправляемых процессов изменяются и сама организация и ее окружение: потребители, конкуренты, поставщики и т.д.

Любой процесс функционирования и развития организационных систем связан с преодолением трудностей, вызванных взаимодействием внешней и внутренней среды, объекта и субъекта управления. Это взаи­модействие имеет диалектическую природу, а разрешение противоречий порождает закономерность наступления и разрешения кризисов.

Всю совокупность факторов, которые способны привести организа­цию к кризису, можно разделить на две группы:

К наиболее распространенным причинам кризисов в развитии соци­ально-экономической системы относятся:

-рискованное развитие (стратегия);

-сложная социально-политическая обстановка;

Любой кризис развивается поэтапно. Этапы развития кризиса могут повторять жизненный цикл предприятия или быть специфичными для организации. В развитии социально-экономических систем этапы разви­тия кризисов связаны с цикличностью экономики. Этапы развития кризи­са могут быть следующими: зарождение кризиса, развитие кризиса, зре­лость кризиса, спад кризиса, ликвидация кризиса. Процесс развития кри­зисов носит цикличный характер.