5.Основные элементы внутренней и внешней среды организации
Внешняя среда организации. Первая проблема, с которой сталкивается исследователь, желающий исходить из принципа открытых систем, - определение внешней среды.
Внешняя среда включает те элементы хозяйственной системы, которые влияют на организацию, ее функционирование, результаты и последствия деятельности, но не относятся к внутренним переменным.
Один из способов определения окружения и облегчения учета влияния окружающей среды на организацию состоит в разделении внешних факторов на среду прямого воздействия и среду косвенного воздействия.
Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации. К этим факторам следует отнести поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов. Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого не- f тленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них: политические и социокультурные факторы, состояние экономики, международные события, научно-технический прогресс.
К характеристикам внешней среды относятся: взаимосвязанность факторов, сложность, подвижность, неопределенность.
Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия. Эта зависимость станет понятнее при рассмотрении основных факторов в среде прямого воздействия: поставщиков, законов и государственных органов, потребителей и конкурентов, трудовых ресурсов.
Поставщики. С точки зрения системного подхода, организация - это механизм преобразования входов в выходы. Основные разновидности входов - это материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Многие организации зависят от непрерывного притока материалов. Однако для роста и процветания им нужны не только поставщики материалов, но и капитала.
Государственные органы. Организации обязаны соблюдать не только федеральные законы, но и требования органов государственного регулирования, т.е. принудительного выполнения законов в сферах компетентности этих органов, а также требования, зачастую также имеющие силу закона.
Конкуренты. Конкуренты есть внешний фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Этот термин используется для обозначения лица, группы лиц, фирм, предприятий, соперничающих в достижении идентичных целей, в стремлении обладать теми же ресурсами, благами, занимать положение на рынке.
Трудовые ресурсы - часть населения страны, располагающая совокупностью физических и духовных способностей, необходимых для участия в процессе труда. Они представляют собой численность трудоспособного населения и являются важным элементом экономического потенциала страны. По методологии, принятой в России, к трудовым ресурсам относятся мужчины в возрасте 16-59 лет и женщины в возрасте 16-54 года.
Внешняя среда организации косвенного воздействия. Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. К факторам среды косвенного воздействия относятся технология, состояние экономики, социокультурные и политические факторы, а также взаимоотношения с местными сообществами.
Технология - совокупность средств, процессов, операций, методов, с помощью которых входящие в производство элементы преобразуются в выходящие; она охватывает машины, механизмы и инструменты, навыки и знания. Являясь внутренней переменной, она одновременно выступает внешним фактором большого значения.
Состояние экономики. Руководство должно уметь предвидеть, как скажутся на операциях организации общие изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех ввозимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги.
Социокультурные факторы. Любая организация функционирует, по меньшей мере, в одной культурной среде. Поэтому социально- культурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию.
Политические факторы. Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителя особое значение. Другой элемент политической обстановки - группы особых интересов и лоббисты.
Внутренняя среда организации. Внутренние переменные — это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные, в основном, являются результатом управленческих решений. К основным переменным в самой организации, которые требуют внимания руководства, относятся: цели, структура, задачи, технология и люди.
Цели. Цели - конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе.
Структура организации представляет собой логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
Задачи. Задачи - это определенная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом, в заранее определенные сроки.
Технология - применительно к организации, представляет собой совокупность средств, процессов, операций, методов, с помощью которых входящие элементы преобразуются в выходящие; она охватывает машины, механизмы и инструменты, навыки и знания. Задачи и технология тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе, в форму, получаемую на выходе.
Люди. Существует три основных составляющих человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению: поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер поведения руководителя, функционирование менеджера в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп. Наиболее наглядно люди различаются по своим индивидуальным способностям, присущим им качествам.
Потребность есть состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо. Основываясь на прошлом опыте м оценке текущей ситуации, люди формируют ожидания относительно результатов своего поведения. Восприятие сильно влияет на ожидание и на все остальные аспекты поведения.
Личность проявляется через характеристики отдельного человека и его поведение, которые сгруппированы таким образом, что, отражают уникальный характер приспособления данного лица к окружающей среде.
Таким образом, все внутренние переменные организации — цели, структура, задачи, технология и люди - взаимосвязаны. В своей совокупн6ости они рассматриваются как социотехнические подсистемы. Изменение одной из них в определенной степени влияет на все другие.
- Часть 1. Основы менеджмента
- Классические школы науки управления
- Методы управления организацией и трудовым коллективом. Модели коммуникации.
- 3.Понятие «менеджмента» в развитии социума. Классификация функций менеджмента. Содержание управленческого труда.
- 4.Понятие «организация» и подходы к ее рассмотрению. Виды организационных структур и их характеристика
- 5.Основные элементы внутренней и внешней среды организации
- 6. Понятие, уровни и содержание организационной культуры
- 7.Понятие и сущность лидерства. Лидеры и менеджеры
- 8.Стили руководства. «Управленческая решетка» менеджмента. Уровневая модель управления
- 9.Имидж организации как фактор ее конкурентоспособности
- 10.Создание и стадии развития команды в организации
- 11.Личное планирование времени: система планирования, правила и принципы планирования времени
- 12.Коммуникация, коммуникационные процессы в организации. Понятие, организация и сущность переговоров. Совещание в системе менеджмента: цели, задачи, виды и специфические особенности.
- 13.Деловое общение. Анализ внутригруппового взаимодействия
- 14. Формы власти и влияния в менеджменте
- 15.Понятие, сущность, типология управленческих решений в деятельности менеджера. Основные этапы и методы принятия управленческих решений
- 16.Сущность, виды, формы, инструменты и этапы традиционного процесса контроля
- 17.Понятие и процесс делегирования полномочий: преимущества и недостатки.
- 18.Понятие и значение мотивации. Потребности персонала и процесс мотивации. Мотивация и стимулирование труда. Роль менеджера в формировании мотивации работников.
- 19.Содержательные теории мотивации
- 20.Процессуальные теории мотивации
- 21.Маркетинг как функция менеджмента. Стратегии маркетинга
- 22.Сущность, виды и источники инвестиций. Управление инвестициями в менеджменте. Основные функции менеджера по инвестициям. Оценка инвестиционной деятельности
- 23.Принципы обеспечения качества. Системы качества. Стандартизация в системах управления качеством. Конкурентоспособность и качество
- 24.Стратегическое планирование. Сравнительный анализ элементов оперативных и стратегических планов
- 25.Конфликты в организации: понятие, виды, причины и методы разрешения
- 26.Этика менеджмента и социальная ответственность
- 27.Эффективность менеджмента: экономический и социальный аспект
- 28.Понятие организационных изменений. Цели, причины, виды и обоснование организационных изменений
- 29.Политика проведения организационных изменений. Сопротивление изменениям
- 30.Информационные технологии в управлении
- Часть 2. Общепрофессиональные дисциплины
- 1.Инновации как источник удовлетворения общественных потребностей. Ключевые понятия инновационного менеджмента. Классификация инноваций
- 2.Научные основы инновационного менеджмента (возникновение, становление, основные черты)
- 3.Инновационный процесс и жизненный цикл инновации. Стадии и этапы инновационного цикла. Технологические пределы и разрывы
- 4.Понятие инновационной стратегии. Её сущность, особенности. Основные виды стратегий инновационной деятельности
- 5.Стратегическая архитектура организации: видение, миссия, цель, стратегия
- 6.Методология анализа внешней среды организации. Технологии стратегии развития
- 7.Методология анализа внутренней среды
- 8.Стратегические проблемы и стратегический выбор. Оценка стратегии
- 9.Анализ конкурентной среды. Виды конкурентных стратегий.
- 10.Бизнес-планирование в управлении предприятием
- 11.Отличие бизнес-плана от других плановых документов
- 12.Структура и содержание разделов бизнес-нлана
- 13.Понятие кризис. Этаны развития кризиса организации. Классификация кризисов
- 14.Причины экономической несостоятельности организаций
- 15.Определение неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий
- 16Сущность, цели, эффективность и основные мероприятия реструктуризации организации
- 17.Современная концепция качества. Принципы всеобщего качества и их эволюция
- 18.Роль качества в стратегическом управлении организацией. Качество как конку рентное преимущество
- 19.Модели формирования систем качества
- 20.Процессный подход к разработке системы управления качеством
- 21.Понятие «социальная политика», ее сущность, основные задачи и роль в жизни общества
- 22.Социальное партнерство: понятие, принципы, специфика
- 23.Социально-психологические аспекты социального менеджмента.
- 24.Понятие, виды и роль исследований в деятельности менеджера
- 25.Методология системных исследований
- 26.Эффективность исследований. Параметры и критерии оценки исследований
- 27.Сущность предпринимательской деятельности
- 28.Преимущества и недостатки различных форм организационно-правовых форм предпринимательской деятельности
- 29.Объекты, участники предпринимательской деятельности.
- 30.Порядок образования и прекращения деятельности субъектов предпринимательской деятельности
- Часть 3. Менеджмент организации.
- 1.Необходимость оценки конкурентоспособности фирмы в практике управления
- 2.Конкурентоспособность как объект управления. Понятие конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособность продукции: взаимосвязь и различия
- 3.Системное управление качеством - новая стратегия обеспечения конкурентоспособности фирмы и ее продукции
- 4.Государственный механизм воздействия на конкурентоспособность. Мировая, национальная, отраслевая и фирменная конкурентоспособность
- 5.Диагностика конкурентной среды предприятия. Классификация конкурентных стратегий. Процесс разработки конкурентоспособной
- 6.Анализ деятельности конкурентов при оценке конкурентоспособности фирмы
- 7.Анализ привлекательности рынка - основа оценки конкурентной позиции фирмы. Виды маркетинговых исследований и особенности их применения в оценке конкурентоспособности фирмы
- 8.Экспертная оценка конкурентоспособности предприятия. Механизм оценки конкурентоспособности фирмы
- 9.Построение конкурентной карты рынка. «Цена потребления» как фактор конкурентоспособности. Понятие демпинга
- 10.Матричные методы и модели оценки конкурентоспособности фирмы
- 11.Использование инструментария стратегического анализа при опенке конкурентоспособности фирмы
- 12.Оценка бизнеса: сущность и методология
- 13.Особенности оценки конкурентоспособности фирмы на основе методов финансового анализа
- 14.Управление стратегическими изменениями как условие повышения конкурентоспособности фирмы
- 15.Оценка конкурентоспособности фирмы (бизнеса) в условиях неопределенности
- 16.Сущность и корпоративного менеджмента
- 17.Бизнес-система корпорации. Функции корпоративного менеджмента
- Англо-американская модель корпоративного управления.
- 19.Понятие корпорации. Виды корпоративных объединений
- 20.Природа операционного менеджмента. Производственные
- 21.История развития операционного менеджмента
- 22.Сущность услуг. Операционная классификация услуг
- 23.Управление производственными мощностями на предприятиях
- 24.Понятие проект и управление проектами в деятельности организации
- 25.Процесс управления проектом: этапы управления, технология организации работы
- 26.Сетевое планирование: правила построения сетевых графиков и анализ сетевых графиков
- 27.Управления проектными командами: пятиступенчатая модель развития команды, трудности проектных команд
- 28.Понятие экологический менеджмент и экологическое управление, значение в развитии организации. Основные принципы экологического менеджмента
- 29.Понятие риска. Риск и неопределенность. Экономический риск.
- 30.Методы управления риском. Хеджирование риска.