logo
1_Osnovy_menedzhmenta-1_1

10.Матричные методы и модели оценки конкурентоспособности фирмы

Вообще, все методы оценки конкурентоспособности можно поде­лить на аналитические и графические (матричные) (рис. 1).

BCG матрица может служить основой оценки роста бизнеса и формирования продуктовой стратегии

Рис. 1. Матрица Бостонской консалтинговой группы

Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке, то есть являются «звездами». При наличии достоверной информации об объемах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки,

SWOT-анализ применительно к исследованию конкурентов включа­ет следующие элементы:

Модель «привлекательность рынка - преимущества в конкуренции».

Рис.2. Матрица МакКинзи

Для оценки характеристики фирмы используются показатели:

Для характеристики рыночной привлекательности используются по­казатели:

Преимущества в конкуренции определяются относительной позици­ей на рынке, потенциалом продукта, квалификацией менеджеров и со­трудников. Эта матрица позволяет определить положение предприятия на рынке относительно конкурентов, а также позволяет выработать прак­тические рекомендации по улучшению уровня конкурентоспособности.

Матрица Портера построена на основе концепции конкурентной стратегии.

Рис. 3. Модель «пяти сил» М. Портера (ромб Портера)

Подробный анализ и изучение конкурентных сил позволяет компа­нии ответить на ряд очень важных вопросов:

Выявить свои слабые и сильные стороны.

Вовремя заметить новых участников.

Определить время появления товаров-заменителей.