logo
1_Osnovy_menedzhmenta-1_1

11.Использование инструментария стратегического анализа при опенке конкурентоспособности фирмы

Еще одним из методов изучения конкурентов традиционно считается концепция «4Р», которая представляет собой сравнительный анализ ва­шего предприятия и предприятий-конкурентов по следующим факторам (продукт, цена, продвижение на рынке, регион и каналы сбыта - 4Р - по заглавным буквам названия этих факторов на английском языке):

Product - по продукту/услугам (основным и дополнительным);

Price - по финансовому положению и ценовой стратегии;

Promotion - по формам и методам продвижения на рынке;

Place — по регионам/каналам сбыта.

Данные, необходимые для оценки конкурентоспособности вашего предприятия, лучше всего систематизировать в виде таблицы, чтобы можно было в наглядной форме определить сильные и слабые стороны вашей фирмы и ваших конкурентов по основным факторам. В приложе­нии 3 представлена таблица, в которой приводятся наиболее распростра­ненные параметры, характеризующие основные факторы конкурентоспо­собности. Каждому из этих параметров нужно дать количественную оценку. Сделать это можно экспертным путем, например, проранжировать все параменты для каждого предприятия по шкале от 1 до 5 баллов.

Факторы конкурентоспособности

Ваша фирма

Конкуренты

АВС

«1Р» (продукт) - PRODUCT

надежность

срок службы

ремонтопригодность

технический уровень

престиж торговой марки

стиль

гарантийное обслуживание уникальность дополнительных услуг широта ассортимента

«2Р» (цена) - PRICE

отпускная

розничная

скидки с цены (за что?)

условия и порядок расчетов (предоплата, кредит, сроки оплаты)

«ЗР» (регион и каналы сбыта) - PLACE

стратегия сбыта

вид распределения продукта

число дилеров

число дистрибьюторов

степень охвата рынка регион сбыта

«4Р» (продвижение на рынке) - PROMOTION

формы рекламы

где размещается реклама

бюджет рекламы

частота появления рекламы

участие в выставках

упоминание в средствах массовой информации комиссионные

Далее бальные оценки могут быть суммированы: 1) по отдельным факторам (каждому из «4Р»); 2) по всем факторам в целом, чтобы уста­новить уровень конкурентоспособности каждого предприятия. Если по какому-то из параметров нет пока достаточной информации, лучше ис­ключить его из анализа.

Оценка конкурентоспособности на основе нормы потребительной стоимости предполагает оценку совокупности маркетинговых, организа­ционных и управленческих решений, т.е. экономической технологии компании. Данный метод позволяет достаточно точно выявить и оценить реальные потребности потенциальных потребителей.

Алгоритм расчета показателя конкурентоспособности состоит из этапов: