logo
1_Osnovy_menedzhmenta-1_1

12.Структура и содержание разделов бизнес-нлана

Бизнес-план — это программа осуществления предпринимательского проекта.

Структура и содержание бизнес-плана:

  1. Титульный лист и оглавление — содержит в себе заголовок плана; дату его подготовки; данные лица, который его составлял; для кого этот план подготовлен. Оглавление - это наиболее читаемая часть бизнес- плана, после титульного листа и резюме. Оно должно дать чёткое пред­ставление о всём содержании бизнес-плана.

  2. Резюме — пишется в последнюю очередь, после того как бизнес- план в целом составлен. Оно должно включать в себя основные положе­ния и идеи бизнес-плана, выводы, к которым пришёл предприниматель.

  3. История бизнеса - раздел составляется в том случае, если пред­приятие существует, и прошло определённый путь развития. Информа­ция данного раздела в основном предназначена для внешних читателей, поэтому, обсуждая историю бизнеса, нужно назвать реальные успехи, которые фирма достигла в прошлом, достижения работников фирмы.

  4. Анализ положения дел в отрасли - описывая отрасль, важно по­казать абсолютные размеры рынка, склонен ли этот рынок к росту или застою, основные сегменты рынка (группы потребителей). Необходимо описать своих конкурентов, долю рынка, которую они захватили, сегмен­ты, на которые ориентируются, учесть другие отраслевые факторы.

  5. Оценка конкурентов и выбор конкурентной стратегии - должны быть описаны выбранные стратегии и их применение.

  6. План производства - изложение должно быть предельно про­стым, не нужно злоупотреблять применением технического жаргона, так как читать этот раздел, скорее всего, будут люди без специального инже­нерного образования. Помимо технического описания план производства должен включать экономические расчёты издержек производства.

  7. План маркетинга - маркетинговый раздел бизнес-плана нужен для того, чтобы: предприниматель смог осознать основные цели и задачи, стратегию маркетинговой деятельности фирмы; работники маркетинго­вых подразделений фирмы могли использовать план как руководство для действий по освоению и созданию рынка своего товара; инвесторы могли «литься в достаточной ёмкости и перспективности рынка.

  8. Организационный план - знакомит с формой собственности, выбранной фирмой, вопросами руководства, распределения полномочий и ответственности, типом организационной структуры фирмы.

  9. Финансовый план - включает в себя три основных плановых документа: баланс организации, план прибылей и убытков и прогноз движения наличности.

  10. План исследований и разработок — Не каждая фирма обладает необходимыми возможностями для проведения научных исследований разработок (НИОКР). Поэтому небольшие фирмы, только осваивающие бизнес, часто довольствуются использованием уже существующих разработока, имитацией тех или иных технологий производства и товаров.