logo
1_Osnovy_menedzhmenta-1_1

14.Управление стратегическими изменениями как условие повышения конкурентоспособности фирмы

Стратегический менеджмент предполагает, что для достижения тре­буемою уровня конкурентоспособности возможно изменение как соста­ва видов управленческой деятельности в организации, так и ее содержа­ния. Например, усиление исследовательских и проектных подразделений, создание самостоятельных служб развития и др. На основании стратеги­ческого анализа и выбора стратегии осуществляются стратегические из­менения. Они могут осуществляться преемственным или революцион­ным методом. Выделяются четыре типа стратегических изменений: тех­нологические; изменения в продукции и услугах; структурные и систем­ные изменения; изменения в персонале.

Стратегические изменения являются четырехстадийным процессом. Это стадии анализа текущей ситуации, анализа факторов ситуации, вы­бора стратегии изменения и контроля за реализацией и внедрения.

Контроль за показателями реализации стратегии осуществляется ме­тодами управленческого учета. Традиционно стратегическое изменение представлялось как не частое, иногда однократное, крупномасштабное изменение. Однако в последнее время стратегическое развитие организа­ции рассматривается как в большей степени непрерывный эволюцион­ный процесс, в котором одно стратегическое изменение создает необхо­димость в других изменениях. Однако ясно, что фундаментальные стра­тегические изменения в жизни организации относительно редки, в то время как ступенчатое изменение (которое может по своей сути быть стратегическим) является процессом, который возникает гораздо чаще. Наиболее типично то, что стратегия реализуется за счет постепенных и ступенчатых перемен. Результатом проведения стратегических измене­ний является повышение общего уровня конкурентоспособности.