logo
1_Osnovy_menedzhmenta-1_1

8.Стратегические проблемы и стратегический выбор. Оценка стратегии

Под стратегическими проблемами следует понимать несоответствие текущего состояния управляемого объекта поставленным стратегическим целям. Следовательно, для определения стратегических проблем необхо­дима правильная и достоверная оценка исходного состояния объекта (ор­ганизации), своевременный выбор стратегических целевых приоритетов и сравнение их между ними. К стратегическим проблемам относятся: отсутствие роста, снижение рентабельности, уменьшение доли рынка, отсутствие равновесия между хозяйственными подразделениями в диверсификационной компании, недостаточность инноваций и другие. Глав­ными стратегическими проблемами являются проблемы избрания сферы деятельности предприятия и поиска новых направлений ее развития.

В отличие от оперативных стратегические проблемы далеко не все­гда привлекают внимание высших руководителей. Более того, если их специально не выявлять, стратегические проблемы могут оставаться не­замеченными на фоне оперативных вопросов. Предприятия обычно край­не медленно реагируют на изменение ситуации, на необходимость от­влечься от оперативных проблем и заняться решением стратегических задач. Перед руководителем постоянно стоит вопрос выбора.

Стратегический выбор включает формирование и оценку альтерна­тивных направлений развития предприятия. Принимается наиболее пред­почтительный вариант. Есть специальные методы прогнозирования и оценки будущих ситуаций на базе сценариев развития и портфельного анализа. Считается, что формирование и оценка альтернативных вариан­тов развития представляет самостоятельную ценность для управления и реализуемся в ходе стратегического планирования. При этом определя­ются временные рамки, ресурсы, источники и объемы финансирования и ответственные за реализацию намеченных мероприятий.

После того как руководитель наметил направление деятельности ор­ганизации, разработал стратегию, ему необходимо произвести оценку данной стратегии. Оценка стратегии является заключительным этапом стратегического планирования и продолжается на всех этапах реализации стратегии. Она может производиться по двум направлениям:

Эффективная система оценки требует наличия четырех основных

элементов:

  1. Мотивация для оценки.

  2. Информация для оценки.

  3. Критерии оценки.

  4. Решения по результатам оценки стратегии.