logo search
Учебники / Николайчук Маркетинг услуг

Классификация типов деловых услуг по принципу целевого назначения

  1. Производственные услуги (услуги производственного характера или подготовка продукции к производственному потреблению).

  2. Строительство, инжиниринг и надзор за строительством.

  3. Транспортно-экспедиционные услуги.

  4. Лизинг технических средств.

  5. Операции с недвижимостью (риэлтерские услуги).

  6. Торгово-посреднические услуги (прямая оптовая торговля; биржевая торговля)

  7. Услуги по организации материально-технического обеспечения (в т.ч. услуги по хранению) [74,265; 35].

  8. Информационно-вычислительные услуги.

  9. Связь (почтовая; телефонная; факсимильная; электронная)

  10. Банковские услуги.

  11. Страховые услуги.

  12. Трастовые услуги.

  13. Инвестиционные услуги.

  14. Юридические услуги (регистрация и ликвидация предприятий; защита интересов в арбитраже; консультирование; разработка договоров и соглашений …).

  15. Консультирование по вопросам управления (консалтинг).

  16. Маркетинговые услуги (изучение рынка; продвижение на рынок –организация выставок, торгов, презентаций, переговоров; разработка маркетинговых планов, программ, технологий и др.).

  17. Рекламные услуги.

  18. Паблик рилейшнз.

  19. Франчайзинг.

  20. Коммерческие разработки и внедрение технических новшеств [21,12].

  21. Предпродажные услуги.

  22. Послепродажные услуги (диагностика, ремонт, обеспечение запасными частями, обучение использованию и пр.).

  23. Бухгалтерские услуги (аудит; ведение бухгалтерской отчетности).

  24. Услуги в сфере повышения квалификации (профессионально ориентированные образовательные услуги).

  25. Медицинское обслуживание предприятий и организаций (профессиональное медицинское обслуживание).

  26. Офисные (секретарские) услуги (копирование; печатание; стенографирование; отбор и комплектация документов) [21,12].

  27. Услуги по охране и обеспечению безопасности (охрана предприятий, информации, товара, грузов…; обеспечение безопасности деятельности предприятий, деловых физических лиц, проведения мероприятий…).

  28. Услуги по проведению корпоративной разведки и организации контрразведки (в том числе проведение деловых расследований).

  29. Услуги по разрешению конфликтов [56,270].

  30. Услуги по найму рабочей силы и подбору кадров.

  31. Проведение различного рода экспертиз.

  32. Геология и разведка недр (за исключением глубокого разведочного бурения) [52,11].

  33. Услуги по картографии.

  34. Научные услуги (проведение научных исследований по заказам).

  35. Разработка программного обеспечения [15,584].

  36. Правительственные (государственные) услуги [20,265].

  37. Художественно-оформительские услуги (дизайн).

  38. Эколого-очистительные услуги (удаление отходов; опыление полей; дезинфекция грызунов и насекомых; очистка территории, вод и атмосферы от мусора, загрязняющих веществ и радиации; посадка зеленых насаждений).

  39. Индустрия делового гостеприимства (гостиничный и ресторанный деловой сервис, разработка программ и организация презентаций, а также отдыха деловых гостей и участников различных мероприятий).

  40. Услуги по поддержанию чистоты (химчистка; стирка спецодежды работников предприятий, обмундирования армейских и иных силовых подразделений, а так же белья для гостиниц, ресторанов, детских садов, яслей, пансионатов …)

  41. Услуги по проведению спортивных, культурных и иных мероприятий [20,265].

  42. Услуги по организации переездов [55].

  43. Прочие услуги.

Группа «прочие услуги» включает проведение различного рода других работ и операций, которые могут быть выполнены для деловых потребителей в сфере профессионального обслуживания.

Изучение системы структуризации деловых услуг и соответствующих рынков показывает, что существует еще одна иерархическая ветвь, интерес к которой в теории и практике с развитием делового сервиса неуклонно возрастает.

Некоторые типы услуг, могут объединяться через свои отраслевые направления и формировать специализированные межотраслевые и межтиповые блоки профессионального обслуживания.

Например, банковские, страховые, трастовые, инвестиционные и некоторые другие отраслевые комплексы услуг образуют в целом блок финансового сервиса.

Организация материально-технического обеспечения, транспортно-экспедицион-ные, торгово-посреднические и производственные услуги совместно с формами предпродажного и послепродажного обслуживания включаются в блок логистического сервиса.

Отраслевые группировки, включающие информационно-вычислительные услуги, разработку программ [21,11], связь и некоторые другие услуги формируют блок информационного сервиса.

Маркетинговые услуги, консультирование по вопросам управления, реклама, паблик рилейшнз, франчайзинг, а также коммерческие разработки по внедрению технических новшеств совместно с некоторыми отраслевыми направлениями предпродажного и послепродажного обслуживания в комплексе представляют собой блок маркетингового сервиса.

Юридические услуги, охрана, обеспечение безопасности, проведение корпоративной разведки и организация контрразведки, а также услуги по разрешению конфликтов образуют блок правового сервиса.

Во время международных переговоров и в процессе либерализации торговли используется классификация ГАТТ/ВТО, включающая более 600 разновидностей услуг. Данная классификация основана на международной стандартизированной промышленной классификации, принятой Организацией Объединенных Наций и признаваемой в большинстве стран мира

Стоит упомянуть, что до начала 90-х годов существовал еще один, так называемый, восточно-европейский подход к классификации деловых услуг по принципу целевого назначения. В СССР в период командно-административного управления экономикой сложилось другое представление о структуре сферы услуг делового характера. Большая часть вышеперечисленных типов услуг вообще отсутствовали (например, маркетинговые, бухгалтерские, консалтинговые услуги, услуги по обеспечению безопасности и ряд др.). Многие виды услуг не являлись самостоятельным видом деятельности, а включались как составная часть в конкретное материальное или нематериальное производство. В связи с тем, что в производственно-хозяйственной деятельности без некоторых видов услуг нельзя было обойтись, государству приходилось создавать для этого специализированные структуры. Они занимались «обслуживанием» общенародного хозяйственного комплекса десятки лет прежде, чем возникла потребность в упрощенной структуризации деловых услуг. За основу были взяты зарубежные подходы. Классификация деловых услуг была разработана НИИМСом Госснаба СССР и Институтом рационализации торговли средствами производства ГДР (ИРАП). Она стала применяться лишь с 1975 года. В основу классификации был положен все тот же универсальный принцип целевого назначения.

В результате услуги по этому принципу в статистической отчетности были подразделены на пять групп:

  1. Производственные услуги (услуги производственного характера).

  2. Транспортно-экспедиционные услуги.

  3. Прокат или выдача во временное пользование машин, механизмов, оборудования, аппаратуры и приборов (аренда технических средств) из специальных пунктов.

  4. Информационно-посреднические услуги.

  5. Прочие услуги.

Эти и некоторые другие виды услуг (строительство, связь) включали в материальное производство. Иные (банковские услуги, страхование, наука и научное обслуживание, повышение квалификации и т.д.) относили к нематериальной сфере, то есть рассматривались как непроизводственные. Результаты деятельности в данных областях не учитывались в совокупном общественном продукте и национальном доходе страны. Большая часть отраслей сферы услуг делового характера финансировалась из государственного бюджета. При этом выделение средств осуществлялось обычно по остаточному признаку.

Бурное развитие услуг делового характера началось в конце 80-х, начале 90-х годов, когда было резко сокращено государственное финансирование, осуществлен ряд мероприятий по перестройке народного хозяйства, возникли рыночные отношения и различные формы собственности, когда на постсоветском пространстве образовалась группа независимых государств.

С тех пор много сделано и делается для всесторонней интеграции экономики стран СНГ в общемировую экономическую систему. Этого же требует объективный процесс развития рыночных отношений. Исходя из данных предпосылок, целесообразно детализировать изучение сферы делового сервиса, придерживаясь международной классификации деловых услуг.

Международные организации, отражая специфику своей деятельности, прибегают к различным подходам по группировке рассматриваемой товарной категории. Например в Мировом банке используют расширительные критерии, которые включают и движение дохода [20,266]. Услуги делятся на:

Это деление особенно важно для обсуждения проблем и осуществления процессов регулирования международной торговли услугами в рамках ГАТТ/ВТО, которые концентрируются преимущественно на нефакторных услугах.

В международном бизнесе предоставление услуг очень часто происходит одновременно с продажей материальных товаров или осуществлением инвестиций в какую-либо страну. Поэтому в соответствии со способами оказания услуг потребителям данную продукцию делят на:

В теории и практике маркетинга существует деление услуг делового характера и по некоторым другим признакам. Так, в теории, статистическом учете и в макроэкономическом управлении поддерживается деление услуг по принципу экономического содержания [49,7; 50,59]. По этому принципу они образуют два класса:

  1. Услуги материального характера (материальные услуги).

  2. Услуги нематериального характера (нематериальные услуги).

К первым относятся услуги, непосредственно связанные с воздействием на продукцию, имеющую материально-вещественную форму, то есть на ее сохранение, доставку, подготовку к производственному потреблению и проч.

Ко вторым относятся услуги чисто функционального действия. Например: консультирование, реклама, предоставление информации, проведение маркетинговых исследований и другие.

На практике очень широко распространено субъективное деление услуг по принципу обязательности предоставления:

  1. Основные (обязательные, базовые) услуги.

  2. Дополнительные (добровольные, периферийные) услуги.

В таком делении имеется ряд недостатков, так как провайдерами и их клиентами в понятия основные (обязательные) и дополнительные (добровольные) услуги вкладывается свой, часто различный смысл. Поэтому деление услуг на «основные» и «дополнительные» имеет довольно условный характер и применяется лишь на локальном уровне, а точнее, конкретными продуцентами деловых услуг.

В то же время такое деление имеет свои преимущества с точки зрения маркетинга и менеджмента, особенно в области регулирования производственно-экономических отношений. Данная классификация проста и удобна в пользовании. Поэтому на практике наряду с классификацией по целевому назначению одновременно часто используется классификация и по искомому признаку.

Вышеназванные принципы являются основными в процессе изучения деловых услуг и наиболее распространенными на практике. Однако при необходимости можно использовать множество других подходов. Например, услуги можно классифицировать: