17.3 Позиционирование методом «паутина» и определение обобщающего критерия
Позиционирование с помощью метода «Паутина» является в полной мере показательным. На одной схеме строится несколько «паутин». При этом необходимо соблюдать следующие простые правила:
При построении нескольких «паутин» требуется использовать одинаковые подходы, способы, пути (из указанных в 17.2).
Во всех сравниваемых «паутинах» необходимо соблюдать единую последовательность расположения элементов на осях.
Если «паутины» строятся раздельно, а затем накладываются друг на друга, то в этом случае, при отложении элементов на осях схем следует соблюдать единый масштаб.
Образец позиционирования предприятия, товара, услуги с помощью метода «Паутина» представлен на рисунке 17.2.
Х3
Х2 - Х4
-
-
-
-
-
Х1 - Х5
-
-
-
-
-
Х8 - Х6
Х7
–контуры «паутины» продуцента
– контуры «паутины» конкурента А
– контуры «паутины» конкурента В
– контуры «паутины» конкурента С
Рисунок 17.2 Позиционирование с помощью метода «Паутина»
Рекомендуется отмечать контуры «паутин», принадлежащих нескольким объектам исследований, различным цветом. Тогда на схеме будет более четко отображено положение предприятия или модели предложения по отношению к оппонируемым.
Преимущества позиционирования с помощью метода «Паутина»:
Реализуется возможность позиционирования одновременно большого числа однородных объектов исследований.
Наглядно отображаются сильные и слабые стороны любого из объектов исследований.
Отображая штриховыми линиями ретроспективные и целевые значения показателей, можно проиллюстрировать их динамику в течение установленного периода.
По сравнению с традиционным способом позиционирования, метод «Паутина» позволяет использовать одновременно неограниченное количество оценочных критериев. За счет этого позиционирование становится действительно комплексным и качественным.
Позиционирование с помощью данного метода может быть эффективным средством планирования и контроля производственно-коммерческой и управленческой деятельности.
Все вышеприведенные преимущества обусловливают возможность применения данного метода в самом широком диапазоне, то есть в любой области, где требуется объективная оценка на основе группы показателей.
Важно отметить, что построение «паутины», связанные с этим действия, многофункциональная направленность в процессе проводимого анализа, использование ее в различных областях и аспектах исследований, а также потенциальные возможности, которые открываются с точки зрения повышения качества анализа, позволяют назвать данную совокупность факторов не способом, не подходом, а методом – методом «Паутина».
Более того, метод «Паутина» путем развития тех или иных качеств может совершенствоваться и быть модифицирован с целью адаптации к различным формам анализа и целевым установкам исследователя. В связи с этим он лежит в основе целой группы производных методов, имеющих свою специфику и образующих в совокупности отдельное аналитическое направление.
Определение обобщающего критерия эффективности управления производственно-коммерческой и маркетинговой деятельности, а также конкурентоспособности моделей предложения, продуцента и его конкурентов, является центральным моментом метода «Паутина».
Графически обобщающий анализируемые данные критерий, может быть выражен площадью многоугольника, полученного в результате построения «паутины».
Именно площадь многоугольника является объединяющим фактором множества разнородных показателей. Она отражает взаимодействие и взаимозависимость всех элементов, на основе которых проводится анализ.
Иллюстративно своими выступами и впадинами «паутина» прекрасно демонстрирует все сильные и слабые стороны продуцента, конкурентов, а также их продукции. В то же время, с помощью расчета площади можно выявить, в каком соотношении находятся сравниваемые потенциалы не по частям, а в целом. Этот утрируемый, но объективно обобщающий критерий, в сущности, представляет собой завершающий довод, окончательный итог, главный вывод, последнюю точку в долгой цепи аналитических исследований. Однако он может быть и «началом продолжения» тех же исследований, если будет отмечена угроза положению предмета интересов. В связи с этим, данный критерий становится универсальным и очень удобным объектом наблюдения и контроля. Изменение его величины за пределы «допуска» можно расценивать как сигнал для углубленного изучения отрицательных воздействий, а также немедленных и активных действий по устранению негативных причин и результатов.
Рассчитать площадь многоугольника не сложно, достаточно воспользоваться следующей формулой:
Sn = Пn (Х1Х2 + Х2Х3 + Х3Х 4 + … + ХnХ1)
где Sn – площадь многоугольника
Пn – коэффициент;
n – количество вершин в многоугольнике.
Х1…n – значения показателей, расположенных на соответствующих осях.
Коэффициент Пn определяется по формуле:
Коэффициент (Пn) не обязательно рассчитывать каждый раз. В приложении 1 даются значения этого показателя. Пользуясь таблицей, можно легко и быстро провести необходимые вычисления даже в «полевых» условиях.
Формула (1) была получена следующим образом: многоугольник разбивается на n треугольников, площадь каждого треугольника вычисляется по известной формуле
где a, b – стороны треугольника, С – угол между ними. В качестве сторон треугольников принимаются анализируемые значения Х1, Х2, Х3,…Хn соответствующих осей.
Формулу (1) можно использовать только в том случае, если углы между направлениями осей со значениями Х1 и Х2, Х2 и Х3, … Хn и Х1 равны между собой. Таким образом, для упрощения расчетов площади многоугольника необходимо полный угол 3600 разбивать координационными осями, соответствующих числу отобранных для анализа показателей, на n равных частей.
Для нашего примера (рис. 17.2) основная формула (1) будет выглядеть следующим образом:
S8 = 0,3535 (Х1Х2 + Х2Х3 + Х3Х 4 + Х4Х5+ Х5Х6 + Х6Х7 +Х7Х8+Х8Х1)
Подчеркнем еще раз, что количество показателей, применяемых в расчетах, не ограничено. Рост их числа отразится лишь на длине ряда из произведений Хί и времени необходимого для вычислений. При этом подразумевается, что расчеты площади «паутины» продуцента (или его продукции) и конкурентов (их продукции) выполняются по одинаковому числу и «ассортименту» элементов.
Следует отметить, что, хотя, формально данный обобщающий критерий основан на вычислении площади многоугольника. В то же время его нельзя выразить в каких-либо конкретизированных единицах измерения, так как он определяется на основе разнородных показателей, имеющих различные исчисления. Поэтому меру расчета данному универсальному показателю каждый может установить исходя из собственных соображений. Рекомендуется условно его исчислять в единицах потенциала «паутины».
В практике производственно-хозяйственной деятельности часто бывают ситуации, когда срочно необходима информация по какому-либо отдельному специфическому вопросу или его части. В нашем случае это может относиться к определению обобщающего уровня потенциала предмета исследований или объекта управления. Причин может быть несколько, например:
Оперативность управления, обусловливаемая быстрым принятием эффективного решения, требует немедленной обобщающей характеристики продуцента (или его продукции) и конкурентов (их продукции).
Осуществляется плановый или внеплановый выборочный контроль основных показателей деятельности предприятия, его продукции.
Чтобы максимально точно определить потенциальную мощь или немощь предприятия, критерий конкурентоспособности продукции, требуется привлечь к соответствующим расчетам нетрадиционно большое количество показателей. Это вызовет дополнительную работу по построению схемы «паутины» и определению ее площади.
Возможны другие обстоятельства. В этой связи необходимо отметить, что можно обойтись без непосредственного графического построения «паутины». Тогда весь эффект применения рассматриваемого метода (наглядность, комплексность и т.д.) будет потерян, зато основной показатель может быть найден расчетным путем в течение нескольких минут. Для этой цели используется та же формула (1), в которую достаточно подставить имеющиеся данные.
Рассчитав уровни потенциала «паутины» данного продуцента и его продукции, и сравнив его с уровнями потенциалов «паутин» конкурентов и их продукции, специалист может с уверенностью определить, кто идет в авангарде, а кто и на сколько отстает.
- Николайчук в.Е.
- Введение
- Концептуальные основы
- 1.2 Значение сферы деловых услуг
- 1.3 Сущность деловых услуг
- 1.4 Детерминанты целесообразности, предпосылки и условия развития деловых услуг
- Необходимые и достаточные условия развития деловых услуг
- 1.5 Факторы, влияющие на развитие деловых услуг
- Сервис как основной фактор перерождения и эффективного развития производителей на примере компании «ibm»
- Глава 2 рынок деловых услуг
- 2.1 Общая характеристика рынка деловых услуг
- 2.2 Регулирование сферы услуг
- 2.3 Перспективы развития сферы делового сервиса
- Глава 3 специфика услуг как товара
- 3.1 Характеристики услуг
- Неосязаемость (нематериальная форма) услуг.
- 3.2 Особенности услуг
- 3.3 Классификация деловых услуг
- Классификация типов деловых услуг по принципу целевого назначения
- Глава 4
- Принятый уровень качества
- 4.2 Роль и значение концептуальной базы в реализации маркетинга и менеджмента сервисных структур
- Опыт эффективного применения маркетинга в сфере деловых услуг на примере компании «Federal Express»
- Глава 5
- 5.2 Принцип компенсации и взаимодействие провайдеров в корпоративном сообществе
- 5.3 Особенности корпоративной политики виолентов
- 5.4 Преимущества и недостатки корпоративной политики патиентов
- 5.5 Специфика корпоративной политики коммутантов
- 5.6 Сущность корпоративной политики эксплерентов
- Следствия из теоретических обоснований открытия паркинсона
- Анатомия маркетинга
- Исследование специфики рынка услуг (территориального, отраслевого) и разработка концептуальной базы
- Изучение потребительской среды, сегментация клиентуры и разработка системы поведения на рынке
- Изучение конкурентной среды и разработка конкурентной политики
- Исследование товарного потенциала услуг, позиционирование и разработка товарной политики
- Исследование систем ценообразования и разработка ценовой политики в области профессионального обслуживания
- Изучение возможностей продвижения и организация процессов реализации деловых услуг
- Изучение специфики и формирование адаптивной системы маркетинговых коммуникаций в деловом сервисе
- Исследование внутренней среды и организация управления маркетингом услуг
- 6.2 Формирование маркетинговой информационной системы
- 6.3 Исследование рынка деловых услуг
- Глава 7
- Некоторые вопросы, заданные в ходе обследования, предпринятого «ат & т»
- 7.2 Сегментирование рынка деловых услуг
- 7.3 Поиск и создание ниши на рынке деловых услуг
- 7.4 Моделирование поведения потребителей деловых услуг
- Моделилирование поведения институциональных клиентов
- Моделилирование поведения деловых физических лиц (функционеров)
- Глава 8
- 3. Цены.
- 4. Система продвижения и коммуникаций.
- 5. Реализация-производство.
- 8.2 Позиционирование на рынке деловых услуг
- Конкурентоспособности модели предложения.
- Основные этапы позиционирования провайдера
- 8.3 Основные принципы и методы ведения конкурентной борьбы в сфере профессионального обслуживания
- 8.4 Конкурентные стратегии на рынке услуг
- Стратегии, направленные на сбалансирование или превосходство сильных сторон конкурентов
- Стратегии, направленные на использование слабостей конкурентов
- Стратегии, предусматривающие наступление одновременно по нескольким направлениям (фронтальное наступление)
- Стратегии, ориентированные на освоение незанятых и создание новых рынков.
- Стратегия отвлечения
- Партизанская война
- Стратегии упреждающих действий
- Стратегии создания препятствий
- Стратегии устрашения
- 8.5 Проблемы вторжения на рынок новых конкурентов
- Экономия на масштабах производства
- Невозможность доступа к технологиям и ноу-хау
- Повышенное проявление эффекта кривой «Обучение/Опыт»
- Привязанность клиентов к определенным производителям деловых услуг
- Высокая капиталоемкость
- Неравенство в издержках, не зависящее от вышеназванных факторов
- Политика регулирования центральными и местными органами управления
- Тарифы и нетарифные ограничения.
- Глава 9
- Продажи Продажи Продажи
- Продажи Продажи
- 9.2 Проблемы разработки новых моделей предложения в деловом сервисе
- 9.3 Управление качеством деловых услуг
- 9.4 Роль стратегий стандартизации и дифференциации в выборе товарной политики
- 9.5 Формирование системы удовлетворения жалоб и претензий
- Делаем ли мы все возможное, чтобы повысить ожидания потребителей?
- Глава 10
- Уровень и характер спроса на деловые услуги
- Конъюнктура, сложившаяся на отраслевом или территориальном рынках
- Конкуренция и состояние конкурентной среды
- Действующая система государственного регулирования ценообразования
- Затраты на продвижение, реализацию и производство услуг делового характера
- Целевые установки продуцента
- Этапы жизненного цикла услуг (моделей предложений)
- 10.2Система цен в деловом сервисе
- Тарифы грузового транспорта и связи.
- Цены на строительную продукцию.
- Тарифы и цены на другие услуги, оказываемые деловым потребителям.
- 10.3 Стратегии ценовой политики всфере профессионального обслуживания
- 1. Среда, в которой цены контролируются рынком.
- 2. Среда, в которой цены контролируются фирмой.
- 3. Конкурентная среда, в которой цены контролируют государственные и местные органы власти.
- Ценовые уровни
- Ценовая дискриминация
- Эластичность цен
- Дифференциация цен
- 10.4 Методы ценообразования на услуги делового характера
- Виды скидок к номинальным ценам (тарифам) на услуги делового характера:
- Виды наценок (надбавок) к номинальным ценам (тарифам) на деловые услуги.
- Глава 11
- 11.2 Специфика условий, форм, методов продвижения и реализации деловых услуг
- 11.3 Организация адресных (персональных) продаж в сфере профессионального обслуживания
- Намерения продавца по информационному обеспечению предполагаемых клиентов
- 11.4 Особенности телемаркетинга деловых услуг
- Контролируемый телемаркетинг
- Неконтролируемый телемаркетинг
- 11.5 Директ-мейл в деловом сервисе
- Глава 12
- Телевидение
- Журналы
- Наружная реклама
- 12.2 Интернет, как коммуникационный канал и как отрасль сферы обслуживания
- 12.3 Особенности рекламы
- 12.4 Рекламные подходы, используемые для
- 12.5 Специфика рекламных обращений
- 12.6 Паблик рилейшнз в деловом сервисе
- 1. Презентации, пресс-конференции, симпозиумы и т.П.
- 2. Финансирование общественно-полезных мероприятий.
- 3. Спонсорская деятельность.
- 4. Производство и широкое распространение фирменных сувениров.
- 5. Организация публикаций в прессе и подача материалов
- Глава 13
- 13.1 Способы стимулирования спроса
- 13.2 Стимулирование спроса путем
- 13.3 Значение сервисной (торговой) марки
- Глава 14
- 14.1 Партнерство в деловом сервисе
- 14.2 Создание стратегических альянсов
- 14.3 Значение деловых услуг
- 14.4 Роль кластеров в развитии и
- Глава 15
- 15.1 Особенности международного
- 15.2 Условия, определяющие
- 15.3 Факторы, влияющие на специфику
- 15.4 Обобщенная характеристика
- Великобритания
- Швейцария
- Германия
- Опыт международного маркетинга на примере «Citibank»
- Глава 16 управление маркетингом в сервисных структурах
- 16.1 Организация маркетинга на предприятии-продуценте деловых услуг
- 16.2 Маркетинговые подразделения сервисных структур
- Директор (зам. Директора) по маркетингу
- Отдел планирования и контроля маркетинга
- Отдел исследования рынка
- Служба информации
- Отдел рекламы и стимулирования спроса
- Служба паблик рилейшнз
- Отдел управления продвижением продукции на рынок (служба прямого маркетинга)
- Отдел управления заказами
- Отдел управления ассортиментом услуг
- Центр разработки новых услуг (моделей предложений)
- Отдел цен и ценообразования (отдел ценовой политики)
- Служба (отдел) обеспечения услуг материальной поддержкой
- Отдел сбыта (реализации)
- Отдел работы с жалобами и претензиями
- Служба подбора и обучения торгового персонала
- 16.3 Управление торговым и операционным персоналом всфере профессионального обслуживания
- 16.4 Деловая этика в маркетинге услуг
- Характеристика системы вознаграждений и поощрений компании «ibm»
- Глава 17 методы иллюстративного анализа в маркетинге деловых услуг
- 17.1 Сущность методов иллюстративного анализа
- 17.2Построение «паутины»
- Первый способ
- Второй способ
- Путь первый
- Путь второй
- 17.3 Позиционирование методом «паутина» и определение обобщающего критерия
- 17.4 Метод «корона»
- 17.5Метод «звезда»
- Заключение
- Значение коэффициента Пn для метода «Паутина»
- Значение коэффициента Kn для метода «Корона»
- Список использованых источников
- Содержание
- Часть II
- Глава 9. Особенности товарной политики
- Глава 10. Особенности ценовой политики
- Глава 11. Особенности продвижения и реализации
- Глава 12. Система маркетинговых коммуникаций
- Глава 13. Продвижение и реализация деловых услуг