Швейцария
Это маленькое государство, но с огромным экономическим, финансовым, торговым и сервисным потенциалом. Последовательная, устойчивая социально-экономическая политика правительства позволила создать в стране настоящий заповедник бизнеса и международных структур политического, предпринимательского и социального характера. Уникальное местоположение, нейтралитет и очень серьезное отношение к соблюдению норм деловой этики обусловили сосредоточение в этой стране множества транснациональных корпораций. В статистике пользуются показателем «плотность населения на 1км.2», используя перефраз, можно отметить, что по «плотности международных структур на 1км.2» Швейцария является лидером среди других государств. Здесь наблюдается очень высокая концентрация штаб-квартир продуцентов-виолентов и патиентов. Относительные показатели их численности больше, чем где-либо.
Швейцария известна на мировом рынке своими сильными позициями в банковском деле, страховании, торговле, организации материально-технического обеспечения, оказания временного содействия, обеспечении безопасности, консалтинге и обучении, проведении экспертиз. Невозможно перечислить всех всемирно известных провайдеров деловых услуг, которые представляют Швейцарию на мировом рынке, однако некоторых из них назвать все же следует: в банковской сфере – это «Union Bank», «Krredi Suiss», «Suiss Bank Corporation»; в торгово-коммерческой сфере – «Siber Hegner», «Andre», «Ditelm», «Desko fon Shultes», «Mark Reah», «UHAG», «UTS»; в области оказания услуг по материально-техническому обеспечению – «Danzas», «Panalpina».
Эта страна добилась выдающихся успехов сначала на внутреннем, а потом на мировом рынках деловых услуг в тех отраслях, где требуется высокий уровень идентифицированного обслуживания и постоянный контакт с клиентами. В Швейцарии раньше всех поняли, что, с одной стороны, на фоне ускоренной индустриализации мировой экономики и укрепления тенденций на стандартизацию производства ей никогда не удастся стать вровень с такими промышленно-торговыми гигантами, как США, Великобритания или с «набирающими вес» Германией, Японией, Францией, Италией, скандинавскими странами. С другой, что, несмотря на небольшие размеры и небольшой промышленный потенциал, тем не менее, на мировом рынке можно стать серьезным конкурентом и даже выбиться в лидеры, если избрать стратегию удовлетворения индивидуализированного спроса. Выбор оказался правильным, тем более, что на внутреннем рынке исторически сложился требовательный, неординарный спрос на товары и услуги, в том числе делового характера. Требовательность и разборчивость клиентов на внутреннем рынке послужили хорошей школой для производителей, которым для выживания приходилось разрабатывать новые виды услуг и совершенствовать традиционные. Это принесло плоды. Многие разработки были затребованы иностранными потребителями. Таким образом, курс на производство и реализацию услуг, не поддающихся стандартизации, вооружил швейцарские сервисные структуры преимуществами, которые вывели их в мировые лидеры по ряду отраслей делового сервиса.
Швейцария по национальному признаку является не однородной страной. В некотором смысле она похожа на маленькие Соединенные Штаты, потому что объединяет области (кантоны) с различными культурами и населением, говорящим на немецком, французском и итальянском языках. Терпимость, уважение друг к другу и высокая коммуникабельность создают преимущества, которые с позиций маркетинга и менеджмента обслуживания трудно переоценить и перевесить. Большинство швейцарцев достаточно свободно изъясняются на нескольких языках. Швейцарские банки, страховые компании, консалтинговые фирмы гордятся тем, что их персонал может свободно обслуживать клиентов на любом из четырех языках (включая английский) в любом из филиалов, расположенных в пределах и за пределами страны.
Швейцария располагается на пересечении давних торговых путей в Европе. «Старый Свет» переживал всякие времена и торговый люд различных стран всегда был заинтересован в том, чтобы в тяжелые периоды было бы независимое государство, где можно отсидеться, сохранить свое имущество, капиталы, жизни. Идеальным местом для этого представлялась маленькая Швейцария. Такой международный социально-эконо-мический запрос послужил формированию и укреплению концепции политического нейтралитета «несмотря ни на что». Умелая внешняя политика, поддержка промышленных, торговых, финансовых и даже аристократических кругов большинства европейских стран помогла сохранить ей независимость и стать международным торгово-финансовым центром. Торговля требовала развития соответствующей инфраструктуры, поэтому раньше других стран в Швейцарии стали возникать фирмы, специализирующиеся на оказании различных видов деловых услуг. Там, где торговля, там деньги, там, где большая торговля, там большие деньги. В стране, где «крутились» большие капиталы, «оседали» огромные накопления и скрывались значительные состояния, возникла необходимость создания мощной финансовой инфраструктуры. Чтобы ускорить этот процесс и сделать его саморазвивающимся в Швейцарии были приняты законы, обеспечивающие тайну вкладов и информации. Деньги потекли рекой, и этот поток год от года становился все полноводнее. В свое время даже гитлеровской Германии пришлось считаться с особым статусом этой маленькой, горной, беззащитной (по военным критериям) страны. «От века и до ныне» швейцарские продуценты финансовых услуг во всем мире считаются самыми надежными и богатыми деловыми партнерами. Такая репутация вполне заслужена и помогает этой стране «оставаться на плаву» в самых кризисных ситуациях. В то же время благоприятный и всячески поддерживаемый имидж дает возможность швейцарским банкам, трастам, фондам, страховым компаниям постоянно увеличивать объемы, расширять ассортимент и улучшать качество финансового сервиса на международном уровне. Это тот случай, когда авторитет является одновременно причиной и следствием успешного бизнеса.
Формирование Швейцарии в качестве международного торгового и финансового центра потребовало развития транспортной инфраструктуры. Основная проблема заключалась в том, что – это горная страна и созданию сети дорог (автомобильных, железных) препятствовал природный рельеф. Из данного недостатка предприимчивые швейцарцы сумели извлечь выгоду. В области сооружения объектов транспортных коммуникаций страна выбрала для своей специализации прокладку тоннелей и дорог в горной местности. Местные фирмы и компании преуспели в этом. Они набрались опыта, окрепли и вскоре предложили свои услуги другим странам. В настоящее время швейцарские строительные компании наряду с итальянскими «задают тон» в этой сфере профессионального обслуживания на международных рынках.
Если рассматривать развитие отраслей делового в Швейцарии с макроэкономических позиций, то выявляются довольно интересные аспекты. В связи с тем, что внутренний рынок страны очень маленький, продуценты услуг привыкли искать заказы за рубежом и конкурировать «на чужом поле». Необычайно тесные географические, культурные и предпринимательские связи с Германией, Францией и Италией, которые, существуют и развиваются столетиями, создали такую деловую атмосферу в корпоративной среде, что рынки этих стран воспринимаются швейцарскими сервисными структурами как специфические «внутренние рынки». Отсюда исходит ощущение комфортности участия в международных сделках и отношение к зарубежным заказчикам, как к своим отечественным клиентам. Данное отношение легко переносится на потребителей деловых услуг и из других стран. Клиенты это видят, чувствуют и ценят, поэтому швейцарские международные провайдеры отличаются наиболее высокими и устойчивыми показателями по стабильности контингента постоянных заказчиков.
Международную маркетинговую стратегию производителей данной страны очень хорошо характеризует М. Портер:
«Швейцарские фирмы имеют стратегическую ориентацию и операционную философию, проистекающие из национальных особенностей и культуры. Одним из элементов этого является конкуренция в сравнительно небольших отраслях с использованием относительно сфокусированных стратегий, сосредоточиваясь на высокодифференцированных, высококачественных сегментах. Успех в отраслях, связанных с большим объемом массового производства, – явление редкое. Швейцарский консерватизм препятствует осуществлению крупных рискованных капиталовложений в научные исследования и проектно-конструкторские разработки. Вследствие очень раннего выхода на рынок и более высокого уровня развития, чем у американских и немецких фирм, фирмы Швейцарии могут позволить себе действовать более решительно.
В большинстве отраслей швейцарские фирмы добились успеха благодаря стремлению к совершенству с помощью непрерывных усовершенствований на технической базе, умелой стратегии руководителей бизнеса и их многолетнего опыта. Прогресс осуществляется небольшими уверенными шагами, а не прыжками и скачками.» [56,354-355].
К этому можно добавить, что большую роль в реализации дифференцированного и концентрированного маркетинга играют преимущества швейцарской бухгалтерии. Она позволяет создавать компаниям довольно значительные резервные фонды, целевое назначение которых заключается в том, чтобы помочь фирмам преодолеть затруднительные периоды своего существования и в случае необходимости осуществить организационные реформы или производственно-технологическую реконструкцию, опираясь на собственные ресурсы. Во время этих процессов, которые могут длиться несколько лет конкретная фирма может нести большие потери, однако, она имеет хорошую инвестиционную защиту, позволяющую ей не попасть в зависимость от других финансово-эко-номических структур.
Швеция
Сервисные структуры Швеции сумели занять лидирующие позиции в специализированных перевозках, экологическом инжиниринге и некоторых сегментах строительной индустрии.
Вообще нужно сказать, что Швеция, несмотря на небольшой внутренний рынок, по обобщенным относительным показателям является одной из ведущих стран в международной торговле товарами и услугами. На её территории расположено большое количество штаб-квартир ведущих, всемирно известных, многонациональных компаний. Среди них особо выделяются корпорации шведского происхождения: «Volvo», «Saab-Skanya», «Atlas Kopko», «SKF», «Suidish match», «Flyakt», «Getaverken», «Electrolux», «Vazabred», «Melnlike», «Alpha-Laval», «Senduik». Швеция имеет более двух десятков крупнейших интернациональных компаний, которые обеспечивают более 40% всего объема экспорта [56,360-405].
К сожалению «чисто» сервисных структур мирового уровня почти нет. Исключение составляют фирмы инжинирингового и специализированного строительного профилей, а также страховая компания «Skandia Group» с годовым доходом 7 млрд. долларов. Все виоленты международной категории осуществляют диверсифицированную деятельность, производя как материальную продукцию, так и услуги. В то же время можно выделить важную особенность Швеции. Большинство её конкурентоспособных на международном уровне отраслей сгруппированы в пять больших кластеров. Самыми крупными и экспортно эффективными кластерами являются транспорт и материально-техническое обеспечение. На долю этих двух межотраслевых союзов приходится около 21% всего объема экспорта. Кластер «Транспорт» реализует на международных рынках не только транспортные средства (автомобили, суда) и соответствующие двигатели, оборудование, специальные вводы, но и большой комплекс специализированных транспортных услуг. В кластере «Материально-техническое обеспечение» помимо отраслей ориентированных на оказание деловых услуг сосредоточены отрасли по производству подъемно-транспортных и погрузо-разгрузочных машин и оборудования.
Третье место по объемам производства и экспорта в национальном рейтинге отводится кластеру инженерно-строительных услуг. Данный кластер предельно специализирован, что является одновременно недостатком и важнейшим преимуществом Швеции в процессе ее интеграции в мировую систему делового сервиса. Эта страна имеет непоколебимый международный авторитет в создании бумагоделательных заводов, строительстве мостов, портовых сооружений и гидроэлектростанций.
Существенную роль в выходе Швеции на международные рынки деловых услуг кроме производственно-экономических и географических (удобное расположение), играют два фактора социально-культурного порядка. Это: высокий уровень общего и профессионального образования, а также знания иностранных языков. Практически все шведы могут хорошо изъясняться по-английски, а бóльшая часть населения еще и по-немецки. Швеция располагает рядом всемирно известных высших учебных заведений, которые способствуют развитию национальной и мировой науки. Нужно отметить, что большинство проводимых научных исследований являются прикладными и осуществляются при непосредственном участии крупных шведских компаний. Страна может служить примером прагматичного союза науки и бизнеса. По относительным совокупным затратам на осуществление научных исследований и проектно-конструкторских разработок в виде процента от ВВП Швеция считается мировым лидером.
Важнейшим маркетинговым фактором, обусловившим повышенную активность Швеции за рубежом, является небольшой объем внутреннего рынка. Ограниченный контингент отечественных деловых потребителей стимулировал интернационализацию деятельности шведских производителей. Почти все крупные компании и фирмы Швеции создали свои сети зарубежных дочерних предприятий, филиалов и представительств. Разбросанность предпринимательских структурных подразделений по всему миру характеризует шведские локальные, с точки зрения принадлежности, корпоративные сети, как самые разветвленные в мире. С их помощью страна давно, легко и интенсивно интегрируется в международную экономику. Это обстоятельство служит причиной превалирующего национального и интернационального развития таких областей сферы обслуживания, как оказание транспортно-экспедиционных услуг, услуг по хранению и подготовке материальных ресурсов к производственному потребления, организации индивидуализированных систем материально-технического обеспечения и др.
Чтобы обеспечить эффективность международных хозяйственных связей шведским корпорациям приходится осуществлять крупные заграничные капиталовложения в производственную инфраструктуру. Это привело к тому, что шведские компании по своему охвату считаются одними из самых глобальных в мире. Относительно делового сервиса и ряда отраслей производства товаров показатели Швеции по уровню зарубежных продаж долгое время колеблются в районе 90% от общего количества сделок. Подавляющая часть их осуществляется с помощью заграничных корпоративных подразделений.
Важно отметить, что шведские провайдеры услуг, как и швейцарские, предпочитают использовать концентрированный и дифференцированный маркетинг. Они добиваются преимуществ там, где ценится повышенное внимание к удовлетворению специфических потребностей и ожиданий деловых клиентов. Ставка на идентифицированное профессиональное обслуживание и выпуск товаров производственного назначения по идентифицированным заказам оправдывает себя и помогает извлечь максимальную выгоду из каждого факта оказания услуг и каждой проданной товарной единицы.
Если рассматривать маркетинговую ориентацию Швеции с макроэкономических позиций, то народно-хозяйственная структура, характер кластерных формирований, межотраслевая специфика и приоритеты в выборе стратегий конкурентной борьбы предопределили лидерство этой страны в тех сегментах международных рынков, которые подпадают под так называемую категорию «сложного бизнеса». Швеция достигла больших преимуществ, специализируясь в международной торговле по реализации «гибридных» (выражаясь по Ф. Котлеру) моделей предложений, в которых материальные и нематериальные составляющие примерно равноценны, так как независимо от внутрикомплексного соотношения, обусловливают друг друга и качественные характеристики продукции в целом.
Рассматривая основные факторы, способствующие образованию конкурентных преимуществ Швеции на международных рынках, нельзя обойти вниманием еще один. Этот фактор, на первый взгляд, кажется несущественным, однако, при более глубоком анализе выясняется, что он влечет за собой вполне реальные глобальные последствия. Речь идет о невероятно развитой корпоративной и управленческой солидарности, свойственной шведским компаниям и менеджерам. На международном уровне данная солидарность выражается в высокой степени патриотизма ко всему национальному.
Экономика Швеции представляет собой хорошо сбалансированную систему родственных и поддерживающих отраслей. Формированию и прогрессу данной системы во многом способствует «гиперборейская» культура этой северной страны, которая проникнута духом сотрудничества и лояльности по отношению к своим деловым партнерам и компаньонам по бизнесу. В корпоративной среде самой Швеции отмечается очень высокая степень кадровой и управленческой интеграции. Многие специалисты не перестают удивляться, как такая небольшая численность населения страны может обеспечить эффективное функционирование несоразмерно большого количества отраслей. Одной автоматизацией производства данный феномен объяснить трудно. Причина кроется в совместительстве профессиональной деятельности шведов. Не только работники, специалисты, ученые (эксперты), но и руководители разных рангов умудряются одновременно участвовать в производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности нескольких структур. В Швеции достаточно широко распространена ситуация, когда менеджеры среднего и высшего звена успешно работают в двух-трех (и даже более) компаниях. В стране очень ценятся такие качества, как стремление к сотрудничеству, взаимоуважение и взаимопомощь. В редконаселенной Швеции многие руководящие работники знакомы друг с другом, вместе учились в школе, вузе, служили в армии или работали когда-то на одном предприятии. Отсюда доверие и чувство надежности в организации деловых связей. Во внешнеэкономической деятельности это проявляется через национальные предпочтения. То есть, если где-либо в другой стране, на зарубежных рынках или в международных сделках возможно опереться на фирму, руководителя или специалиста шведского происхождения (или привлечь их к сотрудничеству), то именно это и происходит. Высокая солидарность на корпоративном и личностном уровне помогает шведам выжить в трудных условиях, приспособиться к специфике обстоятельств и, как правило, добиться успеха даже в сложных ситуациях. Мягко внедрившись на определенные зарубежные рынки (обычно используя для этого партизанские стратегии), шведские компании вскоре стараются вытянуть за собой и другие. Таким образом, шаг за шагом, происходит постепенная международная экономическая экспансия Швеции, а объемы международной торговли неизменно растут.
Пример Швеции поучителен в том плане, что для интернационализации предпринимательской деятельности и создания конкурентных преимуществ можно использовать любые факторы, в том числе и культурного характера. Более того, такие положительные качества, как взаимное доверие, солидарность, стремление к сотрудничеству, взаимопомощь могут приносить корпорациям и стране солидные дивиденды на самом высоком уровне – международном.
- Николайчук в.Е.
- Введение
- Концептуальные основы
- 1.2 Значение сферы деловых услуг
- 1.3 Сущность деловых услуг
- 1.4 Детерминанты целесообразности, предпосылки и условия развития деловых услуг
- Необходимые и достаточные условия развития деловых услуг
- 1.5 Факторы, влияющие на развитие деловых услуг
- Сервис как основной фактор перерождения и эффективного развития производителей на примере компании «ibm»
- Глава 2 рынок деловых услуг
- 2.1 Общая характеристика рынка деловых услуг
- 2.2 Регулирование сферы услуг
- 2.3 Перспективы развития сферы делового сервиса
- Глава 3 специфика услуг как товара
- 3.1 Характеристики услуг
- Неосязаемость (нематериальная форма) услуг.
- 3.2 Особенности услуг
- 3.3 Классификация деловых услуг
- Классификация типов деловых услуг по принципу целевого назначения
- Глава 4
- Принятый уровень качества
- 4.2 Роль и значение концептуальной базы в реализации маркетинга и менеджмента сервисных структур
- Опыт эффективного применения маркетинга в сфере деловых услуг на примере компании «Federal Express»
- Глава 5
- 5.2 Принцип компенсации и взаимодействие провайдеров в корпоративном сообществе
- 5.3 Особенности корпоративной политики виолентов
- 5.4 Преимущества и недостатки корпоративной политики патиентов
- 5.5 Специфика корпоративной политики коммутантов
- 5.6 Сущность корпоративной политики эксплерентов
- Следствия из теоретических обоснований открытия паркинсона
- Анатомия маркетинга
- Исследование специфики рынка услуг (территориального, отраслевого) и разработка концептуальной базы
- Изучение потребительской среды, сегментация клиентуры и разработка системы поведения на рынке
- Изучение конкурентной среды и разработка конкурентной политики
- Исследование товарного потенциала услуг, позиционирование и разработка товарной политики
- Исследование систем ценообразования и разработка ценовой политики в области профессионального обслуживания
- Изучение возможностей продвижения и организация процессов реализации деловых услуг
- Изучение специфики и формирование адаптивной системы маркетинговых коммуникаций в деловом сервисе
- Исследование внутренней среды и организация управления маркетингом услуг
- 6.2 Формирование маркетинговой информационной системы
- 6.3 Исследование рынка деловых услуг
- Глава 7
- Некоторые вопросы, заданные в ходе обследования, предпринятого «ат & т»
- 7.2 Сегментирование рынка деловых услуг
- 7.3 Поиск и создание ниши на рынке деловых услуг
- 7.4 Моделирование поведения потребителей деловых услуг
- Моделилирование поведения институциональных клиентов
- Моделилирование поведения деловых физических лиц (функционеров)
- Глава 8
- 3. Цены.
- 4. Система продвижения и коммуникаций.
- 5. Реализация-производство.
- 8.2 Позиционирование на рынке деловых услуг
- Конкурентоспособности модели предложения.
- Основные этапы позиционирования провайдера
- 8.3 Основные принципы и методы ведения конкурентной борьбы в сфере профессионального обслуживания
- 8.4 Конкурентные стратегии на рынке услуг
- Стратегии, направленные на сбалансирование или превосходство сильных сторон конкурентов
- Стратегии, направленные на использование слабостей конкурентов
- Стратегии, предусматривающие наступление одновременно по нескольким направлениям (фронтальное наступление)
- Стратегии, ориентированные на освоение незанятых и создание новых рынков.
- Стратегия отвлечения
- Партизанская война
- Стратегии упреждающих действий
- Стратегии создания препятствий
- Стратегии устрашения
- 8.5 Проблемы вторжения на рынок новых конкурентов
- Экономия на масштабах производства
- Невозможность доступа к технологиям и ноу-хау
- Повышенное проявление эффекта кривой «Обучение/Опыт»
- Привязанность клиентов к определенным производителям деловых услуг
- Высокая капиталоемкость
- Неравенство в издержках, не зависящее от вышеназванных факторов
- Политика регулирования центральными и местными органами управления
- Тарифы и нетарифные ограничения.
- Глава 9
- Продажи Продажи Продажи
- Продажи Продажи
- 9.2 Проблемы разработки новых моделей предложения в деловом сервисе
- 9.3 Управление качеством деловых услуг
- 9.4 Роль стратегий стандартизации и дифференциации в выборе товарной политики
- 9.5 Формирование системы удовлетворения жалоб и претензий
- Делаем ли мы все возможное, чтобы повысить ожидания потребителей?
- Глава 10
- Уровень и характер спроса на деловые услуги
- Конъюнктура, сложившаяся на отраслевом или территориальном рынках
- Конкуренция и состояние конкурентной среды
- Действующая система государственного регулирования ценообразования
- Затраты на продвижение, реализацию и производство услуг делового характера
- Целевые установки продуцента
- Этапы жизненного цикла услуг (моделей предложений)
- 10.2Система цен в деловом сервисе
- Тарифы грузового транспорта и связи.
- Цены на строительную продукцию.
- Тарифы и цены на другие услуги, оказываемые деловым потребителям.
- 10.3 Стратегии ценовой политики всфере профессионального обслуживания
- 1. Среда, в которой цены контролируются рынком.
- 2. Среда, в которой цены контролируются фирмой.
- 3. Конкурентная среда, в которой цены контролируют государственные и местные органы власти.
- Ценовые уровни
- Ценовая дискриминация
- Эластичность цен
- Дифференциация цен
- 10.4 Методы ценообразования на услуги делового характера
- Виды скидок к номинальным ценам (тарифам) на услуги делового характера:
- Виды наценок (надбавок) к номинальным ценам (тарифам) на деловые услуги.
- Глава 11
- 11.2 Специфика условий, форм, методов продвижения и реализации деловых услуг
- 11.3 Организация адресных (персональных) продаж в сфере профессионального обслуживания
- Намерения продавца по информационному обеспечению предполагаемых клиентов
- 11.4 Особенности телемаркетинга деловых услуг
- Контролируемый телемаркетинг
- Неконтролируемый телемаркетинг
- 11.5 Директ-мейл в деловом сервисе
- Глава 12
- Телевидение
- Журналы
- Наружная реклама
- 12.2 Интернет, как коммуникационный канал и как отрасль сферы обслуживания
- 12.3 Особенности рекламы
- 12.4 Рекламные подходы, используемые для
- 12.5 Специфика рекламных обращений
- 12.6 Паблик рилейшнз в деловом сервисе
- 1. Презентации, пресс-конференции, симпозиумы и т.П.
- 2. Финансирование общественно-полезных мероприятий.
- 3. Спонсорская деятельность.
- 4. Производство и широкое распространение фирменных сувениров.
- 5. Организация публикаций в прессе и подача материалов
- Глава 13
- 13.1 Способы стимулирования спроса
- 13.2 Стимулирование спроса путем
- 13.3 Значение сервисной (торговой) марки
- Глава 14
- 14.1 Партнерство в деловом сервисе
- 14.2 Создание стратегических альянсов
- 14.3 Значение деловых услуг
- 14.4 Роль кластеров в развитии и
- Глава 15
- 15.1 Особенности международного
- 15.2 Условия, определяющие
- 15.3 Факторы, влияющие на специфику
- 15.4 Обобщенная характеристика
- Великобритания
- Швейцария
- Германия
- Опыт международного маркетинга на примере «Citibank»
- Глава 16 управление маркетингом в сервисных структурах
- 16.1 Организация маркетинга на предприятии-продуценте деловых услуг
- 16.2 Маркетинговые подразделения сервисных структур
- Директор (зам. Директора) по маркетингу
- Отдел планирования и контроля маркетинга
- Отдел исследования рынка
- Служба информации
- Отдел рекламы и стимулирования спроса
- Служба паблик рилейшнз
- Отдел управления продвижением продукции на рынок (служба прямого маркетинга)
- Отдел управления заказами
- Отдел управления ассортиментом услуг
- Центр разработки новых услуг (моделей предложений)
- Отдел цен и ценообразования (отдел ценовой политики)
- Служба (отдел) обеспечения услуг материальной поддержкой
- Отдел сбыта (реализации)
- Отдел работы с жалобами и претензиями
- Служба подбора и обучения торгового персонала
- 16.3 Управление торговым и операционным персоналом всфере профессионального обслуживания
- 16.4 Деловая этика в маркетинге услуг
- Характеристика системы вознаграждений и поощрений компании «ibm»
- Глава 17 методы иллюстративного анализа в маркетинге деловых услуг
- 17.1 Сущность методов иллюстративного анализа
- 17.2Построение «паутины»
- Первый способ
- Второй способ
- Путь первый
- Путь второй
- 17.3 Позиционирование методом «паутина» и определение обобщающего критерия
- 17.4 Метод «корона»
- 17.5Метод «звезда»
- Заключение
- Значение коэффициента Пn для метода «Паутина»
- Значение коэффициента Kn для метода «Корона»
- Список использованых источников
- Содержание
- Часть II
- Глава 9. Особенности товарной политики
- Глава 10. Особенности ценовой политики
- Глава 11. Особенности продвижения и реализации
- Глава 12. Система маркетинговых коммуникаций
- Глава 13. Продвижение и реализация деловых услуг