logo
Учебники / Николайчук Маркетинг услуг

2.2 Регулирование сферы услуг

Расширение сферы услуг обусловливает возникновение различных проблем в отношении регулирования этой части экономики. По характеру эти проблемы можно разделить на две категории:

Политические проблемы вызваны желанием государства сохранить контроль над ключевыми сферами деловых услуг, например, в области банковского и страхового дела, телекоммуникаций, информации, транспорта и др. Многие виды услуг непосредственным образом влияют на безопасность и суверенитет страны. По этой причине сфера профессионального обслуживания, как правило, больше защищается государством, чем сфера материального производства. Правительства многих стран беспокоятся о том, чтобы импорт услуг не нанес вреда национальным интересам. В связи с этим он регламентируется более жестко, чем торговля материальными товарами.

Экономические проблемы вызываются рядом объективных и субъективных причин. С одной стороны, интенсивное развитие той или иной области сферы услуг отражает представление центральных или местных властей о приоритетах общественного обустройства. Не редко слабое развитие или, наоборот, жесткие формы конкуренции требуют вмешательства соответствующих органов управления. С другой стороны, каждый новый этап прогресса макросистемы обслуживания, а на его основе общеэкономического национального развития может быть реализован лишь в том случае, если для этого созданы благоприятные социально-экономические условия.

В свете сказанного, отметим, что на практике сложились два уровня регулирования сферы услуг:

Последний (межнациональный), в свою очередь, проявляется в двух видах: двухстороннем и многостороннем. Иначе говоря, процессы межнационального регулирования услуг осуществляются на основе двух-, трех- и многосторонних межгосударственных соглашений.

Наиболее эффективной формой согласования интересов нескольких стран является регулирование торговли услугами через соответствующие международные организации. Разработкой и организацией соглашений по обусловленному кругу вопросов занимаются специализированные межправительственные организации (например, Организация международной гражданской авиации – ИКАО, Международная морская организация – ИМО, Всемирная туристическая организация и др.), а также международные торгово-экономические организации широкого профиля (особенно ГАТТ, ЮНКТАД, ОЭСР).

В основе национального регулирования лежат политические, экономические и социальные интересы конкретной страны. Это могут быть:

Специалисты выделяют 6 основных направлений национального регулирования [33,27]:

  1. Комплекс мер по ограничению операций с иностранной валютой в целях улучшения состояния платежного баланса страны.

Сюда включается: установление правил обмена валюты, ограничение денежных сумм, вывозимых за границу, порядок отсрочки платежей в иностранной валюте и др.

  1. Формирование и управление системой государственных закупок, которая направлена на расширение производства и потребления услуг национального производства.

В основном осуществляются госзакупки банковских и страховых услуг, услуг связи, юридических, консалтинговых, экспертных, транспортных и лизинговых услуг.

  1. Государственное стимулирование развития национальных отраслей услуг путем предоставления различного рода льгот, позволяющих повысить их конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке.

Например, субсидии, льготные кредиты, льготное налогообложение и т.д. Особенно часто с помощью таких мер регулируется положение в областях транспорта, строительства, телекоммуникаций. Так, использование национального тоннажа, как правило, стимулируется предоставлением грузоотправителю налоговых и таможенных льгот. Часто в договора, которые заключаются на государственном уровне, может включаться требование обязательной доставки грузов национальным транспортом.

  1. Меры, ограничивающие прямые иностранные капиталовложения с целью укрепления национальных отраслей экономики.

Чаще всего эти меры принимаются в отношении таких профильных направлений делового сервиса, как банковское и страховое дело, реклама, связь, бухгалтерский учет, производственные услуги, инжиниринг, транспорт, обеспечение безопасности и др.

  1. Прямые и косвенные ограничения по найму иностранных граждан совместными предприятиями и инофирмами.

Так, во многих странах законодательство, регулирующее банковскую, страховую и инвестиционную деятельность (работу с ценными бумагами), содержит положение, в соответствии с которым ряд должностей, как правило, ключевых, в совместных предприятиях и инофирмах должны занимать только граждане принимающей страны.

  1. Дифференцированное налогообложение предприятий со стопроцентным иностранным капиталом.

Обычно такие предприятия являются филиалами иностранных компаний. Чтобы стимулировать всестороннюю или узконаправленную интеграцию иностранного капитала в национальную экономику, филиалы инофирм могут облагаться более высокими налогами, чем местные предприятия.

Перечисленные меры активно используются не только в отношении защиты от зарубежного влияния сферы услуг, но и некоторых отраслей материального производства. Часто то или иное государство разрабатывает целую систему специальных мер по регулированию фундаментальных для национальной экономики отраслей делового сервиса. В первую очередь это относится к государственным законодательным особенностям по банковской, страховой, транспортной и телекоммуникационной деятельности, проведению экспертиз, юридическому обслуживанию и др.

Типичным является установление определенных рамок для деятельности иностранных компаний на внутреннем рынке услуг. Например, разрешение иностранным юридическим фирмам давать консультации только по международному праву, ограничение участия в судебных разбирательствах, запрет на оказание охранных услуг и проч.

Во многих странах практика прямого ограничения или запрета на импорт определенных услуг имеет широкое распространение. Так, почти все страны предоставляют своим национальным авиакомпаниям монопольное право на внутренние маршруты. В сфере информационного обслуживания существуют ограничения на доступ иностранных пользователей к национальным банкам данных.

Немало государств, в которых законодательство запрещает создание филиалов банков, трастовых, страховых и иных иностранных сервисных структур. В тех случаях, когда создавать филиалы иностранным провайдерам не запрещено, национальное законодательство может существенно ограничить перечень услуг, которые могут быть оказаны местным потребителям.

В большинстве государств популярно законодательное требование, суть которого в том, что все импортные грузы должны страховаться только местными страховыми компаниями. Оно автоматически устраняет иностранных конкурентов с внутреннего рынка страховых услуг для импортирующих компаний. Ограждение местных предприятий от иностранной конкуренции почти всегда ведет к завышению цен, которое перекладывается на экспортеров и, в конечном счете, на потребителей импортной продукции.

Перевозка экспортных грузов и каботажное плавание между портами одного и того же государства в ряде стран законодательно закреплены за национальными транспортными компаниями.

В свете сказанного можно выделить наиболее распространенные приемы для сдерживания импорта некоторых видов деловых услуг и моделей предложения. Это:

В процессе регулирования сферы услуг (в первую очередь профессиональных) широко используется такое понятие как режим наибольшего благоприятствования. Иначе его называют национальным режимом. Он представляет собой комплекс условий договоров между двумя и более странами относительно определенных видов деятельности с целью защиты их от тарифной, таможенной и прочей дискриминации в отношении друг друга. Режим наибольшего благоприятствования гарантирует, что все партнеры соглашения автоматически распространяют один на другого тарифные, таможенные и прочие льготы, которые не применяются к другим странам, не участвующим в данном соглашении.

Чаще всего национальный режим используется в отношениях между странами – членами интеграционных группировок и применительно к услугам, связанным с вывозом капитала.

Некоторые страны настолько серьезно относятся к защите своих интересов, что во многих отраслях услуг полностью исключают режим наибольшего благоприятствования иностранным лицам и компаниям. Например, США исключают из национального режима такие важнейшие сферы услуг, как банковское дело, связь, перевозки, радио- и телевещание, спутниковую связь.

В Великобритании существуют ограничения для иностранцев на капиталовложения в авиационный и морской транспорт, кинопромышленность, радио- и телевещание.

В Италии для вложения иностранного капитала в такие отрасли государственного значения, как судоходство, авиатранспорт, страхование и банковское дело, требуется получить специальное разрешение от соответствующих министерств.

В Финляндии запрещена инвестиционная деятельность иностранного капитала в таких отраслях международной специализации финской экономики, как связь и железнодорожный транспорт [40,111].

В процессе развития сферы услуг усложняются проблемы регулирования данного сектора экономики. Разработке универсальной системы регулирования препятствует многообразие услуг, их неоднородность, а также нематериальный характер.

Обобщенно все меры по координации и регулированию сферы деловых услуг можно разбить на три группы:

  1. Национальные законодательства, устанавливающие определенные режимы деятельности для совместных предприятий и иностранных фирм.

  2. Двухсторонние соглашения между сторонами.

  3. Конвенции и другие положения межправительственных организаций.

Важно подчеркнуть, что к процессу государственного регулирования сферы деловых услуг необходимо подходить очень осторожно и взвешенно. Надо понимать, что защита национальных интересов может отрицательно сказаться на них же с самой неожиданной стороны. Дело в том, что формирование благоприятных условий для деятельности только отечественных провайдеров может привести к обратным результатам – ослабить их. Законодательная база регулирования развития системы профессионального обслуживания обязательно должна строиться с учетом наличия конкурентных факторов. Для прогресса национальной экономики и приобретения веса в международных деловых кругах, они имеют особое значение.

Свободная конкуренция на внутреннем рынке стимулирует возникновение сервисных структур мирового уровня, так сказать, естественным образом. В этом смысле примером могут служить американские аудиторские фирмы, многочисленные швейцарские банки и трастовые компании, ряд английских страховых компаний и пр. Попутно отметим, что даже всемирно известная лондонская страховая компания «Ллойдс» (одна из старейших) насчитывает большое число конкурирующих друг с другом филиалов.

Ненавязчивое правительственное и законодательное регулирование способствует возникновению в каждой отрасли и на каждом профильном рынке множества разного типа сервисных структур, которые в целях выживания и в поисках своего целевого рынка (или ниши) обращают пристальное внимание на «мелочи», стараются максимально ориентировать свою деятельность на удовлетворение идентифицированных запросов профессиональных клиентов, стремятся постоянно внедрять новое оборудование, технологии и системы обслуживания. Наличие прямых конкурентов и потенциальных соперников в корпоративном сообществе на внутреннем рынке обусловливает формирование такой окружающей среды, в которой путем эволюции выделяется несколько лидирующих продуцентов, готовых выйти за тесные для них национальные рамки. Так зарождаются и воспитываются в утробе той или иной страны будущие транснациональные компании, определяющие пути развития международной экономики. Так проявляется взаимосвязь национального регулирования с возможностью и участием в формировании международных экономических отношений и с влиянием на международную торговлю.

Однако на практике чаще можно встретить другой вариант правительственного и законодательного подхода по вопросам регулирования делового сервиса. Слишком затянувшаяся материнская забота на фоне недопонимания причинно-следственных связей выхолащивает национальный рынок деловых услуг и подавляет стимулы развития сервисных структур в новые качественные образования, препятствует их выходу на международную арену. Приведем несколько примеров.

В Японии правительство создало четырем крупнейшим компаниям – операторам на рынке ценных бумаг («Номура», «Дайва», «Никко», «Ямайчи») тепличные условия для деятельности. Гарантированное положение внутри страны обеспечивается благодаря законам, лимитирующим доступ брокерам и фиксирующим брокерское вознаграждение. Из-за отсутствия конкуренции эти компании получают сверхприбыли, даже при относительно неразвитом потребительском и деловом спросе. Такие благоприятные условия их устраивают, они лоббируют в законодательных органах, чтобы их сохранить, но они не могут и не стремятся участвовать в крупных международных финансовых операциях.

В силу природы услуг сфера профессионального обслуживания развивается за счет мелких и средних специализированных сервисных структур (эксплерентов, коммутантов, патиентов). Возникновение на отраслевых и территориальных рынках крупного сильного продуцента (виолента) – это событие. Оно чаще происходит там, где функционирует многослойное и многочисленное корпоративное сообщество. Тогда в пылу борьбы за выживание накапливается опыт, создаются стандарты мирового уровня, разрабатывается широкий ассортимент оригинальных моделей предложения. Фирмы закаляются для борьбы с зарубежными соперниками. Таким образом, выигрывают те страны, где создание новых фирм облегчено и желательно, а поддержание конкуренции и невмешательство в рыночные процессы сферы профессионального обслуживания является устойчивой государственной политикой.

Желание не только получать прибыль (по Маслоу – удовлетворить голод и жажду), обеспечить безопасность путем устойчивого положения в бизнесе, но и добиться известности, признания и уважения побуждает предприятия диверсифицировать свою деятельность. Динамичность сферы деловых услуг и возможность свободного перелива капитала способствует активизации акционерного и венчурного финансирования. Действие всех этих факторов умело используется в США и Великобритании. Видимо поэтому в этих странах насчитывается наибольшее количество сервисных структур международного класса.

Сфера профессионального обслуживания самая сегментированная, она имеет наибольшее количество технологических и территориальных ниш, образно говоря, – это лоскутное одеяло экономики, которое многим правительствам, так и хочется натянуть на себя. Меры государственного вмешательства в деловой сервис, как правило, являются общими или касаются крупных сервисных структур. От таких общих мер, «причесывающих всех под одну гребенку» хуже всего бывает, в первую очередь малым и средним предприятиям. Не редки случаи, когда субъективность государственной политики проявляется в двойном стандарте отношений, то есть, в лояльном – к избранным структурам-фаворитам и строго меркантильном ко всем остальным. Если государственное регулирование сдерживает внедрение новой техники и технологий, замедляет развитие или блокирует возникновение новых видов услуг, возводит барьеры для консолидации фрагментарных проявлений сервиса в общенациональные отрасли и рынки, гасит искры конкуренции с иностранными продуцентами услуг или на внутреннем рынке разводит соперников, между которыми завязалась борьба, то в конечном итоге оскопляется не только сфера профессионального обслуживания, но и вся государственная экономика. Практика показывает, что такой стране проблематично добиться национального конкурентного преимущества в оберегаемых ею отраслях делового сервиса даже на собственной территории. Многократно отыгранный подобный сценарий предусматривает принятие все новых и новых мер, ограждающих национальные профильные (отраслевые) рынки от «посягательств» иностранных фирм. Ситуация «собака на сене» типичный подход многих развивающихся стран в области национального регулирования не только развития сферы деловых услуг, но и отраслей по производству материальных товаров. Отеческая, на первый взгляд, забота оборачивается отчимовским воспитанием.

Можно сказать больше, любые попытки государственного регулирования внутренней, но особенно международной торговли таят в себе неизбежные пороки. Особенно их много, когда дело касается торговли услугами, так как эта специфическая продукция в силу своего невидимого, неосязаемого характера является намного более соблазнительным объектом для злоупотреблений, чем торговля материальными товарами.

Запретительные методы государственного регулирования самые простые и спокойные, но не перспективные и, в конечном счете, не выгодные. Нарушается своего рода «экологическое» равновесие в корпоративном сообществе. Лишь в той среде, где можно действовать гибко и оперативно путем эволюции отбираются наиболее достойные. Так, одной из важнейших причин того, что Великобритания вырвалась в мировые лидеры по ряду видов страхования, является то, что деятельность страховых компаний, в частности, национальной достопримечательности – лондонской компании «Ллойдс» регулируется правительством меньше, чем страховое дело в других странах. Ей предоставлено полное право самостоятельно определять страховую ставку, вводить новые виды страхования и свободно проводить свою корпоративную политику. В условиях, когда иностранным конкурентам приходилось преодолевать свои национальные ограничительные стандарты и получать одобрение от собственных властей, компания «Ллойдс» добилась и десятилетиями поддерживает лидирующее положение не только в своей стране, но и на мировом рынке страховых услуг.

Такая же свобода позволила швейцарским продуцентам финансовых услуг занять недосягаемое для многих положение на соответствующем профилю мировом рынке.

Твердая рука правительства, сдерживающая развитие делового сервиса, является ошибкой не только развивающихся стран. Регресс понимания встречается и в тех государствах, которые относятся к экономически развитым. По этому поводу М. Портер соболезнует Италии, в которой, несмотря на общий благоприятный климат для предпринимательской деятельности имеется много проблем в области обслуживания. Многочисленные ограничения на открытие новых предприятий, налоговая дискриминация, регулирование продолжительности и рамок рабочего дня, жесткое валютное законодательство, ограничивающее прямые иностранные инвестиции, которые очень важны для развития многих отраслей услуг, существенно сужают возможности сферы обслуживания в Италии. Ряд ограничений сдерживает развитие некоторых отраслей сервиса в Германии, Японии и Швеции. Специалисты относят эти страны с точки зрения международных позиций к числу пока довольно слабых в сфере обслуживания [56,293-294].

Правительство любого государства «в душе» желает, чтобы страна добилась успехов в той или иной области международных экономических отношений и международной торговли. Но, если это касается сферы деловых услуг, то для этого одного желания мало. Необходимо создать такой национальный климат, который в определенной мере даст почувствовать местным сервисным структурам международную конкуренцию на собственной территории и «шкуре». Выдержав её, переняв всё лучшее, что используется в мировой практике в соответствующей отрасли, можно претендовать на своё место в мировой иерархии продуцентов деловых услуг. Почти все аналитики сходятся во мнении, что, если в стране решающая роль в развитии сферы профессионального обслуживания принадлежит государству, то это явный признак того, что она находится или вскоре попадет в число аутсайдеров и в лучшем случае займет скромное место на международном рынке. При этом национальным потребителям придется довольствоваться продукцией второго и т.д. сорта.