14.3 Значение деловых услуг
В ОБРАЗОВАНИИ ФПГ И ТНК
Финансово-промышленные группы (ФПГ) и транснациональные (многонациональные) компании (ТНК, МНК) представляют собой уникальную переходную форму между различного рода союзами (партнерствами, альянсами) и самостоятельными субъектами хозяйствования.
С одной стороны, ФПГ и ТНК (МНК) включают в себя многочисленных участников – промышленные предприятия, организации или иные субъекты предпринимательской деятельности («Положения о финансово-промышленных группах»), которые «работают в сфере промышленности, логистики, торговли и маркетинга, финансов, НИОКР и т.д.» [36,179]. Такая формулировка указывает на то, что объединения данного типа можно рассматривать как специфические союзные сообщества.
С другой, ФПГ (ТНК) – это «…уставное или договорное юридическое лицо, созданное путем объединения промышленными предприятиями, организациями, банками и иными субъектами предпринимательской деятельности (передачи в собственность, в управление, в том числе доверительное) принадлежащего им (закрепленного за ними) имущества, финансовых ресурсов, а также передачи права управления хозяйственной деятельностью для централизованного управления производственной, научной, финансовой и коммерческой деятельностью» (из того же «Положения…»)
К характеристике деловых услуг, как форме результатов определенной деятельности данной категории продуцентов также можно подойти с различных точек зрения.
Опять же с одной стороны, оказание деловых услуг друг другу участниками ФПГ представляет собой производственно-коммерческую деятельность, так как производимая продукция предназначена для продажи и ее реализация обусловлена осуществлением взаиморасчетов.
В то же время статус участников ФПГ предполагает, что они являются хоть и отдельными, но все же подразделениями единой структуры. Это означает, что процессы оказания деловых услуг в рамках объединения могут рассматриваться как самообслуживание.
Подобных противоречий достаточно много, однако, их рассмотрение не является целью данного раздела.
В организационном отношении ФПГ отличаются от партнерств и альянсов тремя важнейшими аспектами:
Корпоративной целостностью, основанной на принципе акционерного участия (но не долевого, а контрольного).
Наличием единой управленческой вертикали (с различной степенью жесткости) и единого центра контроля в виде холдинговой компании, банка, либо группы взаимосвязанных компаний.
Бессрочным характером существования ФПГ (ТНК).
Зато система целеполагания у партнерств, альянсов и ФПГ по сути своей идентична. Как отмечает Б.З. Мильнер [39,279] основными целями образования ФПГ являются:
Максимизация прибыли.
Повышение эффективности производственных, финансовых и инфраструктурных операций. [Авт.]
Усиление конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.
Упрочение технологических и кооперационных связей.
Рост экономического потенциала их участников.
Если обратиться к целевым установкам создания союзных форм диверсифицированных межотраслевых корпоративных объединений (два, три – пять… – в одном»), то четко проглядывается базисное единство всех соответствующих целевых комплексов.
Попутно отметим, что финансово-промышленные группы (ФПГ), переросшие национальные рамки, имеющие международные экономические связи и включающие структурные элементы, расположенные в нескольких странах, принято называть транснациональными или многонациональными компаниями (корпорациями), сокращенно ТНК или МНК.
ФПГ (ТНК) являются одной из наиболее сложных форм предпринимательства. Любое государство, претендующее на обладание развитой национальной экономикой, не может обойтись без наличия финансово-промышленных групп. Функционирование современной мировой экономики не представляется без активной многопрофильной деятельности ТНК (МНК).
Какова же связь развития системы делового сервиса и образованием ФПГ и ТНК? Эта связь прямая и очень сильная. На практике сложились два основных типа финансово-промышленных групп:
ФПГ (ТНК), сформированные вокруг промышленных корпораций и
ФПГ (ТНК), сформированные вокруг банков.
Другими словами, современные финансово-промышленные объединения включают в свою структуру головную компанию финансовой, либо производственной ориентации и многочисленные дочерние и ассоциированные фирмы (подразделения), связанные с ней производственной, коммерческой и инфраструктурной системой взаимоотношений.
Таким образом, выявляется важнейший ключевой момент. Его суть состоит в утверждении, что ФПГ (ТНК) любого типа нельзя создать без участия сервисных структур. Это означает, что провайдеры деловых услуг играют интегрирующую (1-й тип объединений) или главную (2-й тип объединений) роль. Иначе говоря, развитие экономики, предпринимательской деятельности на локальном, национальном и международном уровне без формирования отлаженной многопрофильной системы профессионального обслуживания н е в о з м о ж н о.
Обратим внимание на то, что в названии «финансово-промышленные группы» четко обозначено участие продуцентов деловых услуг. При этом следует подчеркнуть, что особенностью такого корпоративного сообщества является не только объединение финансовых ресурсов (хотя это тоже важно), но и то, что управление ими осуществляется, как правило, собственным банком, даже если статус холдинговой компании принадлежит фирме промышленной ориентации.
Парадигмы диалектики мировой экономики убеждают, что без деловых услуг и структур, осуществляющих соответствующее обслуживание, ничего не происходит.
В отношении международных корпоративных объединений на данное обстоятельство обращает внимание И.С. Пивоваров. По его мнению: «…роль головной компании МНК выполняет не одна доминирующая фирма, а ядро из нескольких фирм, действующих каждая в своей области и осуществляющих свои функции в группе, при этом основной банк группы играет роль системообразующего центра.» [36,192].
На примере финансово-промышленных групп очень хорошо иллюстрируется объединенная проблематика повышения роли деловых услуг в рыночных отношениях, развития сферы делового сервиса в экономике и преобразования мирового хозяйства.
Действительно, в настоящее время ФПГ (ТНК) превратились в мощные конгломераты производственных, финансовых, логистических, маркетинговых, научно-исследо-вательских, коммуникационных и пр. структур. В развитых странах они стали опорой национальных экономик, а в мировом хозяйстве они рассматриваются как одна из главных сил интернационализации экономических, политических и социальных процессов.
Вот лишь некоторые тенденции глобализации внешнеэкономических связей и расширения сферы профессионального обслуживания с помощью и через ТНК.
Так, число ТНК в 1973 г. составляло 7 800. В 1976 году их численность оценивалась уже в 11 000 (с содержанием более чем 86 000 зарубежных подразделений). К началу 1990-х годов к ТНК уже относили 35 000 объединений, имеющих 147 000 зарубежных филиалов. К 1996 г. их количество перевалило за 40 000 (200 000 подразделений в 150 странах). К 2 000 году число транснациональных компаний составило около 43 000. Они контролировали более 250 000 дочерних компаний и отделений. Таким образом, почти за четверть века численность ТНК возросло более чем в 5 раз.
В мировой экономике ТНК лидируют по различным показателям. В 1996 году общий объем продаж ТНК составил 5,5 триллионов долларов или 25% мирового валового продукта. В 1998 г. их годовой оборот увеличился до 6 триллионов долларов и 30% мирового валового продукта.
В настоящее время по различным оценкам на ТНК приходится от 25 до 35 % мировой торговли.
В 1996 году общая численность занятых в ТНК составляла 70 миллионов человек. В 1998 году – 73 млн. чел.
В середине 90-х гг. активы 500 крупнейших ТНК превысили 30 триллионов долларов, причем 40% активов было размещено за пределами стран, в которых учреждены головные компании.
500 самых мощных ТНК реализуют 80% всей продукции электроники и химии, 95% продукции фармацевтики, 76% продукции машиностроения.
Из 300 наиболее крупных банков мира 100 являются транснациональными, при этом 2/3 операций они ведут в своих государствах и 1/3 – за границей.
Из 100 крупнейших ТНК 38 базировались в Западной Европе, 29 – в США, 16 – в Японии, а остальные – в Австралии, Канаде, Финляндии, Швеции, Новой Зеландии и некоторых других индустриальных странах.
85 гигантских ТНК контролируют 70% всех заграничных инвестиций.
Отраслевая структура транснациональных корпораций в 1998 году выглядела следующим образом:
60% – в сфере производства товаров.
37% – в сфере производства услуг.
3% – в добывающей промышленности и сельском хозяйстве.
[Выборка информации производилась по источникам – 36,177; 39,290; 83; 85,305; Авт.]
Важно еще раз обратить внимание на то, что даже если ТНК относят к сфере производства материальных товаров (к добывающей, обрабатывающей, машиностроительной промышленности или к сельскому хозяйству) в ее составе обязательно имеются несколько сервисных структур, без которых данные объединения были бы не жизнеспособны. Хорошим примером в подтверждение данного тезиса является корпорация «Exxon» – одна из наиболее известных интегрированных групповых структур.
Корпорация «Exxon» всем известна как очень крупная финансово-промышленная группа. Ее головная холдинговая компания располагается в Нью-Йорке, а предприятия размещены в более чем 80 странах мира. «Exxon» в течение прошлого века и в настоящее время была и остается одним из лидеров мировой нефтяной индустрии. Модель системы финансово-промышленной группы представляет собой вертикально интегрированную структуру пирамидального типа. Большая часть предприятий группы специализируется на различных стадиях цикла нефте- и газопереработки, в котором очень тесно переплетены процессы производства, а также внутри- и внешнесистемного профессионального обслуживания: разведка и добыча сырой нефти и натурального газа, международные перевозки нефти и нефтепродуктов с помощью специализированного танкерного флота и трубопроводов, переработка сырой нефти и природного газа, оптово-розничная продажа продуктов нефтепереработки (различных видов топлива и масел).
Корпорация «Exxon» является очень диверсифицированной структурой. В США, Канаде и странах Европы она имеет ряд нефтехимических предприятий, производящих полимеры и пластмассы, растворители, резины, смазки, сельскохозяйственные удобрения. Кроме того, в структуру группы входят энергетические компании, а также предприятия по добыче, подготовке к производственному потреблению и переработке угля, урана, горючих сланцев. Однако дееспособность всей финансово-промышленной группы обеспечивается хорошо отлаженной системой финансового, логистического, маркетингового, информационного и коммуникационного обслуживания [81], то есть предприятиями делового сервиса.
В последние годы отраслевые структуры ФПГ (ТНК) претерпевают существенные изменения в сторону быстрого возрастания доли объединений сервисной ориентации за счет соответствующего уменьшения доли объединений производственного профиля. Необходимо сделать оговорку, что характеристику ориентации принято давать условно, так как в ФПГ взаимодействуют предприятия различных сфер воспроизводства. Принадлежность к тому или иному «сословию» дается по специализации головной компании. Так вот, изменения происходят за счет двух наиболее четко выраженных тенденций: разрастания компаний – провайдеров услуг и слияния нескольких товаропроизводителей под эгидой сервисных структур, чаще всего финансовых профилей – банков, трастов, страховых компаний. Ожидается, что к 2005 году отраслевая структура ТНК будет выглядеть следующим образом:
53% – в сфере производства товаров.
45% – в сфере производства услуг.
2% – в добывающей промышленности и сельском хозяйстве.
А к 2010 году показатели в сфере производства товаров и услуг поменяются местами.
В качестве примера интегрированных группировок в сфере профессионального обслуживания можно привести группу «Chase Manhattan Corporation».
Объединение «Chase Manhattan Corporation» включает в себя всемирно известный американский банк, который дал название всей группировке, две крупные страховые компании и 21 нефинансовую корпорацию, каждая из которых входит в число 100 крупнейших компаний-виолентов страны. Особенно бурное развитие группировки началось после слияния двух банков – гигантов: «Chase Manhattan Bank» и «Chemical Bank». Возглавляет иерархическую структуру финансово-промышленной группы банковская холдинговая компания. Модель структуры в отличие от предыдущего примера является горизонтально интегрированной. Среди нефинансовых корпораций имеются как лидеры товарного производства, так и лидеры сферы обслуживания. В группировку входят крупнейшие авиакомпании, железные дороги, авиастроительные предприятия, химические компании и даже фирмы розничной торговли.
Роль банков в создании ФПГ (ТНК), глобализации экономики и развитии сферы деловых услуг трудно переоценить. Они являются, по всей вероятности, наиболее мощной силой делового сервиса, которая предопределяет пути экономического прогресса на национальном и международном уровнях. Банки объединяют сервисные структуры и координируют деятельность по широкому спектру направлений профессионального обслуживания. Это в первую очередь:
Ссудо-сберегательная деятельность;
Траст, доверительное управление активами;
Торговля ценными бумагами;
Ипотека;
Факторинг;
Лизинг;
Операции с недвижимостью;
Страховое дело;
Выпуск кредитных карточек;
Консалтинг;
Информационное обеспечение и др.
Перспективность банковских и «околобанковских» группировок очевидна. Так называемые банковские холдинговые компании имеют ряд преимуществ по сравнению с самостоятельными банками. С точки зрения сервиса они предлагают значительно более широкий ассортимент услуг. Их доходность от реализуемых операций, в том числе небанковских, значительно выше, а риски вложений за счет их диверсификации существенно ниже, что обеспечивает бóльшую устойчивость таких объединений и защищенность от банкротства.
На практике и в законодательстве ряда стран принято выделять два вида банковских холдинговых компаний:
Однобанковкиие холдинги и
Многобанковские холдинги.
Оба вида холдингов важны и играют специфическую роль в макро- и микроэкономическом аспекте. Так, в Соединенных Штатах около 80% зарегистрированных холдинговых компаний контролирует один банк. В то же время многобанковские холдинговые компании значительно крупнее. Они аккумулируют около 70% суммарных банковских активов США. Американские специалисты сходятся во мнении, что именно многобанковские холдинговые компании являются основными стимуляторами общенациональных и интернациональных процессов. Вместе однобанковские и многобанковские холдинги в этой стране контролируют 2/3 из примерно 13 000 банков. При этом они координируют использование более 90% суммарных активов отрасли [36,203; 39].
Не менее поразительные открытия в области значимости делового сервиса в экономике и, в частности банков как провайдеров услуг в формировании национальных хозяйств и установлении нового мирового распределения сил предстанут перед нами, если проанализировать корпоративную структуру других передовых стран. Взять, например, Японию – самую развитую из азиатских стран и Германию, которую называют «локомотивом европейской индустрии».
Стержень национального хозяйства Японии на сегодняшний день образуют шесть гигантских универсальных финансово-промышленных групп: «Mitsubishi», «Sumitomo», «Mitsui», «Fuji», «Dai Ichi Kangyo» и «Sanwa». Совокупный объем продаж этих экоимперий составляет более 15% ВНП страны.
Особенность японских финансово-промышленных групп состоит в том, что они представляют собой неиерархические структуры с широким распространением перекрестного владения акциями (взаимное участие), то есть нечто среднее между «классическими» ФПГ и стратегическими альянсами. На рис. 14.3 дана обобщенная «стандартная» схема японской финансово-промышленной группы.
Как видно из рисунка ядро японских финансово-промышленных групп составляют головной банк и головная промышленная корпорация. Это два ключевых равноценных звена, вокруг которых формируется вся структура корпоративного объединения.
Сервисная составляющая, центром которой является головной банк, включает следующие «обязательные» элементы: торговую компанию («торговый дом»), страховую компанию (страховое общество), инвестиционную компанию.
Промышленная составляющая, центром которой является головная промышленная корпорация включает одно или несколько вертикально интегрированных промышленных объединений.
Все предприятия и организации связаны взаимным участием в капитале друг друга, а также специфическим финансированием с участием головного банка группы («кэйрецу-финансирование»).
Очевидно, что комментировать роль, значение и место делового сервиса в такой структуре ФПГ представляется излишним. Ответы: важнейшая роль, важнейшее значение, важнейшее место. На другие вопросы типа «В чем причина успеха японских компаний на рынке?», «Чем объясняется невероятная устойчивость японских компаний?, «Что является причиной конкурентных преимуществ японских компаний?» и т.п. все ответы также можно свести к одному – создание эффективной системы профессионального обслуживания, которая обеспечивает практически все функции внутренней и внешней жизнедеятельности корпоративных объединений в Японии и за ее пределами.
Сервисные
составляющие ФПГ
Промышленные
составляющие ФПГ
Дочерние промышленные предприятия
Рисунок 14.3 Структура взаимного участия японской ФПГ [36,184; Авт.]
Идя по возрастающей значимости сервисных структур и в частности банков в экономике той или иной страны и на международном уровне, рассмотрим ситуацию по обусловленной проблематике на примере Германии.
Анализируя структуру немецкой экономики, сразу обращает на себя внимание главенствующая роль банков. В сущности, они являются основным генератором формирования тесных хозяйственных связей в промышленности, торговле, сфере профессионального обслуживания. В Германии по различным причинам к настоящему времени сложилось такое положение, что банки представляют собой своеобразные межотраслевые штабы, управляющие жизнедеятельностью большинства предпринимательских субъектов страны и определяющие пути и формы развития экономики государства.
На основе собственного владения акциями, доверенностями на право голосования и акциями, принадлежащими своим многочисленным дочерним инвестиционным компаниям, немецким банкам удалось сконцентрировать в своих руках колоссальную власть. Они фактически контролируют деятельность всех ведущих открытых акционерных обществ Германии. Более 80% голосов на собраниях акционеров ОАО представлено банковскими структурами [36,181]. Обладание подавляющим большинством голосов позволяет банкам не только избирать нужных им членов наблюдательных советов, но и назначать «подходящих» руководителей предприятий, жестко контролировать процессы изменения уставов корпораций, определять основные направления корпоративной политики, поддерживать или блокировать реализацию тех или иных стратегий «марионеточных» компаний и фирм.
Как правило, вокруг немецких банков формируются разветвленные, широко диверсифицированные горизонтально интегрированные финансово-промышленные объединения. «Пупом» таких иерархий являются банки, с которыми тесно связана определенная группа очень крупных промышленно-торговых и торгово-сервисных корпораций. Каждая из этих корпораций, в свою очередь, является центром объединения большого количества крупных, средних и мелких фирм. Как и в Японии, в рамках немецких ФПГ распространено взаимоучастие компаний в капитале друг друга. Чаще всего это происходит в форме перекрестного владения акциями.
Наиболее крупными и влиятельными фигурами немецкой экономики и делового сервиса являются «Deutsche Bank», «Dresdner Bank» и «Commerzbank». Рассмотрим финансово-промышленную группу, возглавляемую «Deutsche Bank», которая представляет собой самое мощное межотраслевое корпоративное объединение в Германии и одну из ФПГ мирового масштаба.
Объединение «Deutsche Bank» является международной финансово-промышленной структурой горизонтально интегрированного типа. В ее составе преобладают продуценты, действующие в сфере обслуживания. На рис. 14.4 представлены лишь крупнейшие банки и компании, которые сгруппированы по шести основным направлениям.
С финансово-банковским блоком группы тесно связана крупнейшая в Германии страховая компания «Allianz».
Кроме различного рода финансовых институтов «Deutsche Bank AG» контролирует деятельность большого числа других сервисных, а также промышленных и торговых структур. Среди крупнейших из них можно назвать строительную фирму «Holzmann», торговый дом «Karstadt», металлургический концерн «Metallgesellshaft», автомобильный гигант «Daimler Benz».
Деятельность финансово-промышленной группы «Deutsche Bank» давно вышла за рамки Германии. Эта группа по праву считается одной из крупнейших многонациональных корпоративных объединений. Наибольшее внимание ФПГ «Deutsche Bank» уделяет американскому рынку. Основным способом интеграции в экономику США является установление контроля над крупными и очень крупными американскими компаниями. В последние годы в этом плане нашумели две «сделки ХХ века». Это приобретение «Daimler Benz» корпорации «Chrysler» и создание в связи с этим гигантской транснациональной корпорации «Daimler-Chrysler», а также приобретение крупнейшего американского банка «Bankers Trust Corporation», благодаря чему возник самый большой в мире международный финансовый институт.
Помимо трех китов Германии – ФПГ «Deutsche Bank», «Dresdner Bank» и «Commerzbank», которые возглавляют банковские структуры в стране существуют и вертикально интегрированные объединения, ядром которых являются корпорации промышленной ориентации. Лидером данного типа группировок выступает «Tyssen Oppenheim». Во главе финансово-промышленной группы стоит концерн «Tyssen», который основными отраслями своей специализации избрал стальной и угольный комплекс Германии. Система группировки представляет собой две гигантские иерархические холдинговые структуры. Однако и здесь не обошлось без провайдера. Объединяющим звеном двух ветвей данной ФПГ является головной банк – частный банкирский дом «Oppenheim». Кроме уполномоченных представителей семьи Тиссенов в наблюдательных советах обеих холдинговых компаний участвуют представители клана «Oppenheim». Даже в названии этого корпоративного объединения фигурируют обе «звездные» фамилии.
Банковскте структуры не случайно стали авангардом делового сервиса в создании ФПГ и ТНК (МНК). Их можно рассматривать в качестве системообразующих, многофункциональных элементов не только в рамках определенных корпоративных объединений, но и как национальный и межнациональный фактор, способствующий интеграции производительных сил на государственном и международном уровне. Современные провайдеры банковских услуг успешно совмещают в своей деятельности традиционные формы профессионального обслуживания клиентов с новыми моделями предложений и финансовыми инструментами, разрабатываемыми для повышения не только собственной конкурентоспособности, но и устойчивости своих клиентов. В той или иной мере стимулирование международной интеграции осуществляется всеми банками, но тон задают, конечно, те банковские структуры, которые соответствуют статусу международных, то есть имеющие свои подразделения в нескольких странах.
КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ |
ИПОТЕЧНЫЕ БАНКИ |
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ КОМПАНИИ | ЛИЗИНГОВЫЕ И ФАКТОРИНГОВЫЕ КОМПАНИИ | СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ И КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ ФИРМЫ | МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ КОМПАНИИ |
Deutsche Bank AG DB Berlin AG DB Lǜbeck AG DB Saar AG Banca d’America e d’ltalia S.p.A. Banco Commercial Transatlantico SA Banco de Montevideo H.Albert de Baru & Co. NV DB Asia Pacific Ltd. DB Australia Ltd. DB Austria AG DB Canada DB Luxembourg SA DB Suisse SA DB Moscow | Deutsche Central- Bodenkredit AG Frankfurter Hupo- thekenbank AG Lǜbecker Hupo- thekenbank AG Europaische Hupotheken-bank AG | Deutsche Asset Management GmbH Deutsche Gesellschaft fǜr Fondsverwaltung mbH DWS Deutsche Gesellschaft fǜr Wertpapiersparen mbH Deutsche Grundbesitz Anlagegesellschaft mbH Grunelius KG Privatbankiers Bain & Companu Ltd. DB Capital Corporation DB Capital Markets Ltd. DB Government Securities Inc. Morgan Grenfell Group pic | ALD AutoLeasing GmbH GEFA Gesellschaft fǜr Abatzfinanzierung mbH GEFA Leasing GmbH BAI Factoring S.p.A. Deutsche Gredit Corporation Leasing Bancotrans SA PT Euras Buana Leasing Indonesia | DB Bauspar AG Deutsche Beteiligungs-gesellschaf mbH DPE Deutsche Projectenwick- lungs-gesellschaft fǜr Grundvermoegen mbH Lebensversicherungs AG der Deutschen Bank Roland Berger & Partner Holding GmbH DB Morgan Grenfell GmbH Deutsche Gesellschaft fǜr Mittelstandsberatung mbH Immobiliengesellschaft der DB mbH | DB Finance NV DB Financial Inc. DB Netherlands BV DB Belgium France SA DB UK Finance pic |
Рисунок 14.4 Корпоративное объединение «Deutsche Bank» (финансово-банковские компании)
Среди основных направлений деятельности международных банков, которые способствуют развитию внешнеэкономических связей можно выделить следующие:
Финансирование международных экспортно-импортных операций;
Осуществление торговли иностранными валютами;
Проведение операций с иностранными ценными бумагами;
Привлечение займов и предоставление кредитов на рынках стран, охваченных системой обслуживания;
Организация и участие в международных синдицированных кредитах;
Проектное финансирование;
Осуществление международных переводов;
Реализация кредитно-депозитных операций в местных валютах;
Всестороннее консультирование своих клиентов, в первую очередь, из категории ТНК (МНК);
Информационное обеспечение клиентов по специфическим вопросам.
И все же банки являются не единственными представителями когорты провайдеров, активно участвующих в формировании финансово-промышленных групп и союзоподобных объединений. Хорошо зарекомендовали себя в качестве катализаторов страховые и трастовые компании, продуценты, действующие в области телекоммуникаций и строительства, транспортные и оптово-посреднические организации и многие другие категории сервисных структур.
Резюмировать затронутую тему, на наш взгляд, можно следующим выводом: независимо от того, какое положение занимают сервисные структуры в финансово-про-мышленной группе – выступают в качестве головной компании или вспомогательного интегрирующего подразделения, они играют важнейшую, определяющую роль в данной ФПГ (ТНК).
Определяющую, потому что, во-первых, выполняют системообразующую функцию в искомом корпоративном объединении, а, во-вторых, являясь организационным выражением локальной инфраструктуры и осуществляя соответствующую функциональную деятельность, продуценты деловых услуг создают необходимые условия для образования и, главное, дальнейшего развития финансово-промышленных группировок. Отсутствие необходимых условий ставит под сомнение не только эффективность деятельности и перспективы развития, но и само существование ФПГ (ТНК). Таким образом, наличие требуемых условий и источников их создания определяет реалии финансово-промышленных объединений. Это явно указывает на определяющую значимость делового сервиса независимо от особенностей и характеристик крупных диверсифицированных экосистем и холдинговых иерархий.
- Николайчук в.Е.
- Введение
- Концептуальные основы
- 1.2 Значение сферы деловых услуг
- 1.3 Сущность деловых услуг
- 1.4 Детерминанты целесообразности, предпосылки и условия развития деловых услуг
- Необходимые и достаточные условия развития деловых услуг
- 1.5 Факторы, влияющие на развитие деловых услуг
- Сервис как основной фактор перерождения и эффективного развития производителей на примере компании «ibm»
- Глава 2 рынок деловых услуг
- 2.1 Общая характеристика рынка деловых услуг
- 2.2 Регулирование сферы услуг
- 2.3 Перспективы развития сферы делового сервиса
- Глава 3 специфика услуг как товара
- 3.1 Характеристики услуг
- Неосязаемость (нематериальная форма) услуг.
- 3.2 Особенности услуг
- 3.3 Классификация деловых услуг
- Классификация типов деловых услуг по принципу целевого назначения
- Глава 4
- Принятый уровень качества
- 4.2 Роль и значение концептуальной базы в реализации маркетинга и менеджмента сервисных структур
- Опыт эффективного применения маркетинга в сфере деловых услуг на примере компании «Federal Express»
- Глава 5
- 5.2 Принцип компенсации и взаимодействие провайдеров в корпоративном сообществе
- 5.3 Особенности корпоративной политики виолентов
- 5.4 Преимущества и недостатки корпоративной политики патиентов
- 5.5 Специфика корпоративной политики коммутантов
- 5.6 Сущность корпоративной политики эксплерентов
- Следствия из теоретических обоснований открытия паркинсона
- Анатомия маркетинга
- Исследование специфики рынка услуг (территориального, отраслевого) и разработка концептуальной базы
- Изучение потребительской среды, сегментация клиентуры и разработка системы поведения на рынке
- Изучение конкурентной среды и разработка конкурентной политики
- Исследование товарного потенциала услуг, позиционирование и разработка товарной политики
- Исследование систем ценообразования и разработка ценовой политики в области профессионального обслуживания
- Изучение возможностей продвижения и организация процессов реализации деловых услуг
- Изучение специфики и формирование адаптивной системы маркетинговых коммуникаций в деловом сервисе
- Исследование внутренней среды и организация управления маркетингом услуг
- 6.2 Формирование маркетинговой информационной системы
- 6.3 Исследование рынка деловых услуг
- Глава 7
- Некоторые вопросы, заданные в ходе обследования, предпринятого «ат & т»
- 7.2 Сегментирование рынка деловых услуг
- 7.3 Поиск и создание ниши на рынке деловых услуг
- 7.4 Моделирование поведения потребителей деловых услуг
- Моделилирование поведения институциональных клиентов
- Моделилирование поведения деловых физических лиц (функционеров)
- Глава 8
- 3. Цены.
- 4. Система продвижения и коммуникаций.
- 5. Реализация-производство.
- 8.2 Позиционирование на рынке деловых услуг
- Конкурентоспособности модели предложения.
- Основные этапы позиционирования провайдера
- 8.3 Основные принципы и методы ведения конкурентной борьбы в сфере профессионального обслуживания
- 8.4 Конкурентные стратегии на рынке услуг
- Стратегии, направленные на сбалансирование или превосходство сильных сторон конкурентов
- Стратегии, направленные на использование слабостей конкурентов
- Стратегии, предусматривающие наступление одновременно по нескольким направлениям (фронтальное наступление)
- Стратегии, ориентированные на освоение незанятых и создание новых рынков.
- Стратегия отвлечения
- Партизанская война
- Стратегии упреждающих действий
- Стратегии создания препятствий
- Стратегии устрашения
- 8.5 Проблемы вторжения на рынок новых конкурентов
- Экономия на масштабах производства
- Невозможность доступа к технологиям и ноу-хау
- Повышенное проявление эффекта кривой «Обучение/Опыт»
- Привязанность клиентов к определенным производителям деловых услуг
- Высокая капиталоемкость
- Неравенство в издержках, не зависящее от вышеназванных факторов
- Политика регулирования центральными и местными органами управления
- Тарифы и нетарифные ограничения.
- Глава 9
- Продажи Продажи Продажи
- Продажи Продажи
- 9.2 Проблемы разработки новых моделей предложения в деловом сервисе
- 9.3 Управление качеством деловых услуг
- 9.4 Роль стратегий стандартизации и дифференциации в выборе товарной политики
- 9.5 Формирование системы удовлетворения жалоб и претензий
- Делаем ли мы все возможное, чтобы повысить ожидания потребителей?
- Глава 10
- Уровень и характер спроса на деловые услуги
- Конъюнктура, сложившаяся на отраслевом или территориальном рынках
- Конкуренция и состояние конкурентной среды
- Действующая система государственного регулирования ценообразования
- Затраты на продвижение, реализацию и производство услуг делового характера
- Целевые установки продуцента
- Этапы жизненного цикла услуг (моделей предложений)
- 10.2Система цен в деловом сервисе
- Тарифы грузового транспорта и связи.
- Цены на строительную продукцию.
- Тарифы и цены на другие услуги, оказываемые деловым потребителям.
- 10.3 Стратегии ценовой политики всфере профессионального обслуживания
- 1. Среда, в которой цены контролируются рынком.
- 2. Среда, в которой цены контролируются фирмой.
- 3. Конкурентная среда, в которой цены контролируют государственные и местные органы власти.
- Ценовые уровни
- Ценовая дискриминация
- Эластичность цен
- Дифференциация цен
- 10.4 Методы ценообразования на услуги делового характера
- Виды скидок к номинальным ценам (тарифам) на услуги делового характера:
- Виды наценок (надбавок) к номинальным ценам (тарифам) на деловые услуги.
- Глава 11
- 11.2 Специфика условий, форм, методов продвижения и реализации деловых услуг
- 11.3 Организация адресных (персональных) продаж в сфере профессионального обслуживания
- Намерения продавца по информационному обеспечению предполагаемых клиентов
- 11.4 Особенности телемаркетинга деловых услуг
- Контролируемый телемаркетинг
- Неконтролируемый телемаркетинг
- 11.5 Директ-мейл в деловом сервисе
- Глава 12
- Телевидение
- Журналы
- Наружная реклама
- 12.2 Интернет, как коммуникационный канал и как отрасль сферы обслуживания
- 12.3 Особенности рекламы
- 12.4 Рекламные подходы, используемые для
- 12.5 Специфика рекламных обращений
- 12.6 Паблик рилейшнз в деловом сервисе
- 1. Презентации, пресс-конференции, симпозиумы и т.П.
- 2. Финансирование общественно-полезных мероприятий.
- 3. Спонсорская деятельность.
- 4. Производство и широкое распространение фирменных сувениров.
- 5. Организация публикаций в прессе и подача материалов
- Глава 13
- 13.1 Способы стимулирования спроса
- 13.2 Стимулирование спроса путем
- 13.3 Значение сервисной (торговой) марки
- Глава 14
- 14.1 Партнерство в деловом сервисе
- 14.2 Создание стратегических альянсов
- 14.3 Значение деловых услуг
- 14.4 Роль кластеров в развитии и
- Глава 15
- 15.1 Особенности международного
- 15.2 Условия, определяющие
- 15.3 Факторы, влияющие на специфику
- 15.4 Обобщенная характеристика
- Великобритания
- Швейцария
- Германия
- Опыт международного маркетинга на примере «Citibank»
- Глава 16 управление маркетингом в сервисных структурах
- 16.1 Организация маркетинга на предприятии-продуценте деловых услуг
- 16.2 Маркетинговые подразделения сервисных структур
- Директор (зам. Директора) по маркетингу
- Отдел планирования и контроля маркетинга
- Отдел исследования рынка
- Служба информации
- Отдел рекламы и стимулирования спроса
- Служба паблик рилейшнз
- Отдел управления продвижением продукции на рынок (служба прямого маркетинга)
- Отдел управления заказами
- Отдел управления ассортиментом услуг
- Центр разработки новых услуг (моделей предложений)
- Отдел цен и ценообразования (отдел ценовой политики)
- Служба (отдел) обеспечения услуг материальной поддержкой
- Отдел сбыта (реализации)
- Отдел работы с жалобами и претензиями
- Служба подбора и обучения торгового персонала
- 16.3 Управление торговым и операционным персоналом всфере профессионального обслуживания
- 16.4 Деловая этика в маркетинге услуг
- Характеристика системы вознаграждений и поощрений компании «ibm»
- Глава 17 методы иллюстративного анализа в маркетинге деловых услуг
- 17.1 Сущность методов иллюстративного анализа
- 17.2Построение «паутины»
- Первый способ
- Второй способ
- Путь первый
- Путь второй
- 17.3 Позиционирование методом «паутина» и определение обобщающего критерия
- 17.4 Метод «корона»
- 17.5Метод «звезда»
- Заключение
- Значение коэффициента Пn для метода «Паутина»
- Значение коэффициента Kn для метода «Корона»
- Список использованых источников
- Содержание
- Часть II
- Глава 9. Особенности товарной политики
- Глава 10. Особенности ценовой политики
- Глава 11. Особенности продвижения и реализации
- Глава 12. Система маркетинговых коммуникаций
- Глава 13. Продвижение и реализация деловых услуг