Классификация типов деловых услуг по принципу целевого назначения
Производственные услуги (услуги производственного характера или подготовка продукции к производственному потреблению).
Строительство, инжиниринг и надзор за строительством.
Транспортно-экспедиционные услуги.
Лизинг технических средств.
Операции с недвижимостью (риэлтерские услуги).
Торгово-посреднические услуги (прямая оптовая торговля; биржевая торговля)
Услуги по организации материально-технического обеспечения (в т.ч. услуги по хранению) [74,265; 35].
Информационно-вычислительные услуги.
Связь (почтовая; телефонная; факсимильная; электронная)
Банковские услуги.
Страховые услуги.
Трастовые услуги.
Инвестиционные услуги.
Юридические услуги (регистрация и ликвидация предприятий; защита интересов в арбитраже; консультирование; разработка договоров и соглашений …).
Консультирование по вопросам управления (консалтинг).
Маркетинговые услуги (изучение рынка; продвижение на рынок –организация выставок, торгов, презентаций, переговоров; разработка маркетинговых планов, программ, технологий и др.).
Рекламные услуги.
Паблик рилейшнз.
Франчайзинг.
Коммерческие разработки и внедрение технических новшеств [21,12].
Предпродажные услуги.
Послепродажные услуги (диагностика, ремонт, обеспечение запасными частями, обучение использованию и пр.).
Бухгалтерские услуги (аудит; ведение бухгалтерской отчетности).
Услуги в сфере повышения квалификации (профессионально ориентированные образовательные услуги).
Медицинское обслуживание предприятий и организаций (профессиональное медицинское обслуживание).
Офисные (секретарские) услуги (копирование; печатание; стенографирование; отбор и комплектация документов) [21,12].
Услуги по охране и обеспечению безопасности (охрана предприятий, информации, товара, грузов…; обеспечение безопасности деятельности предприятий, деловых физических лиц, проведения мероприятий…).
Услуги по проведению корпоративной разведки и организации контрразведки (в том числе проведение деловых расследований).
Услуги по разрешению конфликтов [56,270].
Услуги по найму рабочей силы и подбору кадров.
Проведение различного рода экспертиз.
Геология и разведка недр (за исключением глубокого разведочного бурения) [52,11].
Услуги по картографии.
Научные услуги (проведение научных исследований по заказам).
Разработка программного обеспечения [15,584].
Правительственные (государственные) услуги [20,265].
Художественно-оформительские услуги (дизайн).
Эколого-очистительные услуги (удаление отходов; опыление полей; дезинфекция грызунов и насекомых; очистка территории, вод и атмосферы от мусора, загрязняющих веществ и радиации; посадка зеленых насаждений).
Индустрия делового гостеприимства (гостиничный и ресторанный деловой сервис, разработка программ и организация презентаций, а также отдыха деловых гостей и участников различных мероприятий).
Услуги по поддержанию чистоты (химчистка; стирка спецодежды работников предприятий, обмундирования армейских и иных силовых подразделений, а так же белья для гостиниц, ресторанов, детских садов, яслей, пансионатов …)
Услуги по проведению спортивных, культурных и иных мероприятий [20,265].
Услуги по организации переездов [55].
Прочие услуги.
Группа «прочие услуги» включает проведение различного рода других работ и операций, которые могут быть выполнены для деловых потребителей в сфере профессионального обслуживания.
Изучение системы структуризации деловых услуг и соответствующих рынков показывает, что существует еще одна иерархическая ветвь, интерес к которой в теории и практике с развитием делового сервиса неуклонно возрастает.
Некоторые типы услуг, могут объединяться через свои отраслевые направления и формировать специализированные межотраслевые и межтиповые блоки профессионального обслуживания.
Например, банковские, страховые, трастовые, инвестиционные и некоторые другие отраслевые комплексы услуг образуют в целом блок финансового сервиса.
Организация материально-технического обеспечения, транспортно-экспедицион-ные, торгово-посреднические и производственные услуги совместно с формами предпродажного и послепродажного обслуживания включаются в блок логистического сервиса.
Отраслевые группировки, включающие информационно-вычислительные услуги, разработку программ [21,11], связь и некоторые другие услуги формируют блок информационного сервиса.
Маркетинговые услуги, консультирование по вопросам управления, реклама, паблик рилейшнз, франчайзинг, а также коммерческие разработки по внедрению технических новшеств совместно с некоторыми отраслевыми направлениями предпродажного и послепродажного обслуживания в комплексе представляют собой блок маркетингового сервиса.
Юридические услуги, охрана, обеспечение безопасности, проведение корпоративной разведки и организация контрразведки, а также услуги по разрешению конфликтов образуют блок правового сервиса.
Во время международных переговоров и в процессе либерализации торговли используется классификация ГАТТ/ВТО, включающая более 600 разновидностей услуг. Данная классификация основана на международной стандартизированной промышленной классификации, принятой Организацией Объединенных Наций и признаваемой в большинстве стран мира
Стоит упомянуть, что до начала 90-х годов существовал еще один, так называемый, восточно-европейский подход к классификации деловых услуг по принципу целевого назначения. В СССР в период командно-административного управления экономикой сложилось другое представление о структуре сферы услуг делового характера. Большая часть вышеперечисленных типов услуг вообще отсутствовали (например, маркетинговые, бухгалтерские, консалтинговые услуги, услуги по обеспечению безопасности и ряд др.). Многие виды услуг не являлись самостоятельным видом деятельности, а включались как составная часть в конкретное материальное или нематериальное производство. В связи с тем, что в производственно-хозяйственной деятельности без некоторых видов услуг нельзя было обойтись, государству приходилось создавать для этого специализированные структуры. Они занимались «обслуживанием» общенародного хозяйственного комплекса десятки лет прежде, чем возникла потребность в упрощенной структуризации деловых услуг. За основу были взяты зарубежные подходы. Классификация деловых услуг была разработана НИИМСом Госснаба СССР и Институтом рационализации торговли средствами производства ГДР (ИРАП). Она стала применяться лишь с 1975 года. В основу классификации был положен все тот же универсальный принцип целевого назначения.
В результате услуги по этому принципу в статистической отчетности были подразделены на пять групп:
Производственные услуги (услуги производственного характера).
Транспортно-экспедиционные услуги.
Прокат или выдача во временное пользование машин, механизмов, оборудования, аппаратуры и приборов (аренда технических средств) из специальных пунктов.
Информационно-посреднические услуги.
Прочие услуги.
Эти и некоторые другие виды услуг (строительство, связь) включали в материальное производство. Иные (банковские услуги, страхование, наука и научное обслуживание, повышение квалификации и т.д.) относили к нематериальной сфере, то есть рассматривались как непроизводственные. Результаты деятельности в данных областях не учитывались в совокупном общественном продукте и национальном доходе страны. Большая часть отраслей сферы услуг делового характера финансировалась из государственного бюджета. При этом выделение средств осуществлялось обычно по остаточному признаку.
Бурное развитие услуг делового характера началось в конце 80-х, начале 90-х годов, когда было резко сокращено государственное финансирование, осуществлен ряд мероприятий по перестройке народного хозяйства, возникли рыночные отношения и различные формы собственности, когда на постсоветском пространстве образовалась группа независимых государств.
С тех пор много сделано и делается для всесторонней интеграции экономики стран СНГ в общемировую экономическую систему. Этого же требует объективный процесс развития рыночных отношений. Исходя из данных предпосылок, целесообразно детализировать изучение сферы делового сервиса, придерживаясь международной классификации деловых услуг.
Международные организации, отражая специфику своей деятельности, прибегают к различным подходам по группировке рассматриваемой товарной категории. Например в Мировом банке используют расширительные критерии, которые включают и движение дохода [20,266]. Услуги делятся на:
Факторные услуги (factor services) – платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам);
Нефакторные услуги (non-factor services) – остальные виды услуг (транспорт, деловые и личные поездки и прочие нефинансовые услуги).
Это деление особенно важно для обсуждения проблем и осуществления процессов регулирования международной торговли услугами в рамках ГАТТ/ВТО, которые концентрируются преимущественно на нефакторных услугах.
В международном бизнесе предоставление услуг очень часто происходит одновременно с продажей материальных товаров или осуществлением инвестиций в какую-либо страну. Поэтому в соответствии со способами оказания услуг потребителям данную продукцию делят на:
Услуги, связанные с инвестициями (investment-related services), например, банковские, производственные и др.
Услуги, связанные с торговлей (trade-related services) – транспортировка, страхование и пр.
Услуги, связанные одновременно с инвестициями и торговлей (trade-and-investment-related services) – связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, личные, культурные и рекреационные услуги.
В теории и практике маркетинга существует деление услуг делового характера и по некоторым другим признакам. Так, в теории, статистическом учете и в макроэкономическом управлении поддерживается деление услуг по принципу экономического содержания [49,7; 50,59]. По этому принципу они образуют два класса:
Услуги материального характера (материальные услуги).
Услуги нематериального характера (нематериальные услуги).
К первым относятся услуги, непосредственно связанные с воздействием на продукцию, имеющую материально-вещественную форму, то есть на ее сохранение, доставку, подготовку к производственному потреблению и проч.
Ко вторым относятся услуги чисто функционального действия. Например: консультирование, реклама, предоставление информации, проведение маркетинговых исследований и другие.
На практике очень широко распространено субъективное деление услуг по принципу обязательности предоставления:
Основные (обязательные, базовые) услуги.
Дополнительные (добровольные, периферийные) услуги.
В таком делении имеется ряд недостатков, так как провайдерами и их клиентами в понятия основные (обязательные) и дополнительные (добровольные) услуги вкладывается свой, часто различный смысл. Поэтому деление услуг на «основные» и «дополнительные» имеет довольно условный характер и применяется лишь на локальном уровне, а точнее, конкретными продуцентами деловых услуг.
В то же время такое деление имеет свои преимущества с точки зрения маркетинга и менеджмента, особенно в области регулирования производственно-экономических отношений. Данная классификация проста и удобна в пользовании. Поэтому на практике наряду с классификацией по целевому назначению одновременно часто используется классификация и по искомому признаку.
Вышеназванные принципы являются основными в процессе изучения деловых услуг и наиболее распространенными на практике. Однако при необходимости можно использовать множество других подходов. Например, услуги можно классифицировать:
По степени контакта с клиентами;
По степени регулирования законодательными и нормативными актами;
По трудоемкости производства;
По требуемому уровню квалификации;
По сегментам клиентуры;
По оперативности предоставления (выполнения);
По технологическому признаку (в какой степени для оказания услуги применяются технические средства) и другим критериям.
- Николайчук в.Е.
- Введение
- Концептуальные основы
- 1.2 Значение сферы деловых услуг
- 1.3 Сущность деловых услуг
- 1.4 Детерминанты целесообразности, предпосылки и условия развития деловых услуг
- Необходимые и достаточные условия развития деловых услуг
- 1.5 Факторы, влияющие на развитие деловых услуг
- Сервис как основной фактор перерождения и эффективного развития производителей на примере компании «ibm»
- Глава 2 рынок деловых услуг
- 2.1 Общая характеристика рынка деловых услуг
- 2.2 Регулирование сферы услуг
- 2.3 Перспективы развития сферы делового сервиса
- Глава 3 специфика услуг как товара
- 3.1 Характеристики услуг
- Неосязаемость (нематериальная форма) услуг.
- 3.2 Особенности услуг
- 3.3 Классификация деловых услуг
- Классификация типов деловых услуг по принципу целевого назначения
- Глава 4
- Принятый уровень качества
- 4.2 Роль и значение концептуальной базы в реализации маркетинга и менеджмента сервисных структур
- Опыт эффективного применения маркетинга в сфере деловых услуг на примере компании «Federal Express»
- Глава 5
- 5.2 Принцип компенсации и взаимодействие провайдеров в корпоративном сообществе
- 5.3 Особенности корпоративной политики виолентов
- 5.4 Преимущества и недостатки корпоративной политики патиентов
- 5.5 Специфика корпоративной политики коммутантов
- 5.6 Сущность корпоративной политики эксплерентов
- Следствия из теоретических обоснований открытия паркинсона
- Анатомия маркетинга
- Исследование специфики рынка услуг (территориального, отраслевого) и разработка концептуальной базы
- Изучение потребительской среды, сегментация клиентуры и разработка системы поведения на рынке
- Изучение конкурентной среды и разработка конкурентной политики
- Исследование товарного потенциала услуг, позиционирование и разработка товарной политики
- Исследование систем ценообразования и разработка ценовой политики в области профессионального обслуживания
- Изучение возможностей продвижения и организация процессов реализации деловых услуг
- Изучение специфики и формирование адаптивной системы маркетинговых коммуникаций в деловом сервисе
- Исследование внутренней среды и организация управления маркетингом услуг
- 6.2 Формирование маркетинговой информационной системы
- 6.3 Исследование рынка деловых услуг
- Глава 7
- Некоторые вопросы, заданные в ходе обследования, предпринятого «ат & т»
- 7.2 Сегментирование рынка деловых услуг
- 7.3 Поиск и создание ниши на рынке деловых услуг
- 7.4 Моделирование поведения потребителей деловых услуг
- Моделилирование поведения институциональных клиентов
- Моделилирование поведения деловых физических лиц (функционеров)
- Глава 8
- 3. Цены.
- 4. Система продвижения и коммуникаций.
- 5. Реализация-производство.
- 8.2 Позиционирование на рынке деловых услуг
- Конкурентоспособности модели предложения.
- Основные этапы позиционирования провайдера
- 8.3 Основные принципы и методы ведения конкурентной борьбы в сфере профессионального обслуживания
- 8.4 Конкурентные стратегии на рынке услуг
- Стратегии, направленные на сбалансирование или превосходство сильных сторон конкурентов
- Стратегии, направленные на использование слабостей конкурентов
- Стратегии, предусматривающие наступление одновременно по нескольким направлениям (фронтальное наступление)
- Стратегии, ориентированные на освоение незанятых и создание новых рынков.
- Стратегия отвлечения
- Партизанская война
- Стратегии упреждающих действий
- Стратегии создания препятствий
- Стратегии устрашения
- 8.5 Проблемы вторжения на рынок новых конкурентов
- Экономия на масштабах производства
- Невозможность доступа к технологиям и ноу-хау
- Повышенное проявление эффекта кривой «Обучение/Опыт»
- Привязанность клиентов к определенным производителям деловых услуг
- Высокая капиталоемкость
- Неравенство в издержках, не зависящее от вышеназванных факторов
- Политика регулирования центральными и местными органами управления
- Тарифы и нетарифные ограничения.
- Глава 9
- Продажи Продажи Продажи
- Продажи Продажи
- 9.2 Проблемы разработки новых моделей предложения в деловом сервисе
- 9.3 Управление качеством деловых услуг
- 9.4 Роль стратегий стандартизации и дифференциации в выборе товарной политики
- 9.5 Формирование системы удовлетворения жалоб и претензий
- Делаем ли мы все возможное, чтобы повысить ожидания потребителей?
- Глава 10
- Уровень и характер спроса на деловые услуги
- Конъюнктура, сложившаяся на отраслевом или территориальном рынках
- Конкуренция и состояние конкурентной среды
- Действующая система государственного регулирования ценообразования
- Затраты на продвижение, реализацию и производство услуг делового характера
- Целевые установки продуцента
- Этапы жизненного цикла услуг (моделей предложений)
- 10.2Система цен в деловом сервисе
- Тарифы грузового транспорта и связи.
- Цены на строительную продукцию.
- Тарифы и цены на другие услуги, оказываемые деловым потребителям.
- 10.3 Стратегии ценовой политики всфере профессионального обслуживания
- 1. Среда, в которой цены контролируются рынком.
- 2. Среда, в которой цены контролируются фирмой.
- 3. Конкурентная среда, в которой цены контролируют государственные и местные органы власти.
- Ценовые уровни
- Ценовая дискриминация
- Эластичность цен
- Дифференциация цен
- 10.4 Методы ценообразования на услуги делового характера
- Виды скидок к номинальным ценам (тарифам) на услуги делового характера:
- Виды наценок (надбавок) к номинальным ценам (тарифам) на деловые услуги.
- Глава 11
- 11.2 Специфика условий, форм, методов продвижения и реализации деловых услуг
- 11.3 Организация адресных (персональных) продаж в сфере профессионального обслуживания
- Намерения продавца по информационному обеспечению предполагаемых клиентов
- 11.4 Особенности телемаркетинга деловых услуг
- Контролируемый телемаркетинг
- Неконтролируемый телемаркетинг
- 11.5 Директ-мейл в деловом сервисе
- Глава 12
- Телевидение
- Журналы
- Наружная реклама
- 12.2 Интернет, как коммуникационный канал и как отрасль сферы обслуживания
- 12.3 Особенности рекламы
- 12.4 Рекламные подходы, используемые для
- 12.5 Специфика рекламных обращений
- 12.6 Паблик рилейшнз в деловом сервисе
- 1. Презентации, пресс-конференции, симпозиумы и т.П.
- 2. Финансирование общественно-полезных мероприятий.
- 3. Спонсорская деятельность.
- 4. Производство и широкое распространение фирменных сувениров.
- 5. Организация публикаций в прессе и подача материалов
- Глава 13
- 13.1 Способы стимулирования спроса
- 13.2 Стимулирование спроса путем
- 13.3 Значение сервисной (торговой) марки
- Глава 14
- 14.1 Партнерство в деловом сервисе
- 14.2 Создание стратегических альянсов
- 14.3 Значение деловых услуг
- 14.4 Роль кластеров в развитии и
- Глава 15
- 15.1 Особенности международного
- 15.2 Условия, определяющие
- 15.3 Факторы, влияющие на специфику
- 15.4 Обобщенная характеристика
- Великобритания
- Швейцария
- Германия
- Опыт международного маркетинга на примере «Citibank»
- Глава 16 управление маркетингом в сервисных структурах
- 16.1 Организация маркетинга на предприятии-продуценте деловых услуг
- 16.2 Маркетинговые подразделения сервисных структур
- Директор (зам. Директора) по маркетингу
- Отдел планирования и контроля маркетинга
- Отдел исследования рынка
- Служба информации
- Отдел рекламы и стимулирования спроса
- Служба паблик рилейшнз
- Отдел управления продвижением продукции на рынок (служба прямого маркетинга)
- Отдел управления заказами
- Отдел управления ассортиментом услуг
- Центр разработки новых услуг (моделей предложений)
- Отдел цен и ценообразования (отдел ценовой политики)
- Служба (отдел) обеспечения услуг материальной поддержкой
- Отдел сбыта (реализации)
- Отдел работы с жалобами и претензиями
- Служба подбора и обучения торгового персонала
- 16.3 Управление торговым и операционным персоналом всфере профессионального обслуживания
- 16.4 Деловая этика в маркетинге услуг
- Характеристика системы вознаграждений и поощрений компании «ibm»
- Глава 17 методы иллюстративного анализа в маркетинге деловых услуг
- 17.1 Сущность методов иллюстративного анализа
- 17.2Построение «паутины»
- Первый способ
- Второй способ
- Путь первый
- Путь второй
- 17.3 Позиционирование методом «паутина» и определение обобщающего критерия
- 17.4 Метод «корона»
- 17.5Метод «звезда»
- Заключение
- Значение коэффициента Пn для метода «Паутина»
- Значение коэффициента Kn для метода «Корона»
- Список использованых источников
- Содержание
- Часть II
- Глава 9. Особенности товарной политики
- Глава 10. Особенности ценовой политики
- Глава 11. Особенности продвижения и реализации
- Глава 12. Система маркетинговых коммуникаций
- Глава 13. Продвижение и реализация деловых услуг