1.5 Факторы, влияющие на развитие деловых услуг
На процесс развития сферы делового сервиса влияет множество факторов, которые можно свести в три укрупненные группы. Это:
Эволюционные факторы.
Они имеют постоянно действующий характер. Сюда включается:
Характер развития материально-нематериального производства.
Форма общественного строя и характер социально-экономических отношений.
Урбанизация человеческой культуры (с точки зрения развития цивилизации).
Экономия ресурсов, времени, усилий.
Масштабы и текущая направленность научно-технического прогресса.
Эти и некоторые другие факторы изначально и всегда определяют пути развития деловых услуг, их структуру и многие качественные параметры на глобальном (мировом) уровне.
Стратегические факторы.
Данная группа факторов также относится к глобальным, однако, их действие рассматривается на более низком уровне – экономике отдельных стран или группы государств.
В результате интеграции сферы производства и сферы обращения усложняются взаимные связи, усиливается специализация, кооперация, диверсификация производственно-хозяйственной деятельности. Сохраняя внутреннюю сущность, происходит постепенное приближение характера развития деловых услуг к характеру развития материального производства. На этой основе усиливается воспроизводственная взаимоза-висимость обеих сфер экономики, стирание отраслевых и территориальных границ между ними.
На характер и динамику развития деловых услуг в значительной степени влияют следующие стратегические факторы:
Степень разнообразия форм собственности в экономике.
Отраслевая структура общественного воспроизводства.
Уровень общественного разделения труда.
Интеграция в сфере внешнеэкономических отношений.
Действие большинства факторов эволюционного и стратегического порядка будет в той или иной мере освещено применительно к разным аспектам развития деловых услуг, их маркетингу и менеджменту. Здесь же стоит сказать несколько слов о степени разнообразия форм собственности в экономике. Данный фактор имеет стратегическое значение, как минимум, с двух позиций. Во-первых, многоукладная экономика позволяет заполнить все поры в ткани социально-экономических отношений, предоставить производителям, потребителям и различного рода посредникам большой выбор альтернатив в самом широком смысле. С этой позиции стратегическая ценность данного фактора состоит в том, что в сфере профессионального обслуживания гарантируется постоянная деловая активность участников рынка. Степень данной активности, конечно, зависит от структуры форм собственности, но в любом случае макроэкономические результаты всегда прогрессивны и имеют тенденцию к улучшению.
Во-вторых, разнообразие форм собственности рано или поздно приводит к преобладанию частного капитала в экономике. Чем раньше это случится, особенно по отношению к деловому сервису, тем лучшие стратегические перспективы можно ожидать. Хорошим примером этому служит США. По мнению самих американских экспертов, их страна стала передовой во многом благодаря созданию развитой инфраструктуры – сфере профессионального обслуживания, в которой приоритетными являются транспортные, коммуникационные и финансовые отрасли деловых услуг. Причем подчеркивается тот факт, что среди продуцентов этих услуг, а также среди производителей энергоресурсов подавляющее большинство составляют частные хозяйственные структуры. Это является безотказным стимулом для инвестиций и инноваций. Частный, а не государственный капитал сделал американскую инфраструктуру самой передовой в мире, которая продолжает развиваться.
Все остальные факторы, характеризующиеся локальным масштабом и кратким временным периодом действия, относятся к третьей группе – текущие факторы. Рассмотрим некоторые из них.
В первую очередь следует отметить чисто прагматические факторы – дешевизну и качество деловых услуг по сравнению с самообслуживанием. И то, и другое преимущество сервисные структуры достигают путем использования более интенсивного труда, внедрения специализированного оборудования, экономии на масштабах деятельности и организации менеджмента. У продуцентов деловых услуг выше также интенсивность использования капитала, ориентированного на выполнение инфраструктурной деятельности, существенно лучше система информационного обеспечения этой деятельности и комплексная система контроля.
Следует отметить, что действие текущих факторов может оказывать очень сильное и прямое позитивное или негативное влияние на развитие услуг. Особенно активны в этом смысле законодательные и конкурентные факторы.
Например, расширению и качественному улучшению сферы профессионального обслуживания инвестиционных процессов США способствовало решение Комиссии по ценным бумагам и биржам, принятое в 1975 г., которое отменяло ряд ограничений на конкуренцию между продуцентами финансовых услуг. В связи с этим, занимавшие прочные позиции инвестиционные компании почувствовали реальную угрозу со стороны брокеров, предлагающих более дешевые услуги. Чтобы сохранить свои прибыли они вынуждены были существенно улучшить качество и значительно расширить ассортимент услуг и набор моделей предложений. Так, компания «Merrill Lunch» предложила новую систему управления счетами, которая обеспечила фирмам-клиентам и предприимчивым гражданам доступ к широкому кругу финансовых инструментов, получение льготных ссуд и кредитных карточек. Её система стала примером одной из самых успешных систем финансового обслуживания, обеспечив только в 1990 г. инвестиции на сумму 210 млрд. долл. [2,403].
Законодательные корректировки деятельности авиакомпаний и телефонной отрасли также открыли широкие возможности для производителей и потребителей услуг. К примеру, крупнейшая американская телефонная компания «АТ & Т», испытывая конкуренцию в области международных переговоров со стороны «МСI» и «Sprint», а в области производства телефонного оборудования – со стороны иностранных фирм, вынуждена была в срочном порядке искать новые возможности быстрого роста и сохранения за собой лидирующих позиций. Компания посчитала перспективным освоить сферу финансовых услуг. Она руководствовалась тем, что её 70 млн. клиентов – это огромный ресурс, который надо использовать до конца. В связи с этим была привлечена компания «Universal» для разработки кредитной карточки, предназначенной для того, чтобы клиенты «АТ & Т» могли рассчитываться за телефонные переговоры, обеды и получать деньги в банкоматах. Реклама «Universal» была проведена во время телевизионной трансляции с кинофестиваля, посвященному присуждению премии «Оскар». Благодаря ей, только за один вечер было получено 70 000 заказов. Через одиннадцать месяцев число держателей карточек превысило миллион [2,403].
Серьезным фактором текущего характера, определяющим пути и формы развития в первую очередь деловых услуг является иностранная конкуренция. В качестве иллюстрации можно привести такой пример. Компания «General Electric» стала испытывать острую конкуренцию со стороны японских фирм. Поэтому было принято решение перейти от выпуска телевизоров и небольших бытовых приборов к оказанию услуг и разработке новых технологий – страхованию и автоматизации производства. Крупнейшая и авторитетнейшая компания США «General Electric» обоснованно считает более прибыльным продавать деловые услуги, а не товары [2,403].
Большое влияние на развитие деловых услуг оказывает психологический фактор. На многих предприятиях и в организациях менеджеры и чиновники уже избегают заниматься второстепенными с их точки зрения делами, даже если они могут быть хорошо выполнены без привлечения чьей-либо помощи.
Майкл Портер акцентирует внимание на таком психологическом «подфакторе» как сфокусированность на клиенте. Его убедительные доводы следует процитировать: «Специализированная фирма может нанять и обучить персонал лучше, использовать более продуктивные методы, лучшее оборудование и исполнять заказы дешевле и качественнее. Специализированная фирма сосредотачивает все своё внимание на сервисной деятельности, являющейся второстепенным делом для компаний, предоставляющих услуги (очевидно, речь идет о дополнительных услугах в моделях предложений – прим. авт.) наряду с профильными операциями, что, кстати, проявляется и в статусе её соответствующих работников. Независимый исполнитель услуг сам приспосабливает любой аспект цепочки ценности к конкретной услуге.
Под давлением интенсивной конкуренции многим фирмам становится все труднее оправдывать неэффективную и непроизводительную работу своих департаментов, занимающихся предоставлением услуг. Услуги эти исполняются фирмой, как правило, с помощью собственных технологий, приспособлены к её специфическим задачам и требуют сложной координации с другой деятельностью. По мере того, как специализированные сервисные фирмы приобретали опыт, а связь делалась все более быстрой и надежной, трудности ведения дел с продавцами услуг со стороны уменьшались, и всё больше компаний признавали выгоды сотрудничества с такими фирмами.» [56,274].
Действие всего этого комплекса факторов приводит к тому, что для каждого этапа экономического развития характерна своя модель производственной, коммерческой, финансовой и информационной инфраструктуры.
Показательными примерами изменения стратегических и текущих воздействующих факторов, которые повлекли серьезные преобразования в сфере делового сервиса, являются Украина, Россия и др. страны СНГ.
До начала 1992 года в странах бывшего Советского Союза сфера делового сервиса фактически находилась под полным контролем государственных центральных и местных органов управления. Темпы и направления развития зависели не столько от экономических предпосылок, сколько от политических решений. В таких условиях родилось понятие «наш ненавязчивый сервис», под которым подразумевалось его низкое качество, слабый ассортимент, грубость, обман. Нормы зарубежной организации системы профессионального обслуживания были недоступны. И хотя по некоторым показателям (например, протяженность железных дорог или количество единиц тяжелого грузового автотранспорта и т.д.) СССР входил в число «передовиков» среди промышленно развитых стран, в целом сфера услуг оставляла желать лучшего.
Перекосы в развитии деловых услуг были вызваны неэффективной планово-адми-нистративной формой управления. Обоснования, на которые опиралось централизованное и местное руководство при формировании национальной и региональных систем делового сервиса, были односторонними и упрощенными до примитивности. Они выражали интересы государственного аппарата управления и свидетельствовали о его неспособности адекватно реагировать на динамичность социально-экономических отношений.
При формировании системы деловых услуг не брались во внимание многие важнейшие объективные факторы. Например, не учитывался фактор стремления к производственно-экономической независимости потребителей. Многие промышленные предприятия и организации, даже при очевидной выгоде для себя, не спешили ликвидировать собственные вспомогательные подразделения по производственному, транспортному и т.д. самообслуживанию, чтобы не попасть в зависимость от обслуживающих организаций, большинство которых были искусственными монополиями с безответственным отношением к потребителям. Таким образом, проявлялся фактор недоверия.
Кроме того, выпадал из внимания тот факт, что потребность в тех или иных видах услуг возникает не постоянно, а периодически, часто даже спонтанно. Что на потребность эту влияют экономические и производственные факторы, которые очень часто меняются в зависимости от динамики внешних и внутренних условий.
При развитии некоторых важных видов деловых услуг (например, услуг производственного характера) не учитывались большие транспортные расходы, которые возрастали по мере удаления от цехов, участков и организаций, специализирующихся на оказании данного типа услуг. Для многих потребителей фактор транспортных расходов играет важную роль, особенно для малых и средних предприятий при выборе ими форм поведения и при принятии в каждом конкретном случае соответствующих решений (купить услугу или заняться самообслуживанием).
Помимо этого в результате проводимых автором в тот период конкретных обследований неоднократно выяснялось, что многие предприятия не могли воспользоваться желаемыми видами услуг, так как не смотря на более низкую себестоимость производства в специализированных сервисных структурах централизовано устанавливаемые им расценки и тарифы часто значительно превышали стоимость аналогичных работ и операций, осуществляемых в процессе самообслуживания.
В связи с этим потребители занимали позицию выжидания и выполняли многие непрофильные вспомогательные работы и операции собственными силами или обращались за помощью к другим предприятиям, предлагая им натуральный обмен.
В настоящее время на развитие систем деловых услуг в Украине и России воздействует ряд факторов как отрицательного, так и положительного характера.
Факторы отрицательного действия.
Слабая информированность предприятий и организаций о действующей системе услуг делового характера. Отсутствие единой информационно поисковой системы.
Спад и нестабильность производства.
Высокая динамичность нормативно-правовой базы, в том числе налогообложения. Отсутствие многих нормативных актов, регулирующих правовые отношения в сфере профессионального обслуживания и, как следствие этого, возникновение ряда деструктивных и конфликтных ситуаций.
Заинтересованность потребителей в получении многих видов услуг сдерживается высокими ценами (например: высокими транспортными тарифами; значительными затратами на связь; большими расходами на получение необходимой информации и т.д.). Это касается как мелких и средних потребителей, которые не имеют достаточно средств, так и крупных предприятий, имеющих средства, но предпочитающих самообслуживание по причине более низкой себестоимости работ и операций в сравнении с ценами (тарифами) ряда сервисных структур.
На предприятиях и в организациях практически нет служб или ответственных лиц, постоянно и профессионально занимающихся изучением потребностей и собственного потенциала с позиций возможности и необходимости получения и предоставления услуг делового характера.
Отсутствие комплексности услуг.
Важным побудительным мотивом для потенциальных потребителей является желание получить максимально больший комплекс деловых услуг в одном месте от одного юридического лица. К сожалению, многие услуги, которые могли бы быть выполнены в одном комплексе одним субъектом, пока производятся раздельно разными сервисными структурами.
Факторы положительного действия.
Возникновение ряда биржевых, информационных и рекламных структур повышает и упорядочивает информированность предприятий и организаций о рынке деловых услуг: конъюнктуре, производителях, ассортименте, ценах, условиях и т.д.
Создаются локальные базы данных, которые в перспективе могут стать основными элементами более широких информационно-поисковых систем и сетей.
Помимо ярко выраженного стремления свободных товаропроизводителей к экономии материальных, финансовых, энергетических, трудовых и интеллектуальных ресурсов, усиливается в этом плане заинтересованность государственных предприятий, которые пока еще составляют значительную часть экономики указанных стран.
Борьба за выживание в рыночных условиях требует постоянно искать способы снижения себестоимости выпускаемой продукции или выполняемых работ.
Поиск путей рационализации деятельности обязывает предприятия более внимательно относиться к услугам, которые им предлагают предприятия делового сервиса.
Стремление использовать в хозяйственной деятельности оборудование, машины, механизмы и в целом материально-техническую базу на полную мощность.
В связи с этим многие предприятия и организации готовы активно включиться в формирующуюся систему услуг и предоставлять для ее развития и, конечно, собственного обогащения, имеющиеся в наличии собственные производственные мощности, транспорт, информационные базы данных, квалифицированные кадры и т.д.
Значительные изменения в структуре форм собственности.
Возникновение, наряду с государственной, коллективной, частной и смешанной форм собственности обусловливает формирование многоукладной экономики. На сегодняшний день во многих отраслях и регионах уже образовалась конкурентная среда. Все большее число производителей начинают уважать интересы потребителей, пытаться понять их, использовать в своей деятельности маркетинговые методы.
Многие предприятия и организации неожиданно для себя выясняют, что даже в условиях жестокого экономического кризиса, спада производства и недостатка ресурсов при умелом ведении дела можно развиваться самим и помогать другим.
Очень быстрое развитие типовой и ассортиментной структуры деловых услуг.
Рыночные отношения вызвали потребности, которые раньше не возникали. Идет процесс формирования социально-экономического заказа и одновременно механизма его удовлетворения. Создается развитая, соответствующая современным требованиям рыночная инфраструктура, субъекты которой осваивают новые типы и виды услуг делового характера. Накапливается опыт. Образуются новые профильные и отраслевые рынки. Государственные центральные и местные органы власти все чаще поощряют и все реже регулируют развитие сферы профессионального обслуживания путем прямого административного вмешательства.
Участие иностранного капитала в развитии сферы услуг.
Данный фактор можно рассмотреть подробнее на примере Украины.
К сожалению, из имеющейся статистической информации, трудно выбрать данные, относящиеся к профессиональной или потребительской сферам обслуживания. Обычно в статистических источниках приводятся совокупные показатели, но даже на основе них можно сделать определенные выводы.
Заинтересованность в иностранных инвестициях отмечается с обеих сторон – руководства, предпринимательства Украины и зарубежных деловых кругов. Повышение активности происходит, начиная с 1994 г. Однако Украина представляет собой тот классический сказочный случай, когда курочку (иностранных инвесторов), несущую золотые яйца, стали резать раньше времени. Неблагоприятные условия, которые выражаются в непоследовательности государственного регулирования и низких гарантиях в отношении иностранных инвестиций в сферу профессионального обслуживания, сдерживают приток зарубежного капитала. В некоторых отраслях (торговля и коммерческая деятельность) происходит даже отток средств, так необходимых для формирования производственно-коммерческой инфраструктуры (табл. 1.4; 1.5).
Таблица 1.4 Прямые иностранные инвестиции в Украину
по отраслям сферы обслуживания (млн. долл.)* [77,100]
Отрасли народного хозяйства |
Иностранные инвестиции на конец 1994 г. | Прирост иностранных инвестиций за год | Всего на начало | ||
1995 | 1996 | 1997 | 1998 | ||
Транспорт и связь | 18,9 | 12,1 | 13,5 | 43,7 | 88,2 |
Строительство и стройматериалы | 20,4 | 7,6 | 41,1 | 79,8 | 148,97 |
Торговля и коммер- ческая деятельность |
67,8 |
162,2 |
257,4 |
-87,1 |
400,3 |
Финансы, кредит, страхование | 11.4 | 43,8 | 15,5 | 103,4 | 174,1 |
Всего | 118,5 | 225,7 | 327,5 | 139,8 | 811,5 |
* – данные приведены по профессиональной и потребительской сферам обслуживания.
Таблица 1.5 Прямые иностранные инвестиции в Украину
по отраслям сферы обслуживания (%)* [77,100-101]
Отрасли экономики | Удельный вес отраслевого объема прямых иностранных инвестиций (на конец года) в их общем объеме, % | |||
1994 | 1995 | 1996 | 1997 | |
Всего | 100 | 100 | 100 | 100 |
из них: |
|
|
|
|
Транспорт и связь | 3,9 | 3,5 | 3,1 | 4,0 |
Строительство и промыш- ленность строительных материалов |
4,2 |
3,1 |
4,9 |
6,0 |
Торговля и коммерческая деятельность |
14,0 |
25,7 |
34,4 |
18,0 |
Финансы, кредит, страхование | 2,4 | 6,2 | 5,0 | 7,0 |
Всего сфера услуг | 24,5 | 38,5 | 47,4 | 35,0 |
* – данные приведены по профессиональной и потребительской сферам обслуживания.
Несмотря на коллизии, совместными усилиями правительства, национальных и иностранных инвесторов удается не только поддерживать, но и развивать ключевые для экономики отрасли сферы услуг. Особая активность с обеих сторон проявляется в последние годы. Доля основных отраслей и доля самой сферы услуг в структуре капитальных вложений в Украине после экономического спада периода становления (1990 – 1993 гг.) стала с 1994 года постепенно повышаться (табл. 1.6).
Таблица 1.6 Доля некоторых отраслей сферы услуг
в структуре капитальных вложений в Украине (%)* [77,99]
Показатели | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 |
Капитальные вложения всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Транспорт и связь | 10 | 7 | 7 | 6 | 7 | 9 | 12 | 12,9 | 16,5 |
Строительство | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1,7 | 2,2 |
| 13 | 10 | 10 | 8 | 9 | 10 | 14 | 14,6 | 18,7 |
* – данные приведены по профессиональной и потребительской сферам обслуживания.
В качестве резюме уместно еще раз процитировать М. Портера, который подчеркивает роль приватизационного фактора развития услуг и указывает на неспособность властей даже экономически высокоразвитых государств, в том числе и США самостоятельно управлять сложнейшей сферой обслуживания: «Широко признается неэффективность государственных учреждений. Во многих сервисных отраслях отмечалось большое стремление к тому, чтобы разрешить частным компаниям войти в состав отрасли и ощутить их растущие эффективность и блага конкуренции. Консервативные взгляды, распространившиеся за последние десятилетия во многих странах дали важный толчок в этом направлении. В числе отраслей, где приватизация распространена наиболее широко, – уборка мусора, средства телекоммуникации, здравоохранение, образование и даже управление тюрьмами и исправительными учреждениями. Приватизация способна не только улучшить обслуживание, снизить стоимость услуг, повысить их качество, но и содействовать интернационализации сферы услуг.» [56,275].
Приложение к Гл.1
- Николайчук в.Е.
- Введение
- Концептуальные основы
- 1.2 Значение сферы деловых услуг
- 1.3 Сущность деловых услуг
- 1.4 Детерминанты целесообразности, предпосылки и условия развития деловых услуг
- Необходимые и достаточные условия развития деловых услуг
- 1.5 Факторы, влияющие на развитие деловых услуг
- Сервис как основной фактор перерождения и эффективного развития производителей на примере компании «ibm»
- Глава 2 рынок деловых услуг
- 2.1 Общая характеристика рынка деловых услуг
- 2.2 Регулирование сферы услуг
- 2.3 Перспективы развития сферы делового сервиса
- Глава 3 специфика услуг как товара
- 3.1 Характеристики услуг
- Неосязаемость (нематериальная форма) услуг.
- 3.2 Особенности услуг
- 3.3 Классификация деловых услуг
- Классификация типов деловых услуг по принципу целевого назначения
- Глава 4
- Принятый уровень качества
- 4.2 Роль и значение концептуальной базы в реализации маркетинга и менеджмента сервисных структур
- Опыт эффективного применения маркетинга в сфере деловых услуг на примере компании «Federal Express»
- Глава 5
- 5.2 Принцип компенсации и взаимодействие провайдеров в корпоративном сообществе
- 5.3 Особенности корпоративной политики виолентов
- 5.4 Преимущества и недостатки корпоративной политики патиентов
- 5.5 Специфика корпоративной политики коммутантов
- 5.6 Сущность корпоративной политики эксплерентов
- Следствия из теоретических обоснований открытия паркинсона
- Анатомия маркетинга
- Исследование специфики рынка услуг (территориального, отраслевого) и разработка концептуальной базы
- Изучение потребительской среды, сегментация клиентуры и разработка системы поведения на рынке
- Изучение конкурентной среды и разработка конкурентной политики
- Исследование товарного потенциала услуг, позиционирование и разработка товарной политики
- Исследование систем ценообразования и разработка ценовой политики в области профессионального обслуживания
- Изучение возможностей продвижения и организация процессов реализации деловых услуг
- Изучение специфики и формирование адаптивной системы маркетинговых коммуникаций в деловом сервисе
- Исследование внутренней среды и организация управления маркетингом услуг
- 6.2 Формирование маркетинговой информационной системы
- 6.3 Исследование рынка деловых услуг
- Глава 7
- Некоторые вопросы, заданные в ходе обследования, предпринятого «ат & т»
- 7.2 Сегментирование рынка деловых услуг
- 7.3 Поиск и создание ниши на рынке деловых услуг
- 7.4 Моделирование поведения потребителей деловых услуг
- Моделилирование поведения институциональных клиентов
- Моделилирование поведения деловых физических лиц (функционеров)
- Глава 8
- 3. Цены.
- 4. Система продвижения и коммуникаций.
- 5. Реализация-производство.
- 8.2 Позиционирование на рынке деловых услуг
- Конкурентоспособности модели предложения.
- Основные этапы позиционирования провайдера
- 8.3 Основные принципы и методы ведения конкурентной борьбы в сфере профессионального обслуживания
- 8.4 Конкурентные стратегии на рынке услуг
- Стратегии, направленные на сбалансирование или превосходство сильных сторон конкурентов
- Стратегии, направленные на использование слабостей конкурентов
- Стратегии, предусматривающие наступление одновременно по нескольким направлениям (фронтальное наступление)
- Стратегии, ориентированные на освоение незанятых и создание новых рынков.
- Стратегия отвлечения
- Партизанская война
- Стратегии упреждающих действий
- Стратегии создания препятствий
- Стратегии устрашения
- 8.5 Проблемы вторжения на рынок новых конкурентов
- Экономия на масштабах производства
- Невозможность доступа к технологиям и ноу-хау
- Повышенное проявление эффекта кривой «Обучение/Опыт»
- Привязанность клиентов к определенным производителям деловых услуг
- Высокая капиталоемкость
- Неравенство в издержках, не зависящее от вышеназванных факторов
- Политика регулирования центральными и местными органами управления
- Тарифы и нетарифные ограничения.
- Глава 9
- Продажи Продажи Продажи
- Продажи Продажи
- 9.2 Проблемы разработки новых моделей предложения в деловом сервисе
- 9.3 Управление качеством деловых услуг
- 9.4 Роль стратегий стандартизации и дифференциации в выборе товарной политики
- 9.5 Формирование системы удовлетворения жалоб и претензий
- Делаем ли мы все возможное, чтобы повысить ожидания потребителей?
- Глава 10
- Уровень и характер спроса на деловые услуги
- Конъюнктура, сложившаяся на отраслевом или территориальном рынках
- Конкуренция и состояние конкурентной среды
- Действующая система государственного регулирования ценообразования
- Затраты на продвижение, реализацию и производство услуг делового характера
- Целевые установки продуцента
- Этапы жизненного цикла услуг (моделей предложений)
- 10.2Система цен в деловом сервисе
- Тарифы грузового транспорта и связи.
- Цены на строительную продукцию.
- Тарифы и цены на другие услуги, оказываемые деловым потребителям.
- 10.3 Стратегии ценовой политики всфере профессионального обслуживания
- 1. Среда, в которой цены контролируются рынком.
- 2. Среда, в которой цены контролируются фирмой.
- 3. Конкурентная среда, в которой цены контролируют государственные и местные органы власти.
- Ценовые уровни
- Ценовая дискриминация
- Эластичность цен
- Дифференциация цен
- 10.4 Методы ценообразования на услуги делового характера
- Виды скидок к номинальным ценам (тарифам) на услуги делового характера:
- Виды наценок (надбавок) к номинальным ценам (тарифам) на деловые услуги.
- Глава 11
- 11.2 Специфика условий, форм, методов продвижения и реализации деловых услуг
- 11.3 Организация адресных (персональных) продаж в сфере профессионального обслуживания
- Намерения продавца по информационному обеспечению предполагаемых клиентов
- 11.4 Особенности телемаркетинга деловых услуг
- Контролируемый телемаркетинг
- Неконтролируемый телемаркетинг
- 11.5 Директ-мейл в деловом сервисе
- Глава 12
- Телевидение
- Журналы
- Наружная реклама
- 12.2 Интернет, как коммуникационный канал и как отрасль сферы обслуживания
- 12.3 Особенности рекламы
- 12.4 Рекламные подходы, используемые для
- 12.5 Специфика рекламных обращений
- 12.6 Паблик рилейшнз в деловом сервисе
- 1. Презентации, пресс-конференции, симпозиумы и т.П.
- 2. Финансирование общественно-полезных мероприятий.
- 3. Спонсорская деятельность.
- 4. Производство и широкое распространение фирменных сувениров.
- 5. Организация публикаций в прессе и подача материалов
- Глава 13
- 13.1 Способы стимулирования спроса
- 13.2 Стимулирование спроса путем
- 13.3 Значение сервисной (торговой) марки
- Глава 14
- 14.1 Партнерство в деловом сервисе
- 14.2 Создание стратегических альянсов
- 14.3 Значение деловых услуг
- 14.4 Роль кластеров в развитии и
- Глава 15
- 15.1 Особенности международного
- 15.2 Условия, определяющие
- 15.3 Факторы, влияющие на специфику
- 15.4 Обобщенная характеристика
- Великобритания
- Швейцария
- Германия
- Опыт международного маркетинга на примере «Citibank»
- Глава 16 управление маркетингом в сервисных структурах
- 16.1 Организация маркетинга на предприятии-продуценте деловых услуг
- 16.2 Маркетинговые подразделения сервисных структур
- Директор (зам. Директора) по маркетингу
- Отдел планирования и контроля маркетинга
- Отдел исследования рынка
- Служба информации
- Отдел рекламы и стимулирования спроса
- Служба паблик рилейшнз
- Отдел управления продвижением продукции на рынок (служба прямого маркетинга)
- Отдел управления заказами
- Отдел управления ассортиментом услуг
- Центр разработки новых услуг (моделей предложений)
- Отдел цен и ценообразования (отдел ценовой политики)
- Служба (отдел) обеспечения услуг материальной поддержкой
- Отдел сбыта (реализации)
- Отдел работы с жалобами и претензиями
- Служба подбора и обучения торгового персонала
- 16.3 Управление торговым и операционным персоналом всфере профессионального обслуживания
- 16.4 Деловая этика в маркетинге услуг
- Характеристика системы вознаграждений и поощрений компании «ibm»
- Глава 17 методы иллюстративного анализа в маркетинге деловых услуг
- 17.1 Сущность методов иллюстративного анализа
- 17.2Построение «паутины»
- Первый способ
- Второй способ
- Путь первый
- Путь второй
- 17.3 Позиционирование методом «паутина» и определение обобщающего критерия
- 17.4 Метод «корона»
- 17.5Метод «звезда»
- Заключение
- Значение коэффициента Пn для метода «Паутина»
- Значение коэффициента Kn для метода «Корона»
- Список использованых источников
- Содержание
- Часть II
- Глава 9. Особенности товарной политики
- Глава 10. Особенности ценовой политики
- Глава 11. Особенности продвижения и реализации
- Глава 12. Система маркетинговых коммуникаций
- Глава 13. Продвижение и реализация деловых услуг