Великобритания
Великобритания стала своеобразным инкубатором для многих отраслей делового сервиса. Английские производители услуг уже достаточно долгий период занимают прочные позиции в страховании, аукционной торговле, управлении денежными операциями, международном правовом обслуживании, информационном обеспечении и в различных областях консультационных услуг.
Великобритания остается в числе ведущих мировых провайдеров в области транспортного обслуживания. Особенно конкурентоспособными отраслями являются грузовые морские и воздушные перевозки.
Огромные колониальные связи, бурное развитие промышленности и всеобщая грамотность населения, которой могла похвастаться страна, еще начиная с ХIХ в. способствовали тому, что английский язык стал международным языком бизнеса. Значимость этого фактора трудно переоценить. Для реализации международного маркетинга и менеджмента в деловом сервисе он играет для Великобритании системообразующую роль.
Чтобы вести активную внешнеэкономическую деятельность, данная страна имеет все предпосылки. Одной из важнейших является создание мощной внутренней индустриальной базы, которая поддерживается «тремя китами»: высокоразвитой, предельно диверсифицированной промышленностью; широко разветвленной и многоуровневой инфраструктурой; наличием и умелым использованием огромных капиталов, которые концентрировались в Англии, веками стекаясь со всего мира.
Функциональная инфраструктура и управление капиталами относятся к системе профессионального обслуживания, которая продолжает не только эффективно работать на удовлетворение внутренних потребностей Великобритании, но и поддерживает её позиции в мировой экономике. Однако, несмотря на обладание одним из крупнейших в мире промышленных комплексов, страна шаг за шагом, отрасль за отраслью постепенно уступает лидерство в мировом сообществе. НТП и развитие социально-экономических отношений постоянно требуют серьезных структурных преобразований. Те отраслевые соотношения, которые казались оптимальными 100, 50, 20 и даже 10 лет назад в настоящее уже не являются таковыми. Ограниченность природных и людских ресурсов, смена приоритетов в предпринимательской деятельности, перемещение «точки тяжести» деловых интересов в область удовлетворения нематериальных потребностей все более актуализирует для Великобритании проблему выбора перспектив дальнейшего экономического развития. Как известно, нельзя одновременно гнаться за двумя зайцами – за объемами материального и нематериального производства. Похоже, что этот выбор определился лишь недавно, но зато правильно – в пользу последнего.
В настоящее время бóльшая часть инвестиций делается в совершенствование производственной (в узком смысле), транспортной, финансовой, коммуникационной и торговой инфраструктуры. Этому способствует еще один важнейший фактор – удачное географическое расположение Великобритании. Много десятков лет благодаря уникальной транспортной коммуникационности страна служила плацдармом для осуществления широкомасштабной колониальной экспансии, трамплином для миллионов эмигрантов, бегущих из стран Европы в Америку, Австралию, Южную Африку и другие части света. И теперь она является своеобразным соединительным мостом между экономиками ряда европейских стран и большого числа государств мира. Основные товарные, финансовые, информационные потоки продолжают течь по руслам, когда-то проложенными, а ныне самоотверженно укрепляемыми английскими предпринимателями, финансистами, торговцами. Многие из них проходят непосредственно через Великобританию, а ее столица – Лондон, превратилась в деловую «Мекку» международного бизнеса и политики. «Святые места Маммоны» требуют жертв. И они приносятся в виде капиталовложений в сферу профессионального обслуживания. С каждым годом растет относительная доля доходов страны, получаемым по международным операциям обслуживающего характера. Великобритания находится в числе тех передовых стран, которые задают тон экономической окраске современных международных профессиональных отношений.
Внутренний товарный рынок страны характеризуется как очень объемный и необычайно широко сегментированный. Поэтому для промышленных отраслей имеются достаточно хорошие условия, чтобы поддерживать себя в «боевой форме». Межотраслевые кластеры хорошо интегрированы как по вертикали, так и по горизонтали. Это позволяет Великобритании наряду с развитием традиционных направлений «чисто» профессионального обслуживания специализироваться на мировых рынках по тем сегментам, которые сейчас модно называть «сложным бизнесом». Таким образом, происходит мимикрия экономики Великобритании под мировую экономику. Нельзя сказать, что она проходит безболезненно, но по сравнению с другими странами Великобритания находится в значительно лучшем положении. Судя по истории, она сумеет воспользоваться данным обстоятельством и в наступившем новом тысячелетии, которое, по мнению аналитиков, станет эпохой услуг, останется на ведущих ролях международных экономических взаимоотношений.
В тоже время некоторые специалисты отмечают усиление действия отрицательных факторов, которые могут притормозить уверенную поступь Великобритании. Речь идет о снижении уровня качества высшего образования и охвата им населения. Кроме того, все больше проявляется тенденция на его гуманизацию [56,537]. «Физики» бьют тревогу, что «лирики» побеждают. Высказывается опасение, что в условиях необратимого процесса повышения наукоемкости производства товаров и услуг потеря страной конкурентных преимуществ в подготовке технических специалистов может обернуться большими неприятностями. Уже сейчас в Великобритании по ряду инженерных профессий отмечается нехватка или низкий уровень подготовки специалистов. Процент студентов, изучающих технические дисциплины, ниже, чем в других передовых странах [Там же]. Всем известная природная изобретательность англичан уже не очевидна. По прагматичности научно-технические достижения Великобритании бледнеют на фоне США, Японии, Германии, Швеции и некоторых других стран. Все чаще приходится приглашать нужных специалистов из-за рубежа.
Положение можно было бы поправить, если бы этот упадок не распространялся на среднее образование. Все чаще встречаются публикации о низкой квалификации английских учителей. Регулярно проводимые в стране исследования показывают несостоятельность сокращенных программ обучения [Там же]. Однако кардинальных мер на общегосударственном уровне пока не предпринимается. Если так пойдет и дальше, то это может привести к тому, что в мировом сообществе страна-производитель товарной продукции превратится в страну-потребителя, а из страны-провайдера услуг в страну-клиента.
Английские экономисты в области макроэкономики отмечают еще один тревожный сигнал, который касается конкурентоспособности сервисных структур Великобритании в борьбе за международные рынки. Проблема звучит противоречиво, но имеет реальные основания. Её суть в том, что отсутствие неблагоприятных факторов является само по себе важнейшим неблагоприятным фактором.
В период становления промышленности и национальной экономики стране не хватало многих полезных ископаемых, которые нужно было завозить. Поиск внешних источников и их освоение послужили причинами (наряду с политическими и некоторыми другими) проведения широкомасштабной колониальной политики. Это дало толчок развитию целого комплекса отраслей профессионального обслуживания: транспортировки грузов, торговли, банковского дела, страхования, связи, хозяйственной юриспруденции, консалтинга и др. – тех, в которых сегодня сильны позиции Великобритании на международных рынках. Стремление к снижению затратной части производства товаров и услуг стимулировало англичан к осуществлению различных открытий, изобретений, к разработке новых технологий и систем менеджмента. Ресурсная часть потребностей экономики и общества была очень велика и долгое время продолжала расти. Чтобы её обеспечить (удовлетворить) потребовалось создать и постоянно совершенствовать деловую инфраструктуру. Однако времена меняются. НТП, возрастающая производительность труда, предельная рационализация производства и потребления, изменение мотиваций, а также другие процессы привели к тому, что материальная доля в потребительских пакетах отдельных людей, предприятий и страны стала неуклонно снижаться. Обеспечивающая инфраструктура почувствовала шаткость национальных материальных опор. Неблагоприятные факторы, которые катализировали индустриализацию страны, потеряли свою былую значимость. Потенциал делового сервиса требовал переориентации. Однако «сытая жизнь» и привычка к слабой в прошлом международной конкуренции сыграли с сервисными структурами Великобритании злую шутку. Пока они, пользуясь тесными экономическими и политическими связями с бывшими территориями Британской империи по выражению М. Портера «снимали сливки» с прежних рыночных позиций [56], другие страны успели экономически окрепнуть, захватить инициативу в новых отраслях профессионального обслуживания и на многочисленных новых зарубежных рынках услуг. Даже бывшие колонии (теперь суверенные государства) начинают активно включаться в международный бизнес-сервис, представляя для метрополии конкурентную опасность.
Уместно отметить, что хозяйственные связи, а если проанализировать шире, то и система экономических отношений имеет, так называемую, «системную память». Долгие годы сохраняются личные контакты между предпринимателями. Многие организации, стараясь сохранить или возобновить старые традиции возобновляют партнерские отношения. Этот фактор – «системная память» хорошо известен в бизнесе и давно используется в маркетинге и менеджменте. На международном уровне активнее всех на нем «делают деньги» именно английские сервисные структуры. Очень часто победа в конкурентной борьбе на зарубежных рынках достается им лишь благодаря этой самой памяти. Но поколения меняются, рано или поздно все уходит в прошлое. Формируются иные условия, иная международная среда, в которой усиливается действие новых сил. Архаичность экономических связей начинает раздражать «молодых, да ранних» деловых клиентов, большинство из которых, прежде, чем «остепениться» переживает период новаторства. Чтобы привлечь внимание таких заказчиков необходимо использовать современные маркетинговые методы и нетрадиционные подходы. А в этом-то как раз и проявляют слабость «брит(ан)оголовые» провайдеры деловых услуг. Многие из них, избегая риска, разучились вести маркетинговые войны. Из богатого арсенала оружия, который можно использовать в конкурентной борьбе английские сервисные структуры скатились до ценового инструментария. Как отмечает М. Портер «Постепенно многие английские отрасли производства вынуждены были конкурировать лишь в области цен, предлагая устаревшую или менее качественную продукцию и технологию» [56,539].
Вероятно, краски несколько сгущены. Великобритания по прежнему «на коне», только с рыси перешла на шаг, давая этому «коню» – деловому сервису отдохнуть и набрать сил – перестроится. Ранее отмечалось, что в развитие сферы профессионального обслуживания страна вкладывает бóльшую часть средств. Приоритетными являются телекоммуникации и научные разработки. По величине расходов (частных и государственных) по этим направлениям Великобритания попадает в первую пятерку стран мира. Особенно перспективной представляется область оказания научных услуг. Более мощной научной базы, которая создана в Англии, трудно найти. Даже США, Япония и Германия уходят от прямой конкуренции, специализируясь на тех научных направлениях делового сервиса, которые не «вредят» английским коллегам. Благо таких направлений достаточно много. Несмотря на недостатки в системе высшего и среднего образования, Великобритания остается одним из центров сосредоточения цвета мировой науки.
- Николайчук в.Е.
- Введение
- Концептуальные основы
- 1.2 Значение сферы деловых услуг
- 1.3 Сущность деловых услуг
- 1.4 Детерминанты целесообразности, предпосылки и условия развития деловых услуг
- Необходимые и достаточные условия развития деловых услуг
- 1.5 Факторы, влияющие на развитие деловых услуг
- Сервис как основной фактор перерождения и эффективного развития производителей на примере компании «ibm»
- Глава 2 рынок деловых услуг
- 2.1 Общая характеристика рынка деловых услуг
- 2.2 Регулирование сферы услуг
- 2.3 Перспективы развития сферы делового сервиса
- Глава 3 специфика услуг как товара
- 3.1 Характеристики услуг
- Неосязаемость (нематериальная форма) услуг.
- 3.2 Особенности услуг
- 3.3 Классификация деловых услуг
- Классификация типов деловых услуг по принципу целевого назначения
- Глава 4
- Принятый уровень качества
- 4.2 Роль и значение концептуальной базы в реализации маркетинга и менеджмента сервисных структур
- Опыт эффективного применения маркетинга в сфере деловых услуг на примере компании «Federal Express»
- Глава 5
- 5.2 Принцип компенсации и взаимодействие провайдеров в корпоративном сообществе
- 5.3 Особенности корпоративной политики виолентов
- 5.4 Преимущества и недостатки корпоративной политики патиентов
- 5.5 Специфика корпоративной политики коммутантов
- 5.6 Сущность корпоративной политики эксплерентов
- Следствия из теоретических обоснований открытия паркинсона
- Анатомия маркетинга
- Исследование специфики рынка услуг (территориального, отраслевого) и разработка концептуальной базы
- Изучение потребительской среды, сегментация клиентуры и разработка системы поведения на рынке
- Изучение конкурентной среды и разработка конкурентной политики
- Исследование товарного потенциала услуг, позиционирование и разработка товарной политики
- Исследование систем ценообразования и разработка ценовой политики в области профессионального обслуживания
- Изучение возможностей продвижения и организация процессов реализации деловых услуг
- Изучение специфики и формирование адаптивной системы маркетинговых коммуникаций в деловом сервисе
- Исследование внутренней среды и организация управления маркетингом услуг
- 6.2 Формирование маркетинговой информационной системы
- 6.3 Исследование рынка деловых услуг
- Глава 7
- Некоторые вопросы, заданные в ходе обследования, предпринятого «ат & т»
- 7.2 Сегментирование рынка деловых услуг
- 7.3 Поиск и создание ниши на рынке деловых услуг
- 7.4 Моделирование поведения потребителей деловых услуг
- Моделилирование поведения институциональных клиентов
- Моделилирование поведения деловых физических лиц (функционеров)
- Глава 8
- 3. Цены.
- 4. Система продвижения и коммуникаций.
- 5. Реализация-производство.
- 8.2 Позиционирование на рынке деловых услуг
- Конкурентоспособности модели предложения.
- Основные этапы позиционирования провайдера
- 8.3 Основные принципы и методы ведения конкурентной борьбы в сфере профессионального обслуживания
- 8.4 Конкурентные стратегии на рынке услуг
- Стратегии, направленные на сбалансирование или превосходство сильных сторон конкурентов
- Стратегии, направленные на использование слабостей конкурентов
- Стратегии, предусматривающие наступление одновременно по нескольким направлениям (фронтальное наступление)
- Стратегии, ориентированные на освоение незанятых и создание новых рынков.
- Стратегия отвлечения
- Партизанская война
- Стратегии упреждающих действий
- Стратегии создания препятствий
- Стратегии устрашения
- 8.5 Проблемы вторжения на рынок новых конкурентов
- Экономия на масштабах производства
- Невозможность доступа к технологиям и ноу-хау
- Повышенное проявление эффекта кривой «Обучение/Опыт»
- Привязанность клиентов к определенным производителям деловых услуг
- Высокая капиталоемкость
- Неравенство в издержках, не зависящее от вышеназванных факторов
- Политика регулирования центральными и местными органами управления
- Тарифы и нетарифные ограничения.
- Глава 9
- Продажи Продажи Продажи
- Продажи Продажи
- 9.2 Проблемы разработки новых моделей предложения в деловом сервисе
- 9.3 Управление качеством деловых услуг
- 9.4 Роль стратегий стандартизации и дифференциации в выборе товарной политики
- 9.5 Формирование системы удовлетворения жалоб и претензий
- Делаем ли мы все возможное, чтобы повысить ожидания потребителей?
- Глава 10
- Уровень и характер спроса на деловые услуги
- Конъюнктура, сложившаяся на отраслевом или территориальном рынках
- Конкуренция и состояние конкурентной среды
- Действующая система государственного регулирования ценообразования
- Затраты на продвижение, реализацию и производство услуг делового характера
- Целевые установки продуцента
- Этапы жизненного цикла услуг (моделей предложений)
- 10.2Система цен в деловом сервисе
- Тарифы грузового транспорта и связи.
- Цены на строительную продукцию.
- Тарифы и цены на другие услуги, оказываемые деловым потребителям.
- 10.3 Стратегии ценовой политики всфере профессионального обслуживания
- 1. Среда, в которой цены контролируются рынком.
- 2. Среда, в которой цены контролируются фирмой.
- 3. Конкурентная среда, в которой цены контролируют государственные и местные органы власти.
- Ценовые уровни
- Ценовая дискриминация
- Эластичность цен
- Дифференциация цен
- 10.4 Методы ценообразования на услуги делового характера
- Виды скидок к номинальным ценам (тарифам) на услуги делового характера:
- Виды наценок (надбавок) к номинальным ценам (тарифам) на деловые услуги.
- Глава 11
- 11.2 Специфика условий, форм, методов продвижения и реализации деловых услуг
- 11.3 Организация адресных (персональных) продаж в сфере профессионального обслуживания
- Намерения продавца по информационному обеспечению предполагаемых клиентов
- 11.4 Особенности телемаркетинга деловых услуг
- Контролируемый телемаркетинг
- Неконтролируемый телемаркетинг
- 11.5 Директ-мейл в деловом сервисе
- Глава 12
- Телевидение
- Журналы
- Наружная реклама
- 12.2 Интернет, как коммуникационный канал и как отрасль сферы обслуживания
- 12.3 Особенности рекламы
- 12.4 Рекламные подходы, используемые для
- 12.5 Специфика рекламных обращений
- 12.6 Паблик рилейшнз в деловом сервисе
- 1. Презентации, пресс-конференции, симпозиумы и т.П.
- 2. Финансирование общественно-полезных мероприятий.
- 3. Спонсорская деятельность.
- 4. Производство и широкое распространение фирменных сувениров.
- 5. Организация публикаций в прессе и подача материалов
- Глава 13
- 13.1 Способы стимулирования спроса
- 13.2 Стимулирование спроса путем
- 13.3 Значение сервисной (торговой) марки
- Глава 14
- 14.1 Партнерство в деловом сервисе
- 14.2 Создание стратегических альянсов
- 14.3 Значение деловых услуг
- 14.4 Роль кластеров в развитии и
- Глава 15
- 15.1 Особенности международного
- 15.2 Условия, определяющие
- 15.3 Факторы, влияющие на специфику
- 15.4 Обобщенная характеристика
- Великобритания
- Швейцария
- Германия
- Опыт международного маркетинга на примере «Citibank»
- Глава 16 управление маркетингом в сервисных структурах
- 16.1 Организация маркетинга на предприятии-продуценте деловых услуг
- 16.2 Маркетинговые подразделения сервисных структур
- Директор (зам. Директора) по маркетингу
- Отдел планирования и контроля маркетинга
- Отдел исследования рынка
- Служба информации
- Отдел рекламы и стимулирования спроса
- Служба паблик рилейшнз
- Отдел управления продвижением продукции на рынок (служба прямого маркетинга)
- Отдел управления заказами
- Отдел управления ассортиментом услуг
- Центр разработки новых услуг (моделей предложений)
- Отдел цен и ценообразования (отдел ценовой политики)
- Служба (отдел) обеспечения услуг материальной поддержкой
- Отдел сбыта (реализации)
- Отдел работы с жалобами и претензиями
- Служба подбора и обучения торгового персонала
- 16.3 Управление торговым и операционным персоналом всфере профессионального обслуживания
- 16.4 Деловая этика в маркетинге услуг
- Характеристика системы вознаграждений и поощрений компании «ibm»
- Глава 17 методы иллюстративного анализа в маркетинге деловых услуг
- 17.1 Сущность методов иллюстративного анализа
- 17.2Построение «паутины»
- Первый способ
- Второй способ
- Путь первый
- Путь второй
- 17.3 Позиционирование методом «паутина» и определение обобщающего критерия
- 17.4 Метод «корона»
- 17.5Метод «звезда»
- Заключение
- Значение коэффициента Пn для метода «Паутина»
- Значение коэффициента Kn для метода «Корона»
- Список использованых источников
- Содержание
- Часть II
- Глава 9. Особенности товарной политики
- Глава 10. Особенности ценовой политики
- Глава 11. Особенности продвижения и реализации
- Глава 12. Система маркетинговых коммуникаций
- Глава 13. Продвижение и реализация деловых услуг