logo search
1_Osnovy_menedzhmenta-1_1

18.Понятие и значение мотивации. Потребности персонала и процесс мотивации. Мотивация и стимулирование труда. Роль менеджера в формировании мотивации работников.

Эффективное управление человеческими ресурсами, включающее их мотивацию, является одной из важнейших функций менеджмента. Моти­вация рассматривается как совокупность внутренних и внешних движу­щих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности, придают ей направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

Потребности персонала и процесс мотивации. С понятием мотива­ции тесно связаны понятия нужды и потребностей. В общем понимании — нужда - это острый недостаток чего-либо. Нужда затрагивает только биологическую сторону человека, она не осмыслена, и не окультурена.

Потребность — объективное состояние нужды в чем-либо, нужды чего-либо.

На основании возникших потребностей, под влиянием личностных особенностей, сложившейся ситуации, формируются мотивы, вызываю­щие активность, стремление к деятельности. Мотив — это психологиче­ская причина, побуждающая человека к действиям, направленным на ее удовлетворение.

Именно мотивы, а не потребности отличают людей друг от друга, поскольку одна и та же потребность может быть реализована посредст­вом разных мотивов. Мотив не только побуждает, но и определяет, что надо сделать и как будет совершено действие.

Потребности - источник мотивации, исходный пункт. Все начинает­ся с того момента, когда у человека появляется потребность, а это проис­ходит с момента рождения. Потребность доставляет человеку беспокой­ство, чувство дискомфорта, и чтобы избавиться от таких ощущений, надо потребность удовлетворить либо попытаться не обращать на нее внима­ния. Если принято решение «удовлетворить потребность», то нужно оп­ределить, как этого достичь. Для того чтобы потребность удовлетвори­лась, деятельность должна быть эффективной, что в свою очередь зави­сит от правильного мотивирования персонала в организации. Чтобы от­вечать своим потребностям, человек должен постоянно трудиться. И для многих сама работа — потребность, психологическая и физиологическая.

Мотивация имеет большое значение для выполнения трудовой дея­тельности, се результативности. Результативность труда определяет ус­пешность деятельности организации, которая, в свою очередь, являясь субъектом экономики, влияет на общие экономические показатели страны.

Важная, определяющая роль в процессе формирования мотивации персонала отводится менеджеру. Задача менеджера — управлять мотива­цией работников, если уровень мотивации работника низкий - повысить его, если высокий — то поддерживать на этом уровне.

В арсенале управляющего имеется ряд методов формирования моти­вации, которые могут быть экономическими и неэкономическими. К эко­номическим методам относят: повышение или снижение должностного оклада; временное повышение и снижение должностного оклада; уста­новление или лишение персональной надбавки.

Неэкономические методы подразделяются на социальные, психоло­гические, организационные и правовые.

К социальным методам относится: организация и проведение соци­ального планирования и регулирования, направленные на улучшение условий труда и отдыха персонала; наделение правом голоса в решении вопросов социального характера; повышение социальной активности работников.

Психологические методы используются в целях улучшения психоло­гического климата в коллективе, периодической оценки профессиональ­ной пригодности. Возможные меры: своевременное кадровое перемеще­ние профессионально пригодных работников; учет коллективных целей и потребностей; выявление работников, ухудшающих психологический климат.

Организационные методы предполагают участие коллектива в реше­нии важных перспективных вопросов, возможность сотрудника выска­зать свое мнение.

Целью правовых методов является закрепление прав и обязанностей работников в документах организации, контроль за их выполнением.