logo search
Учебники / Николайчук Маркетинг услуг

15.3 Факторы, влияющие на специфику

РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО МАРКЕТИНГА

Рассмотренные в предыдущем разделе условия определяют лишь общие маркетинговые возможности провайдеров на международных рынках услуг и побуждения клиентов к установлению внешнеэкономических связей в сфере делового сервиса. Сама же специфика реализации международного маркетинга во многом зависит от ряда факторов, которые влияют на формирование спроса и предложения, их соотношение и динамику, а также на степень, тенденции и темпы интернационализации обслуживания.

Как и условия, воздействующие факторы можно сгруппировать на основе определенных принципов. Рассмотрим некоторые из них.

Факторы территориального порядка. К ним, в первую очередь, следует отнести географическое положение той или иной страны по отношению к другим странам. В некоторых отраслях профессионального обслуживания географическое положение стра-ны-экспортера услуг играет определяющую роль. Особенно это относится к типу транспортных услуг, а также связанных с ними производственных услуг в области ремонта транспортных средств.

Так, например, удачное расположение Сингапура на важнейших судоходных маршрутах между странами Ближнего и Дальнего Востока, странами Азии и Американского континента способствует возникновению и развитию транснациональных компаний, специализирующихся на морских перевозках, ремонте судов.

Географическое положение Швейцарии на пересечении европейских торговых путей издавна служило одной из причин, благодаря которой эта маленькая страна занимает ключевые и прочные позиции в международной торговле.

К факторам территориального порядка относится и тот, который связан с положением страны в отношении временнóго пояса. Именно этот фактор в комплексе с другими способствовал тому, что Лондон формировался как международный финансовый и торговый центр. Удачное размещение города позволяет работникам многих отраслей профессионального обслуживания находиться в свободном общении и осуществлять активную торгово-финансовую деятельность между странами Америки, Европы и Азии в течение одного рабочего дня.

К другой группе относятся, факторы квалификационного порядка. Эта группа интересна тем, что хорошо иллюстрирует, как, на первый взгляд противоречивые факторы можно использовать для активной интеграции некоторых стран на международные рынки деловых услуг. Оказывается конкурентные преимущества можно создать благодаря умелому использованию не только высокой, но и низкой квалификации работников сферы профессионального обслуживания.

Многие отрасли услуг требуют наличие большого количества высококвалифицированных специалистов, например, в области консалтинга, научно-исследовательской деятельности, информационного обеспечения, юридического обслуживания, осуществления проектно-конструкторских работ и др. Высокая квалификация специалистов и наличие большого опыта часто являются «козырными картами» в реализации международного маркетинга и в конкурентной борьбе на внешних рынках. В условиях НТП и усложнения социально-экономических отношений многие отрасли деловых услуг требуют формирования сложного механизма подготовки и «загрузки» соответствующих кадров, которые были бы не просто лучшими, а считались наиболее престижными в различных международных классификациях.

Показательными примерами в этом отношении могут являться США и Англия. Соединенные Штаты заняли лидирующие позиции на международных рынках в области бухгалтерского, консалтингового и рекламного обслуживания благодаря созданию и развитию передовой системы образования по данным профильным направлениям. Наличие большого числа бакалавров, магистров и докторов по деловому администрированию позволило создать американским менеджерам имидж наиболее компетентных специалистов в области управления. Следует отметить, что США первыми «открыли» перспективность услуг, как товарной продукции на внутреннем и международном рынках, как высокопотенциальной сферы бизнеса и занятости трудоспособного населения, как эффективного инструмента получения конкурентных преимуществ в предпринимательской деятельности, и, наконец, как способ стратегического отрыва от других стран в гонке производственного, экономического и интеллектуального развития. Многие исследователи затронутой проблематики утверждают, что в Соединенных Штатах создана самая разветвленная и функционально эффективная система формирования квалифицированных ресурсов для делового сервиса на национальном и международном уровне.

Среди «передовиков капиталистического производства» и международного маркетинга в области профессионального обслуживания, требующего высокой квалификации, наряду с американскими числятся английские сервисные структуры. Наибольших успехов Англия достигла в оказании иностранным клиентам инженерно-конструкторских, консалтинговых, юридических, финансовых услуг, проведения различного рода экспертиз, а также в подготовке профессиональных кадров. Очевидно, что для перечисленных типов деловых услуг необходимо наличие большого числа высококвалифицированных и опытных специалистов. Вопросам, связанным с этим, в Англии придается большое значение и уделяется много внимания, поэтому другим странам конкурировать с ней по данным и некоторым другим направлениям делового сервиса очень тяжело.

Положительность фактора высокой квалификации в международном маркетинге неоспорима. Однако и противоположный ему – фактор низкой квалификации тоже может сослужить хорошую службу в интернационализации сферы обслуживания, в целом и интеграции некоторых стран на отдельные международные рынки деловых услуг, в частности. Особенно явно это наблюдается в строительстве, предоставлении транспортно-экспедиционных услуг, при вывозе мусора, в промышленной стирке и во многих других отраслях делового сервиса. В ряде стран работа на предприятиях этих профилей среди жителей считается не престижной. Причины могут быть различны, например, снобизм в отношении «черной» исполнительской работы, как это наблюдается в Кувейте, где местные арабы считают ниже своего достоинства опускаться до стирки или ассенизаторских работ. Или, наоборот, в некоторых станах может бытовать мнение, что ту или иную трудоемкую деятельность лучше всего выполняют работники определенной национальности. По этим и другим причинам в деловой инфраструктуре какой-либо страны может возникнуть напряженность в двух аспектах. Первый заключается в том, что в определенных отраслях профессионального обслуживания национальный сектор способен испытывает нужду в достаточном количестве отечественных фирм вообще. А второй, в том, что даже если данная проблема не актуальна, то есть в стране зарегистрировано нужное число соответствующих предприятий, они (предприятия) могут все же по различным причинам испытывать нужду в наборе исполнительских работников из числа трудоспособного местного населения. Иначе говоря, в капиталах, управленческих и других ресурсах можно не иметь недостатка, однако, «горе от ума» способно выразиться через нехватку малоквалифицированного, чернорабочего персонала на основе социально-психологических предубеждений. Вот эти «прорехи» и служат «зацепкой» инофирмам из менее развитых стран для проникновения на зарубежные рынки. В Европе хорошо известны турецкие и югославские строительные компании, украинские предприятия по международным автомобильным перевозкам. В США, Канаде и европейских странах корейские строительные фирмы пользуются успехом по ряду рыночных сегментов, а китайские сервисные структуры монополизировали региональные рынки некоторых стран по деловому ресторанному и прачечному сервису.

Таким образом, практика и международный маркетинг учат, что и недостатки можно успешно использовать на благие цели интернационализации.

Следующая группа факторов тесно связана с предыдущей. Она обусловлена стоимостью и недостатком рабочей силы.

Низкая стоимость рабочей силы является очень важным конкурентным преимуществом, благодаря которому ряду стран Азии, СНГ, латиноамериканского блока удается теснить на международных рынках деловых услуг более развитые страны. Обладая в некоторых отраслях обслуживания сравнимой с ведущими странами квалификацией, государства названных регионов побеждают конкурентов тем, что предлагают клиентам дешевые услуги. Цена услуг находится в прямой зависимости от цены труда. Та работа, которую делает американец, француз, японец за 1000 долл. может быть выполнена не хуже мексиканцем, русским, китайцем за 100 долл. Учитывая высокую эластичность спроса и предложения на рынке деловых услуг, которая проявляется не только на национальном, но и на международном уровне, данный фактор приобретает особую значимость. Благодаря ему, вполне способные на самообслуживание страны клюют на «дешевую наживку», в связи с чем, проигрывая в ценовой конкуренции, число национальных сервисных структур по некоторым отраслям сферы профессионального обслуживания со временем существенно сокращается, а число инофирм увеличивается. Если этот процесс продолжается достаточно долго, то на макроэкономическом уровне деловая инфраструктура по некоторым отраслевым направлениям может попасть в зависимость от зарубежных продуцентов.

Принцип компенсации действует и на уровне межгосударственных политико-экономических отношений. Каждая страна, выигрывая в чем-то или где-то на международных рынках услуг, в чем-то или где-то проигрывает. Следует оговориться, что речь идет о странах, которые стремятся к внешнеэкономической интеграции. В тех случаях, когда в экономической политике государства допускаются глобальные ошибки, пассивность или повышенный протекционизм чаще всего наблюдаются ослабления международных позиций, несбалансированность деловой инфраструктуры или замкнутость развития народного хозяйства. В таких ситуациях страдает, в первую очередь само государство, а не международное сообщество.

Недостаток рабочей силы – не менее действенный на интернационализацию услуг фактор. Ограниченность людских ресурсов стимулирует внедрение автоматизации и разработку передовых технологий в сфере обслуживания. Во многих отраслях делового сервиса с целью снижения доли живого труда повышается наукоемкость, капиталоемкость и фондоемкость. Во-первых, это значительно повышает производительность персонала, его квалификацию и ценность, а, во-вторых, позволяет не только охватить и обеспечить необходимыми услугами отечественную клиентуру, но и предложить отличную продукцию деловым потребителям на иностранных рынках.

К технической модернизации делового сервиса подталкивает и высокий уровень заработной платы в «продвинутой» стране, отрасли, регионе. Кстати, данный фактор был в основе того, что США за счет революционизации в структуре затрат на производство и продвижение некоторых видов услуг и моделей предложений, заняли ведущие позиции на международном рынке.

Уместно обратить внимание на то, что техническая модернизация отраслей делового сервиса, повышение показателей наукоемкости, капиталоемкости и фондоемкости профессионального обслуживания становится не только грозным наступательным оружием в международном маркетинге услуг, но и устанавливает серьезные оборонительные барьеры для проникновения на внутренние национальные рынки иностранных провайдеров. В качестве примера можно привести Швецию, которая в ряде отраслей сумела существенно превзойти США и Англию по автоматизированным услугам. Так, водители автотранспорта уже давно привыкли к полностью автоматизированным автозаправочным станциям, функционирующим без обслуживающего персонала. Недостаток рабочей силы и высокий уровень технического оснащения сферы профессионального обслуживания обусловили выдвижение Швеции в лидеры по ряду индустриализированных областей делового сервиса. Этому способствует и социально-экономическая политика правительства. В данной стране оплата труда работников сферы услуг не уступает той, что и в производственных отраслях. Если учесть достаточно высокую среднюю заработную плату по стране, то не удивительно, что Швеция считается одной из самых макроэкономически сбалансированных стран.

Оригинальной, но далеко не второстепенной группой факторов являются те, которые связаны с национальным менталитетом и особенностями культуры народов, населяющих ту или иную страну.

К таким факторам можно отнести язык, на котором говорят граждане и их владение другими иностранными языками. В ряде отраслей процесс обслуживания требует активного общения провайдеров с клиентами и необходимости поддержания постоянных контактов между производителями и потребителями деловых услуг. В этой связи следует отметить английский и испанский языки, которые являются родными для многих стран. К феноменам данного рода относится английский язык, считающийся в большинстве стран вторым языком общения.

Свободное владение гражданами несколькими языками создает некоторым государствам весомые преимущества в формировании внешнеэкономических связей. Благодаря этому фактору маленькая Швейцария в международной торговле деловыми услугами считается серьезнейшим конкурентом Соединенных Штатов и Англии. В качестве другого примера можно привести Сингапур. В восточном полушарии он считается одним из наиболее интенсивно развивающихся международных центров по оказанию деловых услуг. Различного рода специалисты сходятся во мнении, что своим успехам Сингапур во многом обязан англоговорящему населению. Интеграция восточной и западной культур позволила занять Сингапуру одно из ключевых мест на международном рынке деловых услуг.

В связи с этим стоит обратить внимание на такой важный для сферы обслуживания фактор, как способность работников легко вступать и поддерживать контакты с представителями других культур. Опять же, если на Востоке «равнение держат» на Сингапур, то на Западе большинство «видят спину» швейцарцев. Маленькая Швейцария лидирует по международной коммуникабельности. Её граждане, не только владеют одновременно несколькими иностранными языками, но и умеют оказать уважение клиентам любой культуры. Данная особенность создает швейцарцам преимущества в международной деятельности, а с учетом нейтралитета их государства швейцарские сервисные структуры (в финансовой, юридической сфере, в области информационного обеспечения, проведения различного рода экспертиз и т.д.) на международном рынке долгое время удерживают позиции, которые характеризуются как «вне конкуренции».

К рассматриваемой группе факторов следует отнести и престижность работы в инфраструктурной сфере или в какой-либо определенной отрасли услуг. В некоторых странах лучшие специалисты концентрируются в промышленных отраслях, а в сферу профессионального и потребительского обслуживания идут те, кому не нашлось места в «серьезном деле». В других странах, наоборот, устроится в сферу обслуживания, считается более престижным, чем «вкалывать» на земле, заводе, шахте и пр. Например, в США по рейтингу популярности на первом месте стоит работа в консалтинговой фирме, а попасть на Уолт-стрит – вообще предел мечтаний для многих американцев. В Америке многие «перспективные» люди стремятся проявить свои достоинства в сфере услуг, так как, по общепринятому мнению, здесь легче и быстрее можно добиться успеха. То же наблюдается и в Англии, где высокое признание получили такие отрасли делового сервиса, как консалтинг, оказание финансовых услуг, деятельность, связанная с проведением аукционов и др. В тоже время работа в промышленности считается «ниже достоинства» не только для выходцев из верхних слоев общества, но и для большинства людей «с задатками» (интеллектуальными, творческими, предпринимательскими) [56,292].

Очередная группа факторов, стимулирующих интернационализацию услуг, связана с характером спроса и отраслевой структурой комплекса профессионального обслуживания. Экономика каждого государства в чем-то более специализирована, а в чем-то менее. Это нормальное явление. В то же время это значит, что в каждой стране сегментация внутреннего рынка деловых услуг отличается своей спецификой и развивается под влиянием долгосрочного и достаточно широко проявленного спроса. Чем шире сегментирован внутренний рынок, тем лучше международные перспективы. Ну, во-первых, сложная сегментация говорит о том, что в стране наблюдается стабильный или растущий проявленный спрос на деловые услуги. Этот спрос разнообразен и требует развития разных типов деловых услуг и отраслей профессионального обслуживания, а, следовательно, возникновения сложного и сильного корпоративного сообщества в деловом сервисе.

Во-вторых, если внутренний спрос обращен к разным типам и видам деловых услуг, то страна приобретает конкурентные преимущества, потому что по ряду направлений приближается к тем, которые требуются за рубежом и, потому что иностранным заказчикам с помощью альянсов между фирмами различного профиля можно предложить высококачественные конкурентоспособные модели делового сервиса.

В-третьих, большие объемы и разнообразие спроса на услуги свидетельствуют о том, что в стране удалось преодолеть барьеры самообслуживания клиентов, ускорить оборот и интенсифицировать деловую активность. Все это создает благоприятные условия для стандартизации и индустриализации в сфере профессионального обслуживания, что становится хорошей основой для экспансии на международные рынки.

Таким образом, в стране возникает обстановка, в которой прогрессивно сочетаются две противоположные тенденции:

  1. Углубление сегментации рынка на основе дифференциации ассортимента и диверсификации деятельности.

  2. Стандартизация профессионального обслуживания и рост масштабов производства-потребления, что стимулирует рост объемов купли-продаж.

С данными характеристиками национальный деловой сервис закономерно и легко делает очередной шаг – к интернационализации деятельности, которая предполагает активное использование международного маркетинга деловых услуг.

Как на практике действует данная группа факторов можно рассмотреть на примере все тех же Соединенных Штатов. В США всегда насчитывалось огромное количество предприимчивых людей (бизнесменов, коммивояжеров, командировочных сотрудников фирм и компаний), которым приходится совершать деловые поездки в пределах своей страны. Так как большинство отраслей, производящих товары и услуги, требует, чтобы офисы фирм, их филиалы или отделения находились как можно ближе к покупателям, в масштабах страны возникла необходимость создания сети специализированных предприятий. В условиях территориальной разбросанности населенных пунктов сервисные структуры приобретают опыт и создают оригинальные системы управления сетью многоцелевых отделений у себя в стране. Добавление к созданным национальным сетям подразделений и дочерних структур, являющихся зарубежными «довесками», то есть создание заграничных корпоративных пунктов обслуживания становится вполне естественным и ожидаемым. Внедрение осуществляется на рынки услуг тех стран, где подобные отраслевые сети еще не созданы.

Данный путь развития («национализации в интернационализацию») позволил американской индустрии добиться выдающихся успехов во многих отраслях делового сервиса. Особенно известны транснациональные «спруты» американского происхождения в банковской, трастовой и инвестиционной сферах, в области коммуникаций, информационного обслуживания, лизинга, маркетингового консалтинга. Вне конкуренции считается мировая сеть предприятий, созданных американскими фирмами в области промышленной стирки. Но наибольший эффект, имеющий грандиозные масштабы, выразился в создании сети американских предприятий ориентированных на деловое гостеприимство (особенно отелей), работающих на уровне мировых стандартов. Вот уже много лет эта сеть является лидирующей в мире в области «делового туризма».

В качестве другого показательного примера интернационализации системы профессионального обслуживания через расширение структуры корпоративных сетей за границу является Великобритания. Для нее объектами экспансии сервисных структур стали многочисленные бывшие колонии, которые послужили прекрасной базой для фронтального наступления на международные рынки услуг делового характера.

Группа факторов, связанных с проявлением оригинального спроса и развитием национальной сегментации рынка услуг (ее расширение по концептуальным и углубление по производным признакам), может способствовать активизации установления провайдерами международных связей не только односторонним способом, вылавливая «корпоративной сетью» зарубежных клиентов, но и другим путем.

В мировой практике часто встречается ситуация, когда в какой-либо стране формируется устойчивый спрос на определенный вид услуг, что является причиной возникновения соответствующей отрасли и рынка, на котором действуют несколько крупных диверсифицированную в искомую область деятельности и специализированных продуцентов. В других странах спрос на эти услуги не является устойчивым и возникает время от времени, в связи с чем не имеется необходимых условий формирования четко обозначенной отрасли и рынка. Нужные услуги, как правило, низкого качества и по завышенным ценам могут оказывать клиентам небольшие фирмы-коммутанты, для которых они чаще всего не являются основными в их предпринимательской деятельности. Когда возникает, обычно спонтанно, потребность оперативно разрешить проблему, заказчики узнают, что качественную помощь можно найти лишь в одном месте – в стране, являющейся общепризнанным «профессиональным питомником» для специализированных продуцентов.

Примеров более чем достаточно. Так, во всем мире известны итальянские строительные фирмы, специализирующиеся на создании транспортных коммуникаций в гористой местности. Гористый ландшафт Италии обусловливает устойчивую потребность в дорожном строительстве, сооружении туннелей, мостов и других соответствующих объектов. К итальянским подрядчикам обращаются заказчики со всего мира, так как всем известен их профессионализм и высокое качество выполняемых работ. Накоплению огромного международного опыта в этой сфере профессионального обслуживания способствует отсутствие необходимой инфраструктуры во многих странах. В связи с этим поддержке национальной отрасли и соответствующего сегмента рынка деловых услуг придается в Италии государственное значение. Данный пример хорошо иллюстрирует, как стимулирование (а, возможно и периодическая реанимация с помощью государственных закупок) когда-то возникшего естественным образом локального сегмента национального рынка услуг имеет международный резонанс и позволяет быть стране «впереди планеты всей» и «собирать сливки» со специфических потребностей на зарубежных рынках.

Хороший «урожай» прибыли на международных рынках некоторых видов деловых услуг путем сверхузкой специализации научились собирать Финляндия и Швеция. Лесозаготовительный и деревоперерабатывающий секторы относят к числу приоритетных в народнохозяйственных комплексах этих стран. Как в той, так и в другой стране, процессы формирования кластеров ориентированных отраслей не могли обойтись без образования соответствующих сегментов сначала национальных рынков, а потом и интернационального и «взлета» специализированных подотраслей консалтинга – оказания консультационных услуг по управлению лесным хозяйством, а также предприятиями целлюлозной и бумагоделательной промышленности. В настоящее время именно эти узко направленные деловые услуги считаются наиболее конкурентоспособной продукцией Финляндии и Швеции на международном уровне среди других культивируемых ими направлений консалтинга.

Фактор характер спроса оказывает влияние на реализацию международного маркетинга услуг с еще одной стороны. Речь идет об особенностях делового менталитета и о предпринимательских традициях в различных странах. В этой связи интересны наблюдения М. Портера [56,287]. Он утверждает, что успехи американских сервисных структур на международных рынках во многом объясняются, так называемым, американским образом жизни. В США активный способ ведения бизнеса предполагает высокую мобильность предпринимателей, их желание получить в любой точке страны определенный набор услуг примерно одного качества. Фольклорное выражение «время – деньги» является формальным выражением их отношения к бизнесу. Чем быстрее делается дело, тем больше прибыли можно получить за определенный срок. Кроме того, живя в большой стране, американцы привыкли рассматривать любой рынок не с позиций узко ограниченного территориального ареала, а с позиций широкого географического пространства. Это влечет за собой установление разнообразных хозяйственных связей с разнообразными деловыми партнерами в различных регионах и в различных условиях. Масса разнообразий и различий осложняет бизнес, поэтому, нацеленный на быстроту предприимчивый «деловар», стремится к систематизации, отдавая предпочтение всему, что стандартизировано, подогнано под сервисную марку и гарантирует усредненный общепринятый эффект. В конечном счете, указанные и другие особенности делового менталитета и предпринимательских традиций позволяют американским сервисным структурам неплохо себя чувствовать и за рубежом. Везде есть деловые люди, ценящие время и деньги, а потому всегда найдутся и клиенты. Число таких клиентов и степень развития экономики той или иной страны, величины тесно взаимосвязаны. Эта причина объясняет тот факт, что американские продуценты деловых услуг умудряются захватить «свою долю» рынка даже в самых развитых в экономическом отношении странах.

Как отмечает М. Портер, иной менталитет и предпринимательские традиции свойственны Японии, Германии, Франции [56]. В этих странах особое внимание уделяют культивированию внутренних рынков. Относительно небольшие географические размеры сужают рамки территориального охвата. Вековые, устоявшиеся традиции обуславливают иные приоритеты ведения бизнеса – нацеленность на поддержание устойчивых хозяйственных связей. В выборе между увеличением количества, меняющихся по составу клиентов и сохранением устойчивого контингента потребителей, сервисные структуры этих стран отдают предпочтение последнему. На практике это выражается через удержание постоянных заказчиков путем удовлетворения идентифицированных запросов. Такой «центропупизм» не ограничивает, но все же определенным образом сдерживает выход многих японских, немецких и французских продуцентов деловых услуг на зарубежные рынки. Предпринимательская скованность порождается, в основном, двумя причинами, которые, как выясняется, при детальном рассмотрении, имеют социально-психологических характер.

Первая, им кажется, что обслуживание иностранных заказчиков, может привести к тому, что по различным причинам снизится качество услуг на своем рынке (интуитивная интерпретация принципа компенсации»).

А вторая, заключается в том, что они думают (иногда зная точно, но чаще необоснованно), будто для вторжения на зарубежные рынки потребуется слишком много времени для глубокого изучения проблематики идентифицированного спроса местных потребителей и слишком много средств для создания подразделений (дочерних структур, представительств), адаптированных к удовлетворению этого спроса. Часто многие перспективные фирмы под влиянием собственного воображения и излишних опасений отказываются от инициативы установления внешнеэкономических связей. Они ждут, когда «за тридевять земель» клиенты сами о них узнают и воспылают желанием попросить помощи. Можно согласиться с М. Портером, что в итоге страны, в которых сложился подобного рода деловой менталитет, многое теряют и проигрывают в международной борьбе по вполне конкурентоспособным отраслям профессионального обслуживания.

Следует все же заметить, что в последние годы положение на международных рынках деловых услуг постепенно меняется. Во многих странах, ранее отстающих в процессе интернационализации делового сервиса, среди предпринимателей «новое поколение выбирает…» внешнеэкономическую ориентацию. А «в тридесятых государствах», благодаря бурному развитию мировой инфраструктуры: связи, транспорта и т.д., действительно находится все больше клиентов, которым нужны деловые услуги «не такие как всем», а нечто эксклюзивное, что требует от провайдеров особого к ним внимания. Такие клиенты и за ценой не постоят, и способны отыскать сервисные структуры (у себя в стране или за рубежом), которые до мелочей соответствуют их критериям выбора.

К рассматриваемой группе факторов относят и те, которые определяют спрос на международном рынке услуг в зависимости от характерных различий в организации дела. Так, швейцарским сервисным структурам отдается предпочтение там, где важную роль играют доверие, осмотрительность, индивидуальное внимание, а также в тех случаях, когда необходимо проведение сложных переговоров (в торговле, экспертизах, трастовом обслуживании). Американские и английские фирмы перехватывают инициативу там, где требуется применение методов системного анализа (консалтинг, инжиниринг, международное право) или в тех обстоятельствах, при которых важно быстрое принятие решений и оперативность последующих действий (маркетинговые исследования, реклама, охрана, информационное обеспечение).

Очень серьезная группа факторов, оказывающих прямое воздействие на развитие международной системы делового сервиса, связана с государственным регулированием внешнеэкономической деятельности.

В различных странах руководство по-разному относятся к формированию и поддержке многонациональных корпораций.

Одни считают их валютными «дойными коровами» и облагают их непомерными налогами. Правительства этих стран ратуют за укрепление международных хозяйственных связей лишь формально. Фактически же, не умея добиться эффективности от собственного народного хозяйства, они видят в транснациональных компаниях доноров, из которых представляется случай «высосать всю кровь». В таких странах число собственных национальных международных структур невелико. Что касается «аккредитованных» зарубежных корпораций, то их относительно больше, однако, они ограничиваются одним-двумя представительствами (дочерними структурами), действующими в условиях «вампиризма» сдержано и с оглядкой, следя за тем, чтобы поборы не превысили действительную прибыль.

В других странах проявляется иной синдром. Там у местных властей периодически появляется мания подозрительности. Предполагается, что транснациональные компании представляют собой механизм для вывоза капитала за границу, что это орудие порабощения и ограбления национальной экономики и так уже многострадальной (а, возможно, наоборот, очень перспективной, если не будут вредить «подстрекатели» на утечку и заговорщики на деструктуризацию). А посему за ними нужен глаз, да глаз. В результате такого комплекса неполноценности или, наоборот, гипертрофированной значимости, разрабатываются мероприятия по всестороннему и детальному контролю за деятельностью предприятий-космополитов. Бесконечные проверки, усложненная отчетность, законодательные дебри, в которых с трудом ориентируются сами нормотворческие структуры и личности, не говоря уже об исполнительском аппарате, серьезно сдерживают прогрессивную интернационализацию бизнеса не только в сфере профессионального обслуживания, но и в любой другой области экономических связей.

В странах третьей группы оказывается всяческое содействие транснационализации субъектов хозяйствования. Практика убедительно доказывает прагматичность взглядов, суть которых в том, чтобы сделать страну своеобразной базой для многонациональных корпораций. Свобода действий, лояльность налогообложения, содействие правительства на международном экономическом и политическом уровне способствует ускорению интеграции страны в мировое хозяйство, на мировые рынки. Известно, что многонациональные компании, особенно в первые годы своей деятельности в других странах по многим проблемам профессионального обслуживания чаще всего предпочитают обращаться к сервисным структурам из своей страны, чем провайдерам страны базирования. Это связано со стремлением обеспечить надежность и привычный уровень реализации инфраструктурных процессов, облегчить коммуникации и внутрисистемное взаимопонимание корпоративного менеджмента в условиях освоения новых рынков, уменьшить предпринимательские риски и т.д. Таким образом, транснациональные компании уже в период собственного становления подготавливают и активно стимулируют другие фирмы к началу деятельности за рубежом. Они формируют первоначальный спрос, а затем содействуют его расширению в стране пребывания.

Примеров достаточно много. Именно таким способом с помощью «системы вытягивания» вышли на международные рынки деловых услуг американские бухгалтерские и аудиторские фирмы, рекламные агентства, компании, специализирующиеся на паблик рилейшнз, армия консалтинговых универсальных и узкоспециализированных фирм.

Тем же образом в свое время вылетели из своего маленького «гнезда» крупные швейцарские финансовые структуры: банки, трастовые компании, инвестиционные фон-ды, а также ставшие затем всемирно известные фирмы по проведению различного рода экспертиз.

Еще раньше метод «клина» (или «свиньи») в международной экономической интеграции использовала Великобритания, получив от Британской империи важные рычаги политико-экономического воздействия, а так же прочные связи с Канадой, Австралией, ЮАР, Индией и рядом других государств.

В настоящее время «паровозиком» на международные рынки за транснациональными компаниями, специализирующимися на автомобилестроении, электронике, производстве бытовой техники, систем связи и пр. вытягиваются японские сервисные структуры. Особо следует отметить повышенную активность японских банков и строительных фирм. Многие специалисты и наблюдатели выделяют Японию в перспективе, как наиболее серьезного конкурента в процессе международной интеграции не только по продукции материального характера, но и в области оказания деловых услуг.

Последствия государственного регулирования проявляются и с другой стороны. Например, принятые в той или иной стране стандарты в отношении загрязнения окружающей среды обусловливают спрос на соответствующие услуги. Чем жестче эти стандарты, тем выше степень необходимости удаления опасных отходов, очистки водоемов и территорий, обеспечения установленного уровня защищенности окружающей среды. Это влечет за собой формирование и развитие специфически ориентированного инфраструктурного комплекса. Специализированные сервисные структуры данного профиля, находясь в фаворе государственных интересов, укрепляют свой производственный потенциал и начинают искать сферы реализации своих возможностей за рубежом. Опыт, высокие технологии, современное оборудование и правительственное содействие дают огромное преимущество в конкурентной борьбе на международных рынках. Страны, не имеющие базы или обладающие недостаточными ресурсами для решения возникших экологических проблем, вынуждены, не смотря на амбиции, обращаться за помощью к иностранным продуцентам услуг. Говорят, что волки – санитары леса. Если перенести эту точку зрения на сферу социальной жизнедеятельности, то экологические сервисные структуры являются санитарами экономики. Не создавая необходимых условий для развития собственной популяции предприятий данного рода, государству рано или поздно придется «скармливать» огромные средства зарубежным фирмам. Стран, которые «ходят под себя», не решая своевременно экологических проблем и не создавая для этого дееспособной сервисной корпоративной системы, к сожалению, большинство. Это активно использует другая (меньшая) часть стран, предлагая на международных рынках свои дорогостоящие услуги.

Повышенное внимание к данному вопросу вызвано тем, что решение экологических проблем на международном уровне – это характерная черта нашего времени. Раньше этому фактору не придавалось большого значения. Однако времена меняются. Ожидается, что актуальность поддержания экологического равновесия в будущем будет только возрастать. Это означает, что экологический профиль – один из наиболее перспективных в деловом сервисе не только в национальных рамках, но и во внешнеэкономической среде. Перспективность выражается как в стремительном увеличении объемов потребления соответствующих услуг, так и в появлении новых видов обслуживания и моделей предложений. Те страны, которые раньше других осознáют последствия глобальных экономических тенденций, получат преимущества в конкурентной борьбе на зарождающихся международных рынках деловых услуг. Социально-экономическая политика государства во многом определяет не только масштабы, структуру и время проявления оригинального спроса, но и возникновение новых видов услуг и моделей предложений, получение определенной страной серьезных конкурентных преимуществ на международной арене, а также выдвижение национальных сервисных фирм в транснациональные лидеры по экологически специализированным отраслям сферы профессионального обслуживания.

Ещё на один фактор, который условно также можно отнести к рассматриваемой группе обращает внимание М. Портер. Речь идет о том, что международным продажам услуг содействует возможность страны экспортировать свои культуру, практику, стандарты деятельности [56]. На наш взгляд, сама возможность может иметь место, но не быть реализованной в полной мере, если к этому постоянно, последовательно и настойчиво не «прикладывает руку» правительство той или иной страны в проведении международной экономической политики. Одни страны, проявляя дальновидность и осознавая причинно-следственную зависимость между вышеназванными аспектами и экономикой, отстаивают и закрепляют свои интересы в международных отношениях путем нормотворчества в двусторонних и многосторонних межгосударственных положениях. Другие, более пассивные, соглашаются быть ведомыми, что заранее обусловливает их вторые роли в определенной сфере профессионального обслуживания.

С данной точки зрения наиболее показательной является сфера юридических услуг. В этой области лидерами выступают американские и английские сервисные структуры. Их явное преимущество перед потенциальными конкурентами, по сути, является следствием. Причина же в том, что многие международные деловые (особенно финансовые) сделки заключаются в соответствии с американским или английским законодательством. В этом заслуга не только предпринимательской активности бизнесменов этих стран, но и в разносторонней, согласованной, последовательной и долгосрочной работе правительств США и Великобритании по распространению своей культуры, практики и стандартов во всех возможных сферах экономического, политического и социального международного сотрудничества. Результаты заставляют задуматься. По данным М. Портера общепризнанным международным лидером в этой области делового сервиса является американская компания «Бейкер энд Маккензи». Вообще же из восьми ведущих на мировом рынке компаний юридического профиля пять – американские и две – английские. Если расширить охват до 20 ведущих компаний, то американских среди них – 11, а английских – 5 [56,291]. Сотни же других стран на мировом рынке данного рода услуг представлены лишь 4 компаниями из пресловутой двадцатки. Очевидно, что изменений в структуре лидеров в обозримом будущем не предвидится, потому что на степень эффективности действия фактора международной экспансии культуры и стандартов большое влияние оказывает другой фактор – фактор времени.

Фактор времени имеет важное значение. Он обусловливает не только эффективность предыдущего фактора, но и большинства остальных. Чем раньше государство выйдет на международный уровень по новым видам деловых услуг, тем больше вероятность занять ключевые позиции на соответствующих рынках. Данную закономерность можно даже усугубить, утверждая, что, кто первым предложит иностранным заказчикам конкурентоспособную «хит»-продукцию, тот и получит больше шансов стать лидером в соответствующем международном отраслевом корпоративном сообществе.

Пример, те же Соединенные Штаты. Они были первыми на рынке многих новых видов деловых услуг связанных с рекламой, паблик рилейшнз, предоставлением профессионального медицинского обслуживания, оказанием временной помощи, управлением больницами и другими некоммерческими организациями, консалтинговым обслуживанием по ряду специализированных областей, предоставлением оригинальных финансовых и трастовых услуг. Вовремя выявив тенденции зарождающихся потребностей, США сумели правильно, а, главное оперативно воспользоваться этими знаниями. Первыми выйдя на зарубежные рынки различного рода деловых услуг, они продолжают удерживать лидерство до сих пор.

Другой пример первенства, благодаря фактору времени из новейшей истории международного маркетинга в сфере делового сервиса – Швеция. Уже отмечалось, что в этой стране достигнут очень высокий уровень автоматизации на предприятиях отраслей производства и обслуживания. В связи с этим в Швеции раньше других стран возник спрос на сложные системы профессионального обслуживания, суть которых в обеспечении безопасности и сохранности оборудования на полностью автоматизированных предприятиях. Теперь им нет равных в данной области и в консалтинге по проблемам этого типа. В международном корпоративном сообществе шведские консалтинговые фирмы не только удерживают первенство по указанным отраслевым направлениям, но и стимулируют спрос на другие деловые услуги и товары производственного назначения, связанные с организацией и сохранностью дорогостоящих технических средств.