logo search
Учебники / Николайчук Маркетинг услуг

Германия

По мнению ряда специалистов Германия является одной из самых выдающихся стран в экономическом отношении. Несмотря на большие разрушения после Второй мировой войны и раздел государства, страну удалось быстро восстановить. Темпы развития её национального хозяйства, роста доли в мировой экономике и доли в мировом экспорте впечатляют.

По многим причинам (вывоз капитала, внутренние условия, специфика конкурентных стратегий, огромная эмиграция и пр.) Германия особенно бурно развивала заграничное производство. По этим показателям она лидирует, обогнав даже США и Японию. История свидетельствует, что немцы всегда старались вести войны не на своей территории, а на территории противника. Эта доктрина в полной мере относится и к маркетинговым (конкурентным) войнам.

Интересно, что в мировой экономике Германия не занимает лидирующего положения в крупных отраслях промышленности и сферы профессионального обслуживания. В то же время она обладает прочными позициями в большинстве отраслей. По «скромным подсчетам» не менее 345 отраслей германской промышленности обладают долей миро-вого экспорта от 10 до 11 процентов [56,391].

Экономика этой центрально-европейской страны очень сильно кластеризирована. В отношении делового сервиса наиболее мощными кластерами являются: транспортный, оснащение предприятий оборудованием, строительство химических заводов, строительство металлургических заводов. Однако нужно уточнить, что перечисленные и другие кластеры больше относятся к производству и экспорту «гибридной» продукции. Как и Швеция, Германия больше преуспела в отраслях «сложного бизнеса». В отраслях, относящихся непосредственно к сфере профессионального обслуживания, положение Германии на мировых рынках довольно шаткое. Страна не обладает особым конкурентным превосходством, а потому по некоторым направлениям в этой области сама является объектом сервисной экспансии. В то же время с точки зрения глобальных перспектив Германия располагает серьезными конкурентными преимуществами, которые, если правильно ими распорядиться выведут ее в первую шеренгу «лучших из лучших».

Вообще политика Германии и членов ее корпоративного сообщества в отношении делового сервиса представляется довольно оригинальной. Иностранным провайдерам внедриться на немецкий внутренний рынок деловых услуг очень трудно, слишком сильны позиции национальных продуцентов. Внутренний рынок по большинству видов услуг (деловых и потребительских) без преувеличений можно характеризовать, как закрытый. Причем, закрытым его делает не столько политика государства (его вмешательство в дела частных фирм и регулирование рынка сведено к минимуму), сколько усилия местных фирм и компаний. Сила немецких предпринимателей издавна зиждется на использовании маркетинговых стратегий дифференциации моделей предложения, будь то материальных, нематериальных или смешанных. Местные клиенты привыкли к повышенному вниманию и идентифицированному обслуживанию. Кроме того, очень силен дух патриотизма («немецкое – самое лучшее»). Чтобы конкурировать в таких условиях иностранным сервисным структурам нужно предложить институциональным «аборигенам» и нечто очень особенное. Найти или создать это «нечто» (особые модели предложений) не просто, а с учетом рентабельности бизнеса для иностранных «новичков» на локальном рынке услуг это становится трудноразрешимой проблемой.

Защищая собственный рынок, как национальную «колыбель», германские производители деловых услуг в отличие от своих коллег – производителей материальных товаров довольно вяло осваивают зарубежные рынки. Консерватизм, доходящий до ортодоксальности по отношению к делу (знаменитые немецкие пунктуальность, аккуратность, скрупулезность, ответственность), служит завидной защитой местного контингента потребителей от «тлетворного» зарубежного влияния, но при этом является сдерживающим фактором активизации германских провайдеров на международных рынках. Нельзя сказать, что немецкие сервисные структуры не участвуют в процессе интернационализации делового сервиса, однако, можно утверждать, что ведущих позиций в мировом корпоративном сообществе сферы обслуживания они не занимают. Но, как известно, любое правило имеет исключения. В этом смысле к исключениям можно отнести некоторых продуцентов в области банковского дела, строительства уникальных промышленных объектов и транспортировки грузов.

Рассматривая вопрос проникновения на зарубежные рынки, обращает на себя внимание одна важная особенность. Немецкие провайдеры услуг в основном ориентируются на освоение рынков близлежащих стран: Франции, Швейцарии, Австрии, Чехии, Польши, Дании и стран Бенилюкса. Реализация концентрированного и дифференцированного маркетинга привязывает сервисные структуры к месту их возникновения и развития. Отрыв от главной базы дислокации связан с большими инвестициями, потерями и риском. Последние два аспекта неприемлемы для немецких предпринимателей. Поэтому расширение сфер влияния даже на территориях стран-соседей идет постепенно и осторожно. Увеличение числа контингента потребителей происходит медленно и основывается на процедуре отбора надежных, выгодных и перспективных клиентов. Зато, к чести немецких продуцентов, если между ними и иностранными заказчиками завязывается «Дружба – Freundschaft», то хозяйственные связи устанавливаются прочно и надолго. Зарубежным партнерам после немецких производителей услуг все остальные (даже собственные) уже кажутся «не тем, что надо». Степень взыскательности потребителей существенно возрастает, и дотянуться до этого уровня, а тем более закрепиться на нем по силам лишь немногим. Таким образом, в искусстве привязки к себе клиентов сервисным структурам из Германии нет равных.

Очевидно, что ориентация на производство предельно индивидуализированных моделей предложений и высочайшее качество исполнения работ и операций, образующих суть профессионального обслуживания, являются в настоящее время основными детерминантами конкурентного преимущества немецких провайдеров на зарубежных рынках. Уместно заметить, что эти зарубежные рынки принадлежат очень высокоразвитым в индустриальном отношении странам. Для того чтобы прижиться на таких рынках, нужны действительно выдающиеся характеристики реализуемой продукции, а также неординарные способности исполнителей. Большую роль в поддержании и развитии этих природных способностей немцев играет передовая в мире система профессионального образования, которая готовит высококвалифицированные кадры. Этот фактор наряду с вышеназванными также является ключевым в формировании конкурентных преимуществ Германии в области развития международных экономических отношений. Немецкие сервисные структуры медленно, но верно интегрируются в мировую систему профессионального обслуживания.

В последние годы темпы роста показателей по международным коммерческим операциям в сфере делового сервиса стабилизировались, а по некоторым отраслям даже несколько снизились. Однако эти тенденции специалисты не относят к сигналам опасности. Идет «переваривание» Восточной Германии (после объединения двух стран). Совершенствуется, а по ряду направлений создается заново производственная, финансовая, рыночная и социальная инфраструктура. Национальная экономика переживает серьезные преобразования. Однако болезни роста уже проходят. Ожидается, что в ближайшем будущем «германский динамизм» (термин М. Портера) во внешнеэкономической деятельности проявит себя в полной мере. Потенциал Германии по всем параметрам значительно вырос. Многие наблюдатели-международники склонны считать, что она стала наиболее сильным и перспективным в экономическом отношении государством Западной и Центральной Европы.

Япония

Японию называют страной контрастов, «чудом ХХ века», «дальневосточным тигром». Вероятно, все эти эмоциональные эпитеты данная страна получила заслуженно, стремительно развивая промышленное производство и торговлю. То, чего другие государства добивались сотни лет, создавая и реформируя свои индустриальные народнохозяйственные комплексы, способные стать рабочими компонентами мировой экономики, Японии удалось сделать всего за 30-40 послевоенных лет. Ее успехи покажутся еще более поразительными, если учесть, что по многим видам материальных товаров, для производства которых, казалось бы, не имелось никаких серьезных оснований (природных ресурсов, опыта, неблагоприятное географическое положение и т.п.), она вырвалась в мировые лидеры.

Однако объектом внимания в данном разделе являются не отрасли по выпуску товаров, а достижения Японии в сфере делового сервиса. С данной точки зрения, возможно, это действительно страна контрастов, но никак не «чудо» и не «тигр». В развитии международной системы профессионального обслуживания Япония участвует очень слабо и опосредованно. Косвенные заслуги сводятся к производству высококачественных технических средств (машин, оборудования), которые могут быть использованы в сервисной деятельности.

Япония пока не проявляет прямой активности в процессе интернационализации делового сервиса. Отраслей данной ориентации немного. Но, как известно, если в одном месте прибудет, то в другом убудет. Именно так обстоит дело в отношении Японии по проблеме «деловые услуги – мировые рынки». Некоторые «японоведы» объясняют отставание страны по ряду отраслей, в том числе и интересующим нас тем, что оно вызвано «…как отражением сложной расстановки сил в японской стратегии, так и свидетельством растущей ограниченности будущего японского преуспевания» [56,432]. Сложность расстановки сил в японской стратегии обусловило то, что эта страна в настоящее время почти не имеет ярко выраженных конкурентных преимуществ в мировой торговле деловыми услугами. Если принять во внимание мнение специалистов-анали-тиков, что ХХI век и вообще третье тысячелетие – это эпоха услуг, то можно согласиться с тем, что будущее японского преуспевания находится под угрозой.

В то же время эта страна умеет удивлять. Вполне возможно, что вскоре мы будем наблюдать новое чудо – «второе пришествие» Японии на мировые рынки – рынки деловых услуг. Вероятность данного развития событий очень высока, так как в самой стране для этого создана хорошая, всесторонне развитая база. Внутренний рынок услуг достаточно развит, имеется прекрасная инфраструктура, которая постоянно совершенствуется, спрос почти по всем типам услуг, входящим в классификационную структуру, является устойчивым или растущим. Хронический недостаток сырьевых ресурсов уже сейчас вынуждает японских предпринимателей искать альтернативные виды бизнеса. Лучшего приложения сил, чем включение в мировую торговлю услугами трудно представить. Скорее всего, Япония, опираясь на свои конкурентоспособные отрасли материального характера, выберет те сегменты мирового рынка, которые принято относить к категориям «сложного бизнеса», «наукоемкого бизнеса», «интеллектуального бизнеса».

Внутренний рынок деловых услуг Японии, как и в Германии, характеризуется как закрытый. Однако здесь требуется уточнение. Формально, судя по законодательной системе, внутренний рынок Германии является одним из самых открытых в мире. Ограничения деятельности иностранных фирм и компаний минимальны. Чувствуется, что парламент и правительство делают ставку на национальный менталитет и конкурентные преимущества немецкого предпринимательства, о чем подробнее уже было сказано. В проводимой государством экономической политике не проявляется серьезных опасений по поводу того, что иностранные продуценты составят угрозу деятельности отечественным предприятиям. Более того, во внутренней и внешней политике сквозит уверенность, что немецкие производители товаров и услуг «самые, самые…». Дать им волю, так они шаг за шагом, постепенно вытеснят любого конкурента с любого рынка. Отсюда призывы, исходящие из Берлина, ко всякого рода международным государственно-политическим и экономическим объединениям. Можно открывать собственные рынки и приглашать «гостей», зная, что они здесь «долго не засидятся». Это лучший способ получить право самим «идти в гости», а уж там видно будет, как вести себя с хозяевами.

Иначе дело обстоит в Японии. К сохранению закрытости внутреннего рынка прилагают титанические усилия не только местные промышленники, коммерсанты и финансисты. За социально-экономической чистотой «Страны Восходящего Солнца» бдят контролирующие органы правительства и парламентарии. Прямое проникновение на внутренние рынки Японии зарубежных производителей, особенно провайдеров услуг связано с большими трудностями. Почти каждый такой случай рассматривается на правительственном уровне. Чтобы не потерять право действовать на зарубежных рынках, Японии приходится иногда уступать. Делается это неохотно, с оговорками и при первом же удобном случае создаются экономические условия, осложняющие функционирование на местном рынке фирм и компаний иностранного происхождения. Если «Восток, дело тонкое», то Дальний Восток – еще более утонченное, «здесь чужих не любят» и «здесь трудно кого-то чем-то удивить». Поэтому, чтобы внедриться на японские рынки услуг и, главное, удержать бизнес в сфере профессионального обслуживания, требуется выйти к местным потребителям с оригинальными и актуальными моделями предложений, проявить завидную настойчивость и искусность в маркетинге и менеджменте, быть готовым к многочисленным рискам и иметь «медный лоб» для пробивания общегосударственных и муниципальных законодательных стен. Для многих зарубежных сервисных структур такой «винегрет» не по вкусу, они предпочитают менее экзотические условия для предпринимательства.

В тоже время некоторые иностранные компании находят способы эффективной интеграции на японские рынки. В военном деле издавна известен прием, когда одна сторона для наступления или обороны, чтобы сковать действия противника выставляет перед ним мирное население или военнопленных. То же сплошь и рядом происходит в бизнесе. Если нельзя внедриться на определенный рынок открытым способом, то ищутся пути для слияния зарубежных компаний с местными фирмами или их поглощения (образуются ТНК). Когда и это не удается сделать, прибегают к созданию международных альянсов. В таких случаях, чтобы избавиться от агрессивных иностранных корпоративных «оборотней» властям и «бойцам национальной бизнес-гвардии» придется уничтожать своих, а это для японцев недопустимо. Раз уж возникла такая ситуация, то они стараются извлечь из нее максимум выгоды. Японцы, как губка впитывают все, что может принести пользу для развития собственного рынка и национального бизнеса. Они изучают опыт зарубежных производителей товаров и услуг, адаптируют и модифицируют модели предложений. Извлекая уроки из допущенных ошибок, японские предприниматели не хуже политиков научились обращать поражение в победу. Практика показывает, что очень часто товары и услуги «занесенные» иностранными компаниями в Японию, возвращаются на родину авторов значительно улучшенными, более совершенными. ТНК и международные альянсы японцы используют, как «окна в Европу и Америку», прорубленные, кстати, самими же европейцами и американцами (даже в этом проявляется своеобразная экономичность). Через них на вотчину пришельцев устремляются потоки высококачественной продукции, которая начинает вытеснять местные аналоги, к удивлению и запоздалому раскаянию «нарушителей» экономического баланса сил.

Развивая тему об участии Японии в текущих процессах интернационализации делового сервиса, но на «чужом поле», следует заметить, что ее шансы перейти из разряда «аутсайдеров» в разряд «авангардистов» достаточно велики. Пока время и обстоятельства «не поджимают».

Во-первых, рынки деловых услуг большинства стран остаются слаборазвитыми. Их насыщенность по количественным и относительным критериям продолжает быть низкой.

Во-вторых, ассортиментный ряд деловых услуг постоянно и быстро расширяется за счет появления наукоемких, капиталоемких и сложных видов, что вполне устраивает японцев, так как по этим аспектам им мало кто может противостоять.

В-третьих, еще не выработан потенциальный ресурс производственных мощностей страны, ориентированных на выпуск материальной продукции, а международные товарные рынки остаются достаточно прибыльными и перспективными.

В-четвертых, японцы одними из первых осознали и убедительнее всех доказали на практике, что в развитии экономики ведущую роль играют не столько сырьевые, территориальные и политические факторы, сколько культурные, особенно наличие и пестование интеллектуальных ресурсов. А с этим в «загадочной» Японии все в порядке. Исторические традиции уважения к образованию, доходящее до благоговения к учителю, позволили обеспечить страну высокообразованными, высококвалифицированными, высокопрофессиональными, высоко… и т.д. кадрами практически во всех областях социально-экономической жизнедеятельности. Жизненное кредо каждого японца заключается в том, чтобы стать не просто хорошим работником, менеджером или удачливым предпринимателем, а стать настоящим специалистом своего дела. В культуре Японии удачно сочетаются два принципиально разные направления: философия личности (индивидуальности каждого творения и неповторимости каждого явления) и философия коллективности (взаимосвязи и взаимозависимости всего и вся в этом мире). Эти философские мировоззрения являются источником вполне реальных прагматичных устремлений японцев – проявить себя как уникальная личность, но на благо и в рамках коллектива. Такие духовные опоры помогают сохранить Японии тысячелетние традиции и культурно-патриархальные устои, но при этом не мешают ей активно приобщаться к достижениям современности.

«Японские компании обладают также необыкновенной способностью пополнять свои технологические ресурсы из-за границы, как это делается еще в Швейцарии и Швеции. У Японии богатые традиции в адаптации элементов других культур. Японские компании с большим уважением относятся к сильным соперникам, у них нет ни малейшего высокомерия по отношению к чужим технологиям, их мало смущает, кому принадлежит авторство. Прагматичный поиск лучших технологий также стимулируется сильным давлением внутренней конкуренции. Японские компании тратят очень много средств на участие в иностранных конференциях, посещение дружественных зарубежных компаний, изучение литературы, лицензирование хороших технологий, вместо того чтобы повторять уже сделанное.» [56,435].

Аксиомы восточных учений о выживании гласят, что для того: чтобы не сломаться (на ветру перемен, под тяжестью снега, росы и пр.) травинка должна согнуться; чтобы победить, иногда нужно отступить; чтобы иметь, надо отдать; чтобы наслаждаться жизнью (понимай, бизнесом), надо не бояться смерти (понимай, разорения). Подобных эволюционных по характеру противопоставлений можно привести достаточно много. Не должно удивлять, что, возможно, этот сценарий как раз и разыгрывает Япония. Уступая в сфере деловых услуг, отдавая мировые рынки на откуп другим странам, она всячески стремится упрочить свое положение и лидерство в товарных отраслях международной экономики. В то же время исподволь подготавливаются условия, а также формируется и апробируется система детерминантов, которые позволят этой стране создать конкурентные преимущества в будущей борьбе за мировые рынки услуг. По некоторым отраслям Япония уже зарекомендовала себя как серьезный «боец невидимого фронта» – сферы профессионального обслуживания, по другим можно отметить «готовность № 1». Это: информационно-вычислительные услуги, услуги блока логистического сервиса, банковские услуги, связь, некоторые направления из маркетингового блока деловых услуг и др.

Пока основной сервисный потенциал направлен на обеспечение внутреннего рынка, однако, судя по глобальной стратегии, которая используется японским корпоративным сообществом, вскоре следует ожидать разворот на 1800. На множестве примеров формирования и развития различных отраслей экономики Японии видно, что сначала главным объектом внимания фирм и компаний является создание и удовлетворение внутреннего спроса. По мере насыщения рынка как стандартизированной, так и индивидуализированной продукцией японским производителям становится тесно в национальных рамках и они ищут выхода на зарубежные рынки. Как правило, такие выходы имеют взрывной характер, то есть, если какая-либо японская фирма после соответствующей кропотливой подготовки в качестве десанта от корпоративного сообщества добилась успеха в другой стране, то за ней немедленно устремляется целый «сонм» земляков. Натиск, высокое качество продукции, относительно низкие цены и завидная согласованность действий позволяют им в кратчайшие сроки захватывать существенные доли целевых зарубежных рынков. Такая «муравьиная» стратегия очень эффективна. Как для муравьев, значительно более крупная, чем они тля служит своеобразной «коровкой», так и для японцев другие страны представляют собой нечто подобное. И те и другие ухаживают за своими «коровками», лелеют их, а в случае необходимости самоотверженно защищают. Практика показывает, что, внедрившись на какой-либо интернациональный рынок, японцев уже очень трудно оттуда вытеснить. Они настолько приспосабливаются к данному рынку, привязывают его к себе и оберегают, что другим компаниям остается одно из двух: или искать (создавать) новые сегменты, или с помощью государственных и муниципальных органов применять протекционистские меры, которые могут повлечь за собой политические осложнения.

Скорее всего, процесс экспансии Японии на международные рынки деловых услуг будет развиваться по отработанной стратегии с поправками в алгоритме исполнения на текущие события. Всему свое время.

Италия

Считается, что Италия присоединилась к числу наиболее развитых стран лишь в 70-тые годы [56,458]. Но, на наш взгляд, такие оценки слишком предвзяты. Эта страна всегда занимала одну из ключевых ролей в мировой истории, политике, в развитии мировых экономических отношений, создании европейского индустриального, финансового, научного и интеллектуального потенциала. Как и все страны (даже более чем другие) Италия переживала разные периоды. Были промышленные и культурные взлеты, были и времена застоя. Судить о значимости государств в международной экономике, политике и других областях внешних связей за исторически короткие временные отрезки было бы ошибочно.

Италия обладает большим количеством выгодных факторов производства. Уникальное расположение, развитая транспортная инфраструктура, густонаселенность, вековые (тысячелетние) традиции и опыт, коммуникабельность, патриотизм и приспособляемость к любым условиям, которые заложены в национальном характере итальянцев – все это и многие другие детерминанты позволяют утверждать, что эта страна была, остается и будет серьезным соперником на международных рынках товаров и особенно услуг. Последнее стоит подчеркнуть. Несмотря на внутриполитическую нестабильность (частую сменяемость правительств), Италия на протяжении 30-40 лет по темпам роста доли мирового экспорта товаров и услуг среди ведущих стран занимает 2-3 место, уступая Японии и время от времени США.

Одной из особенностей участия Италии в международной торговле товарами и услугами является то, что среди продуцентов, ориентированных на внешнеэкономические связи подавляющую часть составляют малые и средние по международным стандартам специализированные предприятия (сервисные структуры) – коммутанты и патиенты. Крупных производителей (виолентов) пока немного. Главным объектом внимания для них является внутренний рынок. Транснациональных мировых гигантов единицы. Все они сосредоточены на выпуске материальных товаров, а диверсификация в сторону деловых услуг осуществляется очень умеренно, ровно настолько, насколько требуется для продвижения и реализации основной продукции.

В деловом сервисе Италия добилась общемирового признания в сфере промышленного и потребительского дизайна. Она конкурирует и одновременно сотрудничает с Францией в области моды, фурнитуры и других, связанных с дизайном сферах.

Дизайн, разработки в области моды, фурнитуры и пр. несмотря на характеристику «потребительский» можно одновременно отнести и к деловому сервису потому, что услуги оказываются не отдельным физическим лицам, а предприятиям – производителям конечной (потребительской) продукции: одежды, обуви, мебели, ювелирных украшений, специальных автомобилей и других товаров. Хорошо развит дизайн в организации розничной торговли: оформлении фасадов магазинов, витрин, торговых помещений, прилегающих территорий. Среди мэтров делового искусства (дизайна) всемирно известны такие фирмы как «Мэмфис» и «Артемид» (мебель), «Сотсасс» и «Бонетто» (промышленный дизайн), «Пининфарина», «Бертоне», «Италдизайн» (автомобильный дизайн), «Армани», «Валентино», «Версаче», «Беллини» (мода). Сервисные структуры этого профиля, обычно, интегрированы в экспортные отрасли. По оценкам некоторых аналитиков, доходы от экспортно ориентированных деловых услуг в сфере дизайна ежегодно приносят Италии более 10 млрд. долл. [56, 472; Авт.].

Попутно отметим, что делать зарубежные инвестиции не свойственно для итальянских производителей. Они осуществляются, но в сравнительно небольших объемах и в крайних случаях. Привязка капитала к Родине значительно снижает его способность к росту за счет зарубежной «подкормки»..

Италия является одним из мировых лидеров в оказании услуг по выполнению проектно-конструкторских работ, а также в области строительства дорог и специализированных объектов транспортной инфраструктуры. В этом большую роль играет огромный опыт, накопленный страной в области возведения специфических сооружений в сложных и разнообразных условиях итальянского ландшафта. На долю итальянских компаний по указанным профильным направлениям профессионального обслуживания ежегодно приходится от 12% до 14% общего количества мировых заказов [56,472; Авт.].

Не меньшее впечатление производит Италия по профильно-ориентированным секторам организации материально-технического обеспечения. Особенно больших достижений она добилась в деле создания широко разветвленной по всему миру сети современных складских оптово-розничных комплексов, которые функционируют на местных рынках, как специализированные базы-магазины

Страна занимает прочные позиции в мировом рейтинге по уровню развития индустрии делового гостеприимства. Италия является примером в области обслуживания деловых поездок и организации международных мероприятий.

Не лидирующее, но заметное положение занимает Италия в сфере морских перевозок. Основным районом международной судоходной деятельности является средиземноморский бассейн. Здесь главным конкурентом итальянцев выступает Греция.

Характеризуя конкурентные преимущества Италии на международных рынках, следует отметить, что страна в этом отношении, как и Япония, является страной контрастов, только в другом ракурсе. Если по одним отраслевым направлениям она значительно оторвалась от потенциальных конкурентов, то по другим наблюдается по выражению М. Портера «полный провал». Особенно заметны недостатки Италии в банковском и страховом деле, в области телекоммуникаций, почтовой и телефонной связи, оказания услуг юридического и трастового профилей, в сфере информационного и, как ни странно, комплексного материально-технического обеспечения. По деловым услугам этих и ряда других направлений при достаточно высоком спросе внутренний рынок ощущает острый дефицит. Такая ситуация объясняется активным и неумелым вмешательством государственных органов управления в регулирование процессов развития и функционирования сферы обслуживания. Вполне естественно, что в этой обстановке страна стала объектом экспансии иностранных сервисных структур. С данной точки зрения Италию также можно считать одним из активнейших участников процесса интернационализации делового сервиса, но уже не в роли провайдера, а потребителя услуг.

Обращает на себя внимание, что итальянские продуценты услуг добиваются успеха на международном уровне только в тех отраслях, где имеется сильная конкуренция на внутреннем рынке. Если же на внутреннем рынке конкуренция слаба или отсутствует по причине монополизации определенного рынка или активного вмешательства государства, то и на внешних рынках итальянские сервисные структуры чаще всего проигрывают. «Бледный вид» провайдеров является следствием отсутствия закалки в маркетинговых войнах и дистрофии производственно-коммерческого потенциала.

В глобальном процессе интернационализации сферы профессионального обслуживания Италия нашла свою нишу. Она имеет и постоянно расширяет тесные связи с развивающимися государствами. По многим видам внешнеэкономических отношений Италия является связующим звеном между, в чем-то слаборазвитыми и передовыми странами. Так как государств первых двух категорий большинство, то перспективы Италии в дальнейших обозначенных интеграционных процессах, происходящих в сфере делового сервиса, представляются довольно четкими и устойчивыми.

Дания

Дания, как и Швейцария, прекрасный пример того, что маленькая страна может не только найти своё место в мировом корпоративном сообществе продуцентов услуг, но и завоевать в некоторых отраслях прочные позиции.

Эта страна является общепризнанным лидером в области промышленной и потребительской стирки. В этом секторе делового сервиса она является первым конкурентом США. Началось с того, что правительство Дании в своё время ужесточило законы по охране окружающей среды. В связи с этим возникла необходимость перехода от индустриальной чистки и стирки спецодежды, обмундирования, белья гостиниц, ресторанов и т.д., а также потребительских вещей к способам, отвечающим высоким экологическим требованиям. Актуальность проблемы обращала на себя внимание во многих странах, однако Дания первая осознала, что решить ее удастся не отдельными улучшениями, а лишь полностью преобразовав всю отрасль химической чистки и промышленной стирки. Для этого (и по некоторым другим причинам) была создана новая сервисная структура «International service system». Сейчас она является ведущей в мире по решению проблем данного рода, причем не только в деловом сервисе, но и в потребительском.

Из других профессионально ориентированных отраслей делового сервиса в небольшой Дании, имеющих в разной мере мировую значимость, можно отметить оказание специализированных услуг экологического профиля, деловое гостеприимство, специализированные грузовые перевозки морским транспортом, а также предоставление услуг, связанных с оптово-посреднической деятельностью.

Приложение к Гл. 15