9.Имидж организации как фактор ее конкурентоспособности
Значимость имиджа сегодня явно возрастает из-за растущего влияния коммуникативных потоков на жизнь обычного человека. Вероятно, это связано с определенным усложнением нашего мира, и чтобы оказаться на равных с этим усложнением, человеку приходится обрабатывать все большие массивы информации. Но возможности его остаются практически теми же. Именно поэтому имидж как картинка-символ, заменяющая собой более сложную структуру, становится важной составляющей деятельности любого человека.
В буквальном смысле слово имидж означает внешний образ, слепок (от англ.- «Image»). Таким образом, имидж - некий эталон личности; он является внешним отражением ее в глазах окружающих»
Имидж воспринимается как совокупность определенных действий, поступков, поведения, вербальных и невербальных средств общения, внешних характеристик физических и психологических свойств, а также служит для передачи той ауры, которая бессознательно ощущается окружающими.
В последние десятилетия термин стал широко применяться в отечественной науке, связанной с управленческими проблемами, психологией, социологией, рекламой и т.д. При этом произошло широкое заимствование из американских источников, связанных с формированием общественного сознания, особенно в области политики и проведения избирательных компаний.
В американском научном и практическом менеджменте также уделяется большое внимание созданию имиджа управленца и руководимой им организации.
Так, Ф. Дж. Роджерс подчеркивает важность отражения в имидже таких качеств руководителя, как ответственность, умение реализовать свои и чужие решения, умение устанавливать приоритеты, быть честным и надежным, заражать своей энергией, быть настроенным на успех, сохранять равновесие, спрашивать совета, хвалить на людях, критиковать с глазу на глаз, предвидеть последствия и т.д. В обобщенный символический имидж американского менеджера, как правило, входят качества администратора и лидера, интегрирующего интересы всех участников бизнеса, коммуникабельность и воображение, стратегический склад ума, широкие интеллектуальные горизонты, высокие моральные стандарты, инициативность, способность аккумулировать необходимую информацию и т.д.
Чем выше уровень управленца, тем более индивидуализирован его имидж. Для персонала фирмы обычно создается типизированный образ с детальной разработкой поведенческих элементов.
Следует отметить внешние и внутренние аспекты, составляющие целостность облика. Внешний аспект составляется из множества элементов - от обуви, до головного убора. Это и лицо, и одежда, и походка, и мимика, манеры поведения, голос, жесты. Здесь требуется помощь специалиста, визажиста, учитывающая характерные особенности человека.
Внутренний аспект имиджа имеет особо важное значение, потому что составляет духовную основу личности, ее менталитет, интеллект, интересы, потребности, ценности, цели, смысл жизни, мастерство, т.е. все, что представляет сущность человека, его предназначение в мире.
Положительный имидж воспроизводится как целостное представление о человеке, включающие его психофизические черты, социальные характеристики, ролевые устремления и ряд других факторов.
В имидж входят:
внешние данные;
состояние здоровья; уровень образования, общая эрудиция;
профессионализм;
социальная принадлежность;
знаки определенной идеологии, взглядов;
нравственные ориентиры, этические нормы;
типологические ролевые признаки;
персональные характеристики и индивидуальные особенности;
» модель поведения;
харизма;
ораторские приемы;
коммуникативные навыки;
стиль деловых отношений;
семейные отношения;
образ жизни;
биография;
стиль одежды;
отношение окружающих.
Этот перечень не является исчерпывающим; выделенные параметры нс равнозначны: они отражают всего лишь практику выбора основных направлений «слепка» личности в общественном сознании.
Имидж организации гораздо многослойнее и обширнее, нежели имидж отдельного человека, его формирование — это сложный и трудоемкий процесс, которому, к сожалению, многие российские фирмы не уделяют должного внимания.
Потребитель, выбирая фирму, товары или услуги которой намерен приобретать, ориентируется на ее имидж. Поэтому над созданием фирменного имиджа целенаправленно работают.
Образ организации формируется из многих неравнозначных компонентов. К ним относятся:
Название фирмы, которое должно вызывать положительные ассоциации,
Социальная значимость работы коллектива, ее роль в удовлетворении потребностей пользователей;
Характеристика товара или услуги;
Имидж кадров, наличие крупных специалистов, выдающихся деятелей,
Стиль работы, включающий надежность, оперативность, новаторский подход;
Условия оплаты товара, услуги;
Этика деловых отношений внутри коллектива и с внешними организациями;
Архитектура и интерьеры зданий и помещений, отражающие материальные возможности фирмы, культуру дизайна, вкусовые ориентации;
Развитая инфраструктура - пищевые блоки, санитарно- гигиенические условия;
Стиль одежды персонала, его внешний облик;
Режим работы, соответствующий интересам потребителей;
Уровень делопроизводства, обеспечивающий четкие рамки взаимоотношений, их надежную фиксацию, хранение документов и их оперативную выдачу;
Порядок в организации.
Главной составляющей имиджа организации являются ее товары и услуги, раскрытию потребительских качеств которых придается особое значение. Кроме того, в современных условиях их имидж связан с наличием товарного знака, привлекательной упаковки и других внешних признаков.
Имидж организации — это целостное восприятие организации, которое включает оценку, восприятие различными деловыми партнерами, общественностью и другими группами и сотрудниками организации. Он формируется на основе информации о различных сторонах ее деятельности.
Имидж фирмы часто разделяют на внутренний, и внешний. К внутренней составляющей относят: имидж руководителя, имидж персонала, идеология, цель организации и т.д.
К внешней составляющей относят: имидж товара/услуги, визуальный имидж, фирменный стиль, имидж фирмы в социальной сфере и т. д.
Имидж организации обладает и определенным экономическим потенциалом, что особенно важно для финансовых институтов, где уровень доверия является столь же работающей категорией, как и другие вполне материальные показатели его работы.
Финансовые подразделения фирмы через ценовую политику формируют образ доступности товаров и услуг, устанавливают приоритетные слои населения, на которых они рассчитаны, расширяют их за счет различных скидок, льгот, подарков, бесплатной выдачи после определенного числа покупок и т.д.
Имидж организации выступает как один из факторов ее конкурентоспособности. Напрямую зависит от реализуемой стратегии фирмы, оказывая ей поддержку или вступая в противоречие с ней.
Сильный имидж предприятия и его товаров является подтверждением того, что предприятие обладает уникальными деловыми способностями (специальными навыками, умениями), позволяющими повышать предлагаемую потребителям воспринимаемую ими ценность товаров и услуг.
Создание сильной товарной марки может дать следующий экономический эффект, который, как показывает опыт, часто недооценивается менеджерами российских предприятий:
потребители готовы заплатить за нее высокую цену;
она помогает расширить долю рынка, т.е. увеличить объем продаж, поскольку ее стремятся продавать розничные торговцы и с готовностью покупают потребители; у нее больше возможности для дальнейшего роста;
в силу лояльности потребителей она приносит стабильно более высокую прибыль, поскольку снижает риск, последующие маркетинговые расходы, успешнее преодолевает неожиданно возникшие препятствия;
у нее высокие защитные барьеры и высокие возможности развития; как показывает опыт, понятие жизненного цикла здесь неприменимо, стратегия позиционирования обеспечивает им долголетие;
создает благожелательное отношение к предприятию всех заинтересованных групп: помогает найти новых работников, акционеров, обеспечить общественную и государственную поддержку.
Становится очевидным, что сильный имидж предприятия и производимых им товаров является важнейшим стратегическим преимуществом предприятия.
- Часть 1. Основы менеджмента
- Классические школы науки управления
- Методы управления организацией и трудовым коллективом. Модели коммуникации.
- 3.Понятие «менеджмента» в развитии социума. Классификация функций менеджмента. Содержание управленческого труда.
- 4.Понятие «организация» и подходы к ее рассмотрению. Виды организационных структур и их характеристика
- 5.Основные элементы внутренней и внешней среды организации
- 6. Понятие, уровни и содержание организационной культуры
- 7.Понятие и сущность лидерства. Лидеры и менеджеры
- 8.Стили руководства. «Управленческая решетка» менеджмента. Уровневая модель управления
- 9.Имидж организации как фактор ее конкурентоспособности
- 10.Создание и стадии развития команды в организации
- 11.Личное планирование времени: система планирования, правила и принципы планирования времени
- 12.Коммуникация, коммуникационные процессы в организации. Понятие, организация и сущность переговоров. Совещание в системе менеджмента: цели, задачи, виды и специфические особенности.
- 13.Деловое общение. Анализ внутригруппового взаимодействия
- 14. Формы власти и влияния в менеджменте
- 15.Понятие, сущность, типология управленческих решений в деятельности менеджера. Основные этапы и методы принятия управленческих решений
- 16.Сущность, виды, формы, инструменты и этапы традиционного процесса контроля
- 17.Понятие и процесс делегирования полномочий: преимущества и недостатки.
- 18.Понятие и значение мотивации. Потребности персонала и процесс мотивации. Мотивация и стимулирование труда. Роль менеджера в формировании мотивации работников.
- 19.Содержательные теории мотивации
- 20.Процессуальные теории мотивации
- 21.Маркетинг как функция менеджмента. Стратегии маркетинга
- 22.Сущность, виды и источники инвестиций. Управление инвестициями в менеджменте. Основные функции менеджера по инвестициям. Оценка инвестиционной деятельности
- 23.Принципы обеспечения качества. Системы качества. Стандартизация в системах управления качеством. Конкурентоспособность и качество
- 24.Стратегическое планирование. Сравнительный анализ элементов оперативных и стратегических планов
- 25.Конфликты в организации: понятие, виды, причины и методы разрешения
- 26.Этика менеджмента и социальная ответственность
- 27.Эффективность менеджмента: экономический и социальный аспект
- 28.Понятие организационных изменений. Цели, причины, виды и обоснование организационных изменений
- 29.Политика проведения организационных изменений. Сопротивление изменениям
- 30.Информационные технологии в управлении
- Часть 2. Общепрофессиональные дисциплины
- 1.Инновации как источник удовлетворения общественных потребностей. Ключевые понятия инновационного менеджмента. Классификация инноваций
- 2.Научные основы инновационного менеджмента (возникновение, становление, основные черты)
- 3.Инновационный процесс и жизненный цикл инновации. Стадии и этапы инновационного цикла. Технологические пределы и разрывы
- 4.Понятие инновационной стратегии. Её сущность, особенности. Основные виды стратегий инновационной деятельности
- 5.Стратегическая архитектура организации: видение, миссия, цель, стратегия
- 6.Методология анализа внешней среды организации. Технологии стратегии развития
- 7.Методология анализа внутренней среды
- 8.Стратегические проблемы и стратегический выбор. Оценка стратегии
- 9.Анализ конкурентной среды. Виды конкурентных стратегий.
- 10.Бизнес-планирование в управлении предприятием
- 11.Отличие бизнес-плана от других плановых документов
- 12.Структура и содержание разделов бизнес-нлана
- 13.Понятие кризис. Этаны развития кризиса организации. Классификация кризисов
- 14.Причины экономической несостоятельности организаций
- 15.Определение неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий
- 16Сущность, цели, эффективность и основные мероприятия реструктуризации организации
- 17.Современная концепция качества. Принципы всеобщего качества и их эволюция
- 18.Роль качества в стратегическом управлении организацией. Качество как конку рентное преимущество
- 19.Модели формирования систем качества
- 20.Процессный подход к разработке системы управления качеством
- 21.Понятие «социальная политика», ее сущность, основные задачи и роль в жизни общества
- 22.Социальное партнерство: понятие, принципы, специфика
- 23.Социально-психологические аспекты социального менеджмента.
- 24.Понятие, виды и роль исследований в деятельности менеджера
- 25.Методология системных исследований
- 26.Эффективность исследований. Параметры и критерии оценки исследований
- 27.Сущность предпринимательской деятельности
- 28.Преимущества и недостатки различных форм организационно-правовых форм предпринимательской деятельности
- 29.Объекты, участники предпринимательской деятельности.
- 30.Порядок образования и прекращения деятельности субъектов предпринимательской деятельности
- Часть 3. Менеджмент организации.
- 1.Необходимость оценки конкурентоспособности фирмы в практике управления
- 2.Конкурентоспособность как объект управления. Понятие конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособность продукции: взаимосвязь и различия
- 3.Системное управление качеством - новая стратегия обеспечения конкурентоспособности фирмы и ее продукции
- 4.Государственный механизм воздействия на конкурентоспособность. Мировая, национальная, отраслевая и фирменная конкурентоспособность
- 5.Диагностика конкурентной среды предприятия. Классификация конкурентных стратегий. Процесс разработки конкурентоспособной
- 6.Анализ деятельности конкурентов при оценке конкурентоспособности фирмы
- 7.Анализ привлекательности рынка - основа оценки конкурентной позиции фирмы. Виды маркетинговых исследований и особенности их применения в оценке конкурентоспособности фирмы
- 8.Экспертная оценка конкурентоспособности предприятия. Механизм оценки конкурентоспособности фирмы
- 9.Построение конкурентной карты рынка. «Цена потребления» как фактор конкурентоспособности. Понятие демпинга
- 10.Матричные методы и модели оценки конкурентоспособности фирмы
- 11.Использование инструментария стратегического анализа при опенке конкурентоспособности фирмы
- 12.Оценка бизнеса: сущность и методология
- 13.Особенности оценки конкурентоспособности фирмы на основе методов финансового анализа
- 14.Управление стратегическими изменениями как условие повышения конкурентоспособности фирмы
- 15.Оценка конкурентоспособности фирмы (бизнеса) в условиях неопределенности
- 16.Сущность и корпоративного менеджмента
- 17.Бизнес-система корпорации. Функции корпоративного менеджмента
- Англо-американская модель корпоративного управления.
- 19.Понятие корпорации. Виды корпоративных объединений
- 20.Природа операционного менеджмента. Производственные
- 21.История развития операционного менеджмента
- 22.Сущность услуг. Операционная классификация услуг
- 23.Управление производственными мощностями на предприятиях
- 24.Понятие проект и управление проектами в деятельности организации
- 25.Процесс управления проектом: этапы управления, технология организации работы
- 26.Сетевое планирование: правила построения сетевых графиков и анализ сетевых графиков
- 27.Управления проектными командами: пятиступенчатая модель развития команды, трудности проектных команд
- 28.Понятие экологический менеджмент и экологическое управление, значение в развитии организации. Основные принципы экологического менеджмента
- 29.Понятие риска. Риск и неопределенность. Экономический риск.
- 30.Методы управления риском. Хеджирование риска.