logo search
ЭиУ

История развитие рекламы в Интернет

Реклама в Интернет начала развитие в 2003 году с размещения статического баннера небольшого размера на сайте www.netscape.com. Баннеры явились наиболее простым и наглядным технологическим решением Интернет-рекламы, баннер - это небольшой рекламный модуль, аналог традиционному модулю печатных рекламных изданий. Достоинством баннера явилась возможность сделать его интерактивным, то есть применить технологии анимации, которые сразу отнесли его совершенно в другую категорию рекламных технологий, нежели обычный печатный модуль. Но, несмотря на наглядность и оригинальность, баннерная реклама содержала и недостатки: иногда на баннер нажимали потому, что он вводил в заблуждение и казался неким разделом сайта; иногда он содержал недостоверную рекламу и обманывал ожидания пользователя; а иногда перегруженная баннерами страница заставляла пользователя долго ждать полной загрузки (это не маловажно, если учесть возможности модемов того времени) - все это часто приводило пользователя в состояние раздражения, что негативно сказывалось на дальнейшем восприятии информации. Иными словами, отсутствие правил баннерной рекламы давало анти-эффект.

Упорядочить данную ситуацию во многом удалось баннерообменным сетям. Именно с их помощью в Интернет появилась такая единица виртуального взаиморасчета, как "показ" - демонстрация баннера на страницах сайта. Показ - это один из классических видов бартерных отношений, осуществляемых через посредника. С помощью того же посредника владельцу ресурса стала доступна статистика показов и у него появилась возможность выбора целевых групп, среди которых он мог проводить баннерные кампании - первые шаги виртуального маркетинга. В этом виде рекламы появились и финансовые отношения - количество показов можно было приобрести за деньги. Так же баннеры приобрели стандартный размер и по правилам баннеробмена появлялись в определенных местах, в результате чего пользователь стал меньше попадать в "засаду диких баннеров". Но, как известно, ничто не может длиться вечно. Хоть деятельность баннерообменных сетей не прекратилась, но сработал один из основных законов как реального, так и виртуального рекламного мира - к баннерам привыкли и стали меньше обращать на них внимания. В сети Интернет появилось больше различной информации, и действия пользователей стали более целенаправленными, многие к баннерам стали относиться как к неизбежному факту, который не должен отвлекать.

Для достижения своих целей web-промоутерам пришлось действовать более жестко, и именно в этот момент определенную популярность приобрело такое средство привлечения пользователей, как "отсылочный скрипт", который активизировался при открытии страницы и в новом окне браузера загружал рекламируемый ресурс или баннер. Но подобный способ продвижения сетевых ресурсов не стал популярен - зачастую пользователь закрывал неожиданно открывшееся окно как мешающее основной работе.

Со временем в Интернете появилась мультимедийная flash-технология. Ее преимущества были очевидны, ведь с помощью flash-технологии можно изготовить баннер в виде видео-ролика, который по объему будет не очень сильно отличаться от своего gif-анимационного предшественника. Также новый баннер может реагировать на движения курсора мыши, что позволяет вовлечь пользователя в какую-нибудь нехитрую игру. Интерес к таким баннерам у пользователей, разумеется, повысился, но flash-баннер, более дорогой в изготовлении, вскоре тоже стал терять популярность- работает все тот же закон привыкания. Иными словами, пользователь реагирует на новое, неожиданное, зрелищное. И как подтверждение данного правила, появился "радиобаннер". Он "звучал", точнее, звучали аудиоролики, но из этого события можно сделать вывод, что баннерная реклама пытается воздействовать, по возможности, на все органы человеческого восприятия, и это обусловлено вполне земными, а не виртуальными закономерностями.

С появлением новых технологий "баннеро-строения" появилась возможность частично решить вопрос навязчивости рекламы. Это одна из актуальных проблем, решив которую, баннерная реклама вступит в новый этап своего подъема. Ведь неприятие рекламной информации дошло до того, что появились программы-фильтры, защищающие пользователя от агрессивной политики рекламистов. При задействовании таких программ, как правило, показ баннера блокируется, статистика показов засчитывает полноценную демонстрацию. Дальнейшее развитие таких программ может грозить экономическим провалом для многих Интернет-порталов, оценивающих Интернет- рекламу как основной источник доходов. В Интернет уже появились баннеры, отражающие только суть рекламной мысли, а дальнейшее получение информации пользователем будет происходить после наведения курсора на баннер. Информация подается весьма наглядно, т.к. в распоряжении рекламиста практически весь экран, а пользователь не уходит с интересующего его сайта, как это происходило ранее. Следующим третьим поколением баннерной рекламы будет связано с разработками по искусственному интеллекту- это новое уникальное направление, которого ещё нигде не было.

Вторам не маловажным видом Интернет рекламы является- почтовая рассылка.

Почтовая рассылка в индивидуальном порядке существовала с момента появления пользователей в сети Интернет. Именно персональная рассылка от знакомого к знакомому обладала той рекомендательной силой, которой не хватало рекламе. Но круг пользователей, имеющих персональный адрес электронной почты, стремительно расширялся и быстро перерос количество знакомых каждого пользователя в отдельности. Так появились первые индивидуальные системы новостных рассылок, положительный эффект которых весьма очевиден, так как пользователь добровольно согласился получать информацию, в том числе и рекламную. Разумеется, каждый владелец ресурса стремился сделать свою рассылку более интересной и более полной, чем у других, это и привело к популяризации данного способа привлечения посетителей. Со временем рассылок стало столько, что даже если их выбирать по определенной тематике, подписаться на все представляло определенные трудности. Именно в этот момент появились службы почтовых рассылок, которые смогли объединить, сгруппировать по тематикам и предоставить пользователям достаточно удобный интерфейс для управления. Фактически взяв на себя труд по поиску и подписке на интересующие новостные ленты, службы рассылок стали для пользователя "информационными агентами" в мире Интернет.

Удобство оповещения большого количества потенциальных посетителей о том, что на определенном ресурсе появилось что-то, стоящее их внимания, оценили практически все пользователи. Даже те, кто не желал изо дня в день собирать базу подписчиков, радуя их интересной информацией. Так появился "спам" - обратная сторона такого явления, как персональная рассылка.

Развиваясь, спам в той или иной степени затронул всех обладателей почтовых адресов, хотя ущерб, который наносят пользователям так называемые спаммеры, весьма спорный. Иногда неконтролируемый поток сообщений может приостановить работу web-сервера, а иногда единственным письмом ляжет на почтовый адрес пользователя. Для выяснения опасности спама различными исследовательскими группами проводятся анкетирования, ведется статистика жалоб на спамные сообщения, и все равно нет однозначной оценки вредоносности спама.

Одним из самых древнейших и самых сведущих свидетелей развития Интернет, роста и падения популярности различных Интернет- проектов является поисковая система. Именно в ней регистрируется ресурс с момента появления в Интернет и именно поисковая система приводит пользователей на вновь открывшиеся страницы. Подобные системы оснащены мощным инструментом для поиска информации на проиндексированных web-страницах, а также инструментами для ведения статистики посещений ресурсов, что бывает весьма важно при определении результативности различных рекламных кампаний. Таким образом, поисковая система, с одной стороны, выступает как технология Интернет- рекламы, а с другой - может являться независимым экспертом популярности сайта. Но известные поисковые системы обладают весьма обширной базой ресурсов, в которой иногда бывает трудно найти необходимую информацию, несмотря на довольно удобный поисковый инструмент, из-за огромного количества ссылок, отвечающих запросу.

Поэтому в Интернет появились достаточно удобные виртуальные каталоги, доски объявлений, форумы, посвященные определенным темам и конкретным вопросам. Хотя подобные ресурсы не обладают такой глобальной информацией, как "поисковиковые машины", но размещенные в них анонсы очень часто могут точно сориентировать пользователя в его действиях и дать необходимый ему ответ.

Размещение анонсов ресурса во всех интересующих каталогах уже начинает представлять определенную трудность. В помощь web-промоутеру были созданы специальные программы для автоматической регистрации, но они могут помочь лишь частично в силу ограниченности алгоритма действия. Будущее за специальными сетевыми агентствами, которые будут заниматься только анонсированием и регистрацией ресурсов. Наблюдая за темпами развития специализированных каталогов, можно сказать, что это еще одна профессиональная ниша для виртуальных рекламистов.

Как известно, коммерция не стоит на месте и электронная в том числе. В Интернет появилось множество виртуальных магазинов, которые охватывают различные сегменты рынка: компьютерный, автомобильный, бытовой техники, мебельный и так далее. Для удобства пользователей, желающих в спокойной обстановке более подробно ознакомиться с виртуальным спросом и предложением в интересующей их области, появились off-line версии Интернет-магазинов, каталогов и справочников, установив которые на своем компьютере, требуется всего лишь периодически закачивать с определенных серверов обновления. Подобные программы довольно эффективно служат навигаторами в мире рекламы. К услугам пользователей созданы тематические разделы и возможность поиска по ключевым словам, а также ссылки на дополнительную информацию, которую можно получить непосредственно с сайта производителей или распространителей товаров и услуг. Передача информации через off-line приложения сейчас еще только входит в моду, многие владельцы ресурсов до сих пор не решили для себя, что им интереснее: приглашать пользователей на страницы своей информационной системы или способствовать созданию баз данных на компьютерах пользователей, давая тем самым им относительную независимость. К тому же разработка и распространение клиентских приложений в настоящее время является достаточно дорогостоящей работой, что в некоторых случаях себя просто не оправдывает.

Как видно из выше сказанного, технологии Интернет-рекламы на сегодняшний момент достаточно развиты, чтобы признать виртуальный рекламный рынок самодостаточным и перспективным.