1.1. Понятия «данные», «информация», «знания», «информационная потребность». Свойства информации.
«Информация» в переводе с латинского означает «осведомлять, давать сведения, разъяснять». В речевой практике с этим понятием связывают сведения, или сообщения, которыми люди обмениваются друг с другом.
Однако понятие информации постоянно уточняется и развивается в рамках категориального аппарата теории информации, естественных, технических и гуманитарных наук. Логическое и математическое уточнение привело к тому, что информацией признаются лишь те сообщения, которые способны уменьшить для их получателя степень неопределенности в отношении того или иного объекта, явления, процесса. Таким образом, понятия «сообщение» и «информация» в науке были разделены.
Термин «информация» стал центральным в кибернетике, где управление представляется как процесс восприятия, переработки и передачи информации. В рамках кибернетики интенсивно шла работа по выявлению новых видов информации и информационных процессов в живой и неживой природе, технических системах и общественных коммуникациях.
Следует также отметить, что существуют разные взгляды на соотношение понятий «сведения», «данные» и «информация». Сама по себе информация может быть отнесена к категории абстрактных понятий, но ряд особенностей, таких как возможность записи, стирания, передачи, приближает ее к материальным объектам. Иногда термин используется в узком смысле, как синоним данных, иногда — в более широком, включающем понятия, которые можно вывести из данных.
По степени сходства понятий определения информации могут быть разделены на следующие группы (см. рис. 1):
Информация — это сведения. Например, информация — это совокупность каких-либо сведений, передаваемых людьми устно, письменно либо другим способом. Информация — сведения о ком-либо или о чем-либо, передаваемые в форме знаков, символов.
2. Информация — это знание. Это новые знания, принятые, понятые и оцененные как полезные для решения тех или иных задач. Это знание, но не все знания, которыми располагает человечество, а лишь та часть, которая используется для ориентировки, для активного действия, для управления, т.е. в целях сохранения качественной специфики, совершенствования и развития систем. Информация — совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними.
Рис. 1.1.Данные, информация и знания [5]
3. Информация — это данные, факты. Эта группа определений отождествляет понятия «данные» и «информация». Данные — это информация, представленная в формальном виде, который обеспечивает возможность ее хранения, переработки и передачи. Информация — это данные, отобранные для конкретных людей, проблем, целей и ситуаций.
Обобщая указанные выше аспекты, можно дать следующее определение понятия «маркетинговая информация».
Под маркетинговой информацией будем понимать совокупность аккумулируемых с определенной целью снижающих неопределенность сообщений, явлений, данных о состоянии маркетинговой деятельности, об окружающей организацию маркетинговой среде и характерных для нее процессах.
В настоящее время информация признается важнейшей составляющей ресурсного потенциала фирмы, обеспечивающей ее успешное функционирование и развитие.
Контроль над информационными ресурсами означает реальную власть в экономической, социально-политической и иных сферах современного общества. Чтобы добиться конкурентного преимущества, организации необходимо адаптировать все процессы сбора, обработки и передачи информации к определенным информационным потребностям конкретных пользователей.
Информационная потребность может быть определена через описание информации, необходимой для достижения какой-либо цели. Информационная потребность присуща отдельному лицу, коллективу или какой-либо системе и отражает необходимость получения информации, соответствующей характеру выполняемых действий.
Информационные потребности могут быть формализованы в совокупность требований отдельных пользователей, групп пользователей и организаций получению необходимых данных для решения научной или практической задачи, на основе которых формируется программа выходных данных информационной системы.
Мы будем описывать информационные потребности пользователя через характеристики показателей (состав, степень детализации, форму представления и периодичность обновления), способствующие решению текущих задач, своевременному обнаружению препятствий к их выполнению или поиску благоприятных возможностей.
Вот примерный перечень вопросов для выяснения потребностей в информации.
Какова область решений, принимаемых в рамках полномочий должностного лица?
Какая информация необходима для осуществления указанных действий?
В какой форме, объеме и с какой степенью детализации необходима информация?
Как часто требуется информация?
Какая информация необходима дополнительно, чтобы принимаемые решения соответствовали общей политике фирмы на рынке?
Кто предоставляет информацию?
Пользователь маркетинговой информации — это субъект маркетинговой деятельности (индивид или подразделение), которому информация предоставляется для использования или интерпретации.
К проблемам создания информационных потоков организации можно отнести:
Трудность однозначной фиксации пользователя маркетинговой информации. В этой роли выступает вся управляющая система организации, а не только отдел маркетинга. Особенно сложно определить информационные потребности в тех случаях, когда организационная структура формируется исходя из принципа «каждый сотрудник — маркетолог».
Невозможность однозначной стоимостной оценки получаемого объема информации.
Неопределенность полезности информации.
Специфичный механизм устаревания информации по сравнению с моральным старением основных фондов и износом материальных потребительских благ. Информация не изнашивается, но ее ценность со временем уменьшается.
Потери информации вследствие наличия «фильтров», влияющих на восприятие и определяющих отбор необходимой человеку информации в постоянно нарастающем потоке. [2]
Ценность информации — свойство, определяемое ее пригодностью к практическому использованию в различных областях целенаправленной деятельности. Ценность и полезность информации детерминируются ее качественными и количественными характеристиками. Качество информации можно рассматривать как степень развитости свойств, обусловливающих ее практическую пригодность. Полезность информации определяется тем, насколько она уменьшает неопределенность ситуации, и связана с оценкой ее необходимого количества. Количество информации, характеризующее подлежащее передаче сообщение, не зависит от его смыслового содержания.
Стоимость информации определяется временем на сбор, сортировку, хранение, извлечение и анализ данных [5].
Свойства информации [2]:
Полезность (Какая информация необходима?)
ПРАВИЛЬНОСТЬ / ПРИГОДНОСТЬ (Наличие соответствующей системы сбора?)
УДОБСТВО ПОЛЬЗОВАНИЯ (Рациональное хранение)
СВОЕВРЕМЕННОСТЬ (Получение по мере необходимости)
ЦЕНА (Время на сбор, сортировку, хранение, извлечение и анализ данных)
ЦЕННОСТЬ (Снижение неопределенности и риска)
Таблица 1.1
Принципы маркетинговой информации [3]
Принципы | Обеспечение их соблюдения |
Актуальность | Представление реальных сведений в нужный момент времени |
Достоверность | Адекватность сведений, обеспечиваемая соблюдением научных принципов сбора и обработки информации, борьбой с любой тенденциозностью |
Релевантность | Обеспечивается получением информации в соответствии с поставленными задачами |
Полнота отображения | Обеспечивается составлением плана исследования, выявлением сущности явления, его иерархической структуры и связей |
Целенаправленность | Соответствие информации генеральной цели исследования |
Информационное единство | Подчинения методологии обработки данных требованиям теории информатики и статистической теории наблюдений |
Чтобы быть пригодной к использованию (т.е. иметь ценность для принятия управленческих решений), информация должна удовлетворять принципам, указанным в табл. 1.1.
- В.А. Вишняков, а.П. Ковалев, с.Г. Щербакова
- Часть 8 ИнФормационное обеспечение и интернет маркетинг
- Введение
- 1. Понятие информации и информационных потребностей системы управления маркетингом
- 1.1. Понятия «данные», «информация», «знания», «информационная потребность». Свойства информации.
- 1.2. Маркетинговая информация. Классификация и сравнительный анализ видов маркетинговой информации
- 1.3. Источники маркетинговой информации
- 1.4. Информационное обеспечение маркетинговых решений на различных уровнях управления
- 1.5. Проблемы получения информации в условиях турбулентности маркетинговой среды
- 2. Маркетинговые информационные системы предприятия
- 2.1. Классификация информационных систем, их роль в организации
- 2.2. Маркетинговая информационная система (мкис) и ее связь с информационной системой предприятия
- 2.3. Структура маркетинговой информационной системы
- 2.4. Принципы создания и этапы проектирования маркетинговой информационной системы
- 3. Программное обеспечение маркетинга
- 3.1. Классификации программного обеспечения маркетинга
- 3.2. Характеристика программного обеспечения маркетинговой деятельности предприятия Программа для автоматизации маркетингового учета, анализа и планирования Marketing Analytic
- Программа для разработки маркетинговой стратегии компании Marketing Expert
- Решение задач аудита маркетинга в программе Marketing Expert
- Решение задач планирования маркетинга в программе Marketing Еxpert
- Программа для автоматизации маркетингового анализа бэст-Маркетинг
- Серия программ, автоматизирующих отдельные участки маркетингового анализа и управления КонСи
- Программно-методический комплекс для маркетингового планирования и управления МаркетингМикс
- Маркетинговый план
- Аналитические инструменты Матрица bcg
- Матрица ge
- Прогнозирование
- Управление по целям
- Мониторинг маркетинговой деятельности
- Дополнительные разделы Энциклопедия маркетинга
- Демо-версии
- Модуль «Маркетинг» программного комплекса «Галактика»
- 3.3. Сравнительный анализ программного обеспечения маркетинга по функциональным возможностям
- 4. Современные технологии в информационном обеспечении маркетинга
- 4.1. Доступ к сети Интернет
- 4.2 Маркетинг с использованием баз данных
- 4.3. Управление взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management, crm). Crm-системы
- 4.4. Обзор crm-решений
- 4.5. Новые технологии в обслуживания клиентов
- Сайты основных разработчиков crm-систем
- 5. Основы интернет-маркетинга
- 5.1. Основы методологии маркетинга в Интернет: основные понятия и определения
- 5.2. Современные концепции маркетинга
- 5.3. Обзор и анализ белорусского рынка Интернет-маркетинга
- 5.4. Значение Web–сайта в системе маркетинга предприятия
- 5.5. Правовые и этические аспекты Интернет-маркетинга
- 6. Сетевая экономика и интернет маркетинг
- 6.1 Понятие и составляющие сетевой экономики
- 6.2 Интернет технологии в управлении и маркетинге
- 6.3. Применение новых технологий в маркетинговой деятельности
- 6.4 Трудовые отношения и платежи
- 6.5. Методы и пути интеграции предприятий в электронный рынок
- 6.6 Элементы знаний в маркетинговой деятельности
- 7. Маркетинговая деятельность предприятия на электронном рынке
- 7.1. Осуществление маркетинговой деятельности в среде Интернет
- 7.2. Маркетинговые исследования в сети Интернет
- 1) Неизвестные размеры рынка
- 2) Пассивность потребителей
- 3) Незнание потребителей
- 7.3. Товарная политика и рынок услуг в Интернете
- Особые характеристики цифровых информационных продуктов
- Виды электронных продуктов
- Стратегии создания новых товаров в сети Интернет
- Услуги на электронном рынке
- 7.4. Ценовая политика и Интернет
- 7.5. Система распределения и Интернет
- 7.6. Организация коммуникативной политики в Интернете
- 8. Реклама, стимулирование сбыта и связи с общественностью в интернете
- 8.1. Баннерная и контекстная реклама в сети Интернет. Подходы к оценке эффективности рекламных кампаний Реклама как составная часть продвижения
- Виды и задачи рекламы
- Виды рекламных кампаний
- Реклама в Интернет
- История развитие рекламы в Интернет
- Особенности рекламы в Интернете
- Разработка рекламной программы в Интернет
- 1) Зачем понадобилась фирме реклама в сети Интернет
- 2) Потенциальные потребители продукции клиента
- 3) Задачи рекламной кампании в сети Интернет
- 4) О чем говорить в рекламе: о фирме или ее товаре
- 5) Какую аудиторию необходимо обеспечить
- 6) Как определить эффективность рекламы в Интернет
- Ценовые модели размещения рекламы
- Оплата по количеству показов
- Фиксированная оплата
- Оплата по количеству щелчков мышью
- Оплата по количеству посетителей
- Баннеры
- 8.2 Методы по стимулированию сбыта в Интернете. Основные средства e–mail–маркетинга. Реклама с использованием электронной почты
- Рассылка индивидуальных писем
- Использование списков рассылки
- Дискуссионные листы
- Реклама с использованием Конференций Usenet
- Web-конференции
- 8.3. Сравнительные преимущества различных видов рекламы в Интернет
- 8.4. Основные методы организации связей с общественностью в Интернете и их особенности. Интернет-Брендинг
- 9. Оценка эффективности маркетинговой деятельности в сети интернет
- 9.1. Методика оценки эффективности системы маркетинга на основе Web-сервера
- Экономическая эффективность Оценка экономической эффективности
- Определение затрат
- Определение экономии
- Организационная эффективность
- Оценка интеграции с существующей информационной системой предприятия
- Оценка интеграции с существующей деятельностью предприятия
- Маркетинговая эффективность
- Эффективность источников привлечения посетителей
- Прочие затраты
- Расчет эксплутационных затрат
- Текущие затраты на потребляемую электроэнергию
- Заработная плата обслуживающего персонала
- Начисления на заработную плату
- Расходы на вспомогательные расходные материалы
- Сокращение документооборота
- Сокращение расходов на канцелярские принадлежности
- 9.3. Пример оценки эффективности рекламной кампании
- Разработка и продвижение сайта
- Реклама сайта
- Расчет экономической эффективности
- Экономическая эффективность рекламы в Интернет
- Эффективность баннерной рекламы
- Экономическая эффективность рекламной кампании
- 9.4 Пример расчета эффективности внедрения ip–телефонии
- 10. Методическое обеспечениен дисциплины
- Тема 4. Проектирование маркетинговой информационной системы
- Тема 1.2. Сеть Интернет как новый инструмент маркетинга [кср, 2 Лк]
- Тема 1.3. Принципы этичного маркетинга в сети Интернет [кср, 2 Лк]
- Раздел 2. Информационные и телекоммуникационные технологии и системы в Интернет–маркетинге
- Тема 2.1. Технологии и системы электронного маркетинга [кср, 2 пз]
- Тема 2.2. Crm–системы как средство реализации маркетинга взаимоотношений с клиентами [кср, 2 пз]
- Раздел 3. Сайт как инструмента маркетинга: принципы построения и возможности
- Тема 3.1. Значение Web–сайта в системе маркетинга предприятия
- Тема 3.2. Принципы построенияи функционирования Web–сайтов [кср, 2 пз]
- Тема 3.3. Оценка эффективности маркетинговой деятельности в сети Интернет [кср, 2 Лк]
- Раздел 4. Особенности маркетинговой деятельности предприятия на электронном рынке
- Тема 4.1. Маркетинговые исследования в сети Интернет
- Тема 4.2. Товарная политика и рынок услуг в Интернете
- Тема 4.3. Ценовая политика и Интернет
- Тема 4.4. Система распределения и Интернет
- Тема 4.5. Организация коммуникативной политики в Интернете [кср, 2 Лк]
- Раздел 5. Реклама, стимулирование сбыта и связи с общественностью в Интернете
- Тема 5.1. Реклама в сети Интернет
- Тема 5.2. Методы по стимулированию сбыта в Интернете
- Тема 5.3. Связи с общественностью в Интернете
- 10.2. Тематика практических, лабораторных занятий
- 10.3. Задания по кср
- Кср часть 1 – «информационное обеспечение маркетинга»
- Тема 3. Структура маркетинговой информационной системы [кср, 2 Лк]
- Тема 7. Интернет как инструмент информационного обеспечения маркетинга [кср, 2 Лк]
- Тема 8. Электронный бизнес [кср, 2 Лк, 2пз]
- Тема 10. Построение системы маркетинга предприятия на основе Web-сервера в среде Интернет [кср, 2 Лк]
- Кср часть 2 – «основы интернет-маркетинга»
- Тема 1.2. Сеть Интернет как новый инструмент маркетинга [кср, 2 Лк]
- Тема 1.3. Принципы этичного маркетинга в сети Интернет [кср, 2 Лк]
- Тема 2.1. Технологии и системы электронного маркетинга [кср, 2 пз]
- Тема 2.2. Crm–системы как средство реализации маркетинга взаимоотношений с клиентами [кср, 2 пз]
- Тема 3.2. Принципы построения и функционирования вэб–сайтов [кср, 2 пз]
- Тема 3.3. Оценка эффективности маркетинговой деятельности в сети Интернет [кср, 2 Лк]
- Тема 4.5. Организация коммуникативной политики в Интернете [кср, 2 Лк]
- 10.4. Контрольные вопросы по дисциплине Перечень вопросов для подготовки к зачету часть 1 – «информационное обеспечение маркетинга»
- Перечень вопросов для подготовки к экзамену часть 2 – «основы интернет-маркетинга»
- 10.5. Рекомендации по выполнению курсовой работы
- Литература Основная литература часть 1 – «информационное обеспечение маркетинга»
- Часть 2 – «основы интернет-маркетинга»
- Дополнительная литература часть 1 – «информационное обеспечение маркетинга»
- Часть 2 – «основы интернет-маркетинга»
- Используемаялитература
- Приложение 1 Характеристика crm-систем
- Приложение 2 Функции crm-систем
- Приложение 3 Сводная таблица crm-систем
- Приложение 4 Шаблон оформления листа задания на курсовую работу
- Задание
- Приложение 5 Рекомендации по содержанию сайтов
- Рекомендации по содержанию сайта (Интернет-магазина), предоставляющего туристические услуги:
- Рекомендации по содержанию сайта фитнес-центра (спортивного лечебно-оздоровительного центра):
- Рекомендации по подготовке контента сайта Медицинского центра по оказанию медицинских услуг:
- Рекомендации по подготовке контента сайта, посвященного оказанию услуг по организации корпоративных мероприятий и праздников:
- Рекомендации по содержанию сайта Учебно-методического центра:
- Рекомендации по содержанию сайта (Интернет-магазина) по продаже товаров народного потребления:
- Рекомендации по подготовке контента для разработки сайта (Интернет-магазина) по продаже парфюмерии и средств гигиены:
- Рекомендации по подготовке материалов для разработки сайта (Интернет-магазина) по продаже канцелярских товаров:
- Рекомендации по содержанию сайта по продаже мобильных компьютеров и мобильных телефонов:
- Рекомендации по содержанию сайта (Интернет-магазина) по продаже спортивных товаров и спортивного инвентаря:
- Рекомендации по содержанию сайта (Интернет-магазина) по продаже продуктов питания:
- Рекомендации по содержанию сайта по предоставлению банковских услуг:
- Рекомендации по содержанию сайта (Интернет-магазина) по продаже кондиционеров и отопительных приборов:
- Глоссарий основных терминов